понедельник, 19 мая 2008 г.

Методика преодоления нарушений голоса

Методика преодоления нарушений голоса. Лечение дизартрии
Для детей со стёртой дизартрией представляет определённую трудность длительный и экономный выдох, что необходимо для нормальной речи. Ранее были представлены упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки.

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые свойственны детям со стёртой дизартрией. В работу по формированию произношения рекомендуется включать фонетическую ритмику.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Педагог, проводящий занятия по фоноритмике должен сам:

  • уметь и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;
  • ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без неё;
  • уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
  • видеть и уметь исправлять характер движений у детей;
  • стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и детей;
  • слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
  • пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Одним из разделов системы работы по преодолению фонетических нарушений у детей со стёртой дизартрией является формирование интонационной выразительности речи. Работа по данному направлению предусматривает введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания.

Упражнения по развитию силы голоса.

1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко).

3. Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция).

4. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе. Усиление голоса с увеличением длительности звучания.

5. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания.

6. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.

7. Обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

8. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса, произнесение предложений с изменением силы голоса.

9. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.


Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что при систематических занятиях с ребенком предлагаемые системы упражнений способствуют успешному преодолению трех синдромов дизартрии: артикуляторных расстройств, нарушения речевого дыхания, нарушений голоса.

ключевые слова: лечение стертой дизартрии

Еще рекомендуем:
Лечение дизартрии. Алгоритм лечения.
А вашего ребенка проблемы с речью?
Заикание. Краткий обзор проблемы
Лечение заикания в Киеве. Работа с десятикласником

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»