понедельник, 29 декабря 2008 г.

Куда стремится голос

Куда стремится голос.Лечение дизартрии
Вы, мои дорогие мамы и папы, в скором времени станете хорошими логопедами. Пусть, не для всех желающих. Пусть, в масштабах своей квартиры. Но вы обретете опыт и знания, которые никогда и никому не мешали. Вот вы сейчас удивленно пытаетесь понять: к чему я клоню. Да, к тем же знаниям. Ваш ребенок стал говорить гораздо лучше. Вы видите, какие результаты приносят ваши многотрудные действия. То, что вашего ребенка стали понимать окружающие, это ваша заслуга.

Сегодня я хочу вас познакомить с той целью, к которой вы можете продолжить движение вместе с вашим ребенком. Но, прежде всего, несколько слов о здоровье. За окном зима. Самое уязвимое… впрочем, и об этом мы уже не раз говорили. О чем? Да, о том, что холод и сырость очень вредны для голоса. Вернее, для голосовых связок и дыхательных путей.

И вообще, на первых порах, когда с помощью дыхательной и артикуляционной гимнастики, вы только начали обретать хороший голос – будьте с ним очень осторожны. Этот голос еще очень слабый и неокрепший. Он, как только что проклюнувшийся птенец, глядит вокруг и ждет восторгов. И поддержки. Вот здесь и начинается другая, новая жизнь голоса ребенка. Для начала нужно голос из слабого, превратить в сильный и выносливый. Для этого не надо каких-то заумных упражнений. Если ваш ребенок уже умеет читать, то чтение вслух и будет именно тем тренажером, который поможет сделать голос более выносливым. Только не нагружайте его сверх разумной меры. Делайте это осторожно, и постепенно увеличивайте нагрузку.

Очень часто дети, у которых дизартрия, имеют немного хриплый голос. О чем это говорит? В первую очередь о том, что что-то мешает полному смыканию голосовых связок. И это «что-то» - узелки, которые появляются у детей, которые много кричат. Или по другой причине перегружают голосовые связки. Так, что следите, чтобы ребенок не добавил себе голосовых проблем. Голос вашего малыша может стать звучным. То есть чистым и ясным. Понятно, что дикция у вас сейчас на первом плане. Но не останавливайтесь на достигнутом.

Многолетние наблюдения показали, что еще одной проблемой дизартриков является монотонность голоса. Речь течет, как медленная река, не вызывая эмоционального всплеска. А ведь, если продолжить эту метафору, то голос ребенка должен журчать, как быстрый ручей, переливаясь гаммой звуков и оттенков. И этот «ручей» называется на научном языке – «диапазоном голоса». В этом понятии уместились высота голоса и его громкость, сила и тембр звука.

Кстати, хочется напомнить, что каким бы широким ни был диапазон голоса, все равно присутствует такое понятие, как «средний уровень». То есть, это точка отсчета, или средняя линия голоса, вокруг которой, взлетает и падает, извивается и затихает наша речь. Но не стоит увлекаться излишним варьированием голоса. Голос с большими перепадами тоже не воспринимаются, как здоровый. Все должно быть гармонично и направлено на донесение содержания речи.

Или подтекста. Пройдет совсем немного времени, и в голосе вашего ребенка появится и эта богатейшая краска. А с применением подтекста, речь несет не только содержательную часть, но и эмоциональный смысл. И очень часто эти «части» не совпадают, что делает нашу речь более богатой и загадочной.

Но мы немного отклонились, подобно ручью, от основного направления разговора. Просто я хотел зацепить ваше внимание на том, что голос не должен быть однообразным. Ни тихим, как у больных людей. Ни излишне громким, как у тех же, не отличающихся здоровьем людей. А зачем нам такой имидж? Помните, я как-то писал, что «чем здоровее звучит голос, тем больше в нас здоровья»? То есть присутствует прямая и обратная связь голоса и здоровья. Поэтому, говорите сами уверенным, здоровым голосом и научите этому своего ребенка. И это положительно отразится на здоровье вашей семьи.

А еще я рекомендую «приделать» голосу крылья. Ведь на крыльях легче передвигаться по воздуху. Я не шучу. Вы что, никогда не слышали о таком понятии, как полетность голоса? Странно. Тогда остановлюсь на этом подробнее.

Вы никогда не замечали, что есть люди, голос которых слышен на довольно большом расстоянии? И без особых усилий оратора? Этим пользуются профессиональные «говоруны». Особенно театральные актеры. Здесь все дело в силе голоса. Не в громкости, а в силе. Громкость достигается усилением потока воздуха. А сила – использованием резонаторов. Особенно грудного.

Так вот, когда голос, рожденный в трахее отражается в грудном резонаторе, усиливается, и через органы дыхания, преобразившись в голосовых связках и артикуляционном аппарате, отправляется в самые дальние углы зрительного зала или аудитории. Вот и весь секрет «крылатого» голоса.

И научиться этому тоже можно. Если захотите. Есть довольно простой способ обретения «полетности» голоса. Встаньте с вашим ребенком друг против друга на небольшом расстоянии. Сразу оговорюсь, что при этом вам лучше всего находиться в спорт зале или на улице. Чтобы не натворить разрушений в доме. Так вот, возьмите в руки мяч и бросьте его своему ребенку. Бросьте вместе со «словом». То есть произносите во время броска слово, мысленно отправляя его в полет к ребенку. Он проделывает то же самое. Сделайте шаг назад. То есть увеличьте расстояние между вами. И опять отправьте в полет с мячом, но уже другое слово. Обязательно условие в этом упражнении, представлять «полет» слова. Вот, собственно, и все.

И еще одна характеристика голоса – адаптивность. Мы с вами не сидим на одном месте, а «шатаемся по жизни» (пардон) и помещениям. И окружающее нас пространство имеет различные акустические возможности. И нам нужно научить ребенка приспосабливать свой голос к окружающей среде. Ведь, в зависимости от объема помещения зависят и те усилия, которые нужно прилагать для нормальной слышимости. Даже в одной комнате нужно говорить по-разному, в зависимости от включенного или выключенного телевизора, или присутствия гостей. И это ребенок должен усвоить благодаря вашим подсказкам и играм.

Ключевые слова: дизартрия, голос

Еще рекомендуем:
ВНАЧАЛЕ давайте вспомним главное из того, что мы уже обсуждали. Начнем с проблем, связанных с заиканием. У ребенка проблемы с речью. Их решение основано на убедительной статистике: большинство пациентов нашего Научно-исследовательского центра — это люди, которые имеют ведущий левый глаз, а пишут правой рукой.

Під час телефонної розмови на консультації мені часто доводиться навіть запитувати деяких пацієнтів про логічність їхніх запитань. Заїкання: лікар О.Сухомлин про заїкання - Впевненість. Оскільки людина, у якої є сумніви, часто негативно налаштована.

Так в чем же причина?Каким образом пение заставляет заикание отступить? И почему украинские песни выделила учительница В.Ланового?

1 комментарий:

Σύλλογος Φοιτητών ΔΠΠΝΤ комментирует...

ΣΧΟΛΗ ΔΙΑΧΕΙΡΙΣΗΣ ΠΟΛ ΠΕΡΙΒΑΛΛΟΝΤΟΣ &ΝΕΩΝ ΤΕΧΝΟΛΟΓ...

Читатели «Дизартрия news»