вторник, 9 декабря 2008 г.

Лечите дизартрию играючи

Лечите дизартрию играючи.Лечение дизартрии
Сегодня я собирался перейти к артикуляционным упражнениям. Но, ознакомившись с материалами, решил немного повременить. Не так это просто, как некоторым кажется. Один мой знакомый, узнав про мое занятие, удивился. Чего я, мол, огород горожу там, где уже распаханное поле. Дал бы набор упражнений, и пускай занимаются. А если чего не поймут, то это уже их проблема.

Ох, и «намусорила» у нас западная культура. Особенно меня возмущает фраза: «это не мои проблемы». Или «это твоя проблема». Какой-то мерзостью попахивает от этих изречений. Хотя, вроде бы все верно. Человек сам должен стараться решить все встающие перед ним проблемы. Но я не об этом. Я о том, как мы себя ощущаем, когда рядом беда. А, впрочем, беседовать о нравственности, неблагодарное занятие. Да я и не смогу переубедить тех, для которых создана броня из слов: «это не мои проблемы».

Сегодня речь опять пойдет о подготовительном этапе, после которого уже начнется артикуляционная гимнастика. И сразу отмечу, что речь идет о тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии. Ну, как можно начать заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком, который не может осознанно пошевелить языком. У родителей опускаются руки. И напрасно. Путь к излечению есть. Да, он не такой быстрый, как хотелось бы. Но главное, что он есть.

Для начала нужно научить ребенка выполнять артикуляционные движения хотя бы пассивно. Что я этим хочу сказать? Вы, или логопед, показываете ребенку, например движение губами. Вы вытягиваете губы в трубочку и произносите звук «у». Медленно покажите ребенку, как вы произносите этот звук. Несколько раз, медленно показываете. Покажите ему рисунок слоненка, у которого хоботок вытянулся в произношении этого звука. Поверьте, у ребенка постепенно начнут вырабатываться артикуляционные движения, необходимые для произнесения этого звука.

После занятия посмотрите с ним мультфильм со слоненком. Попросите его показать, как делает слоненок хоботом. Понятно, что слоненок не хоботом звуки издает. Но ведь наша с вами задача состоит в том, чтобы дать ребенку какую-то опору, но которую он в дальнейшем сможет установить правильный звук. И здесь важны все доступные нам обращения к органам чувств. Привыкайте использовать и слух ребенка, и зрение, и осязательные ощущения. Всё вместе ускорит процесс обучения и сделает достигнутые успехи необратимыми.

Но принцип, описанный выше, является основополагающим в традиционной методике логопедического воздействия. Главное здесь последовательность: сначала выработка пассивных речевых движений. Через какое-то время к пассивным добавляются активные движения. И в итоге мы должны подойти к полностью активным непроизвольным артикуляционным движениям. Когда ваш ребенок заговорит мы постепенно уберем дополнительные анализаторы (зрительные, осязательные). Ребенок постепенно должен научиться говорить с закрытыми глазами, чтобы ничего не мешало (и не помогало) его ощущениям от производства речи.

То, что я вам говорю, вы наверняка услышите от опытного логопеда. И не только услышите, но и будете принимать в этом прямое и непосредственное участие. Моя задача подготовить вас к этой работе.

Я знаю, что многие родители используют упражнения для развития определенный артикуляционных движений. Я с ними полностью согласен. Главное, не переборщить. И тем самым не отвратить ребенка от систематических занятий. Опять напоминаю, что вам в этом поможет игровая форма занятий. Игры можно придумывать самим. Чтобы они выглядели свежими. Как только вы заметите, что ребенку становиться неинтересна многократно используемая форма игры, то надо придумывать новую. Если сложно это сделать самим, то обратитесь к специалистам. У них наверняка в запасе имеется несколько видов.

Вот, например, существуют несколько упражнений для развития некоторых звуков («р», «л», и шипящих). Для произнесения этих звуков необходима определенная артикуляционная позиция (поза), когда язык нужно поднять к верхним зубам. «Чистое» упражнение сводится к тому, что нужно широко раскрыть рот и показать язык. Далее язык кладется на нижнюю губу и загибается в форме ковшика. Потом «ковшик» заводится внутрь рта и поднимается к верхним зубам. Рот закрывается и язык опускается за нижние зубы. Вот такое полезное упражнение. Как можно его «обыграть»?

Расскажите ребенку, что его рот, это волшебная пещера, куда складываются сокровища Али Бабы. Но сокровищ так много, что их приходится загружать в пещеру специальным экскаватором. По команде «Сим-сим, откройся» пещера медленно открывается и из нее «выезжает» ковш экскаватора (язык) и опускается на землю (на нижнюю губу). Чтобы сокровища нагруженные в ковш (на язык) не рассыпались, нужно поднять его стенки (поднять боковые стороны и кончик языка). Теперь ковш с сокровищами может заехать в пещеру. Только не рассыпав сокровища. Ковш заехал внутрь и поднялся к верхним зубам, чтобы разбойники могли зайти в пещеру. Далее, по команде «Сим-сим, закройся» пещера (рот)закрывается и ковш может опуститься вниз, чтобы разбойники смогли выгрузить сокровища.

Таким образом можно «раскрасить» любое скучное упражнение. И вы, уважаемые родители, обязательно с этим справитесь. А теперь попробуйте сами придумать и «оправдать» следующее упражнение, которое необходимо для производства свистящих и шипящих звуков. Начало немного похоже на предыдущее упражнение. Нужно широко открыть рот и положить язык на нижнюю губу. А дальше начинает работать кончик языка. Поднимите кончик языка к верхней губе, а потом опустите его к нижней. Поднимите кончик языка к верхним зубам и постучите по ним. Далее опустите его к нижним зубам и посчитайте язычком нижние передние зубы. Закройте рот.

Вот такое, на первый взгляд, несложное упражнение. Дерзайте. Если получится интересная история, то пришлите ее, пожалуйста, мне. Я с удовольствием помещу ее в блог.

Ключевые слова: дизартрия, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
если бы не заикался. Муж считает, что это в первую очередь — проблема общения, так как сам с собой Алеша разговаривает совершенно нормально. Заикание. Кто виноват и что же делать. К сожалению, в нашей поликлинике нет врачей, к которым можно обратиться с такой проблемой.

Дуже хочеться розповісти про рідкі, але дуже радісні випадки, коли у людей швидкість становлення звички говорити правильно триває не цілий місяць, а кілька тижнів, один або два. Заїкання: розповідь про заїкання - Радість. Це найчастіше буває у діток, які серйозні і відповідальні і дуже зацікавлені у тому, щоб говорити красиво. Але інколи це буває і у дорослих, які також досить відповідально ставляться до своїх тренувань.

Заикание и особенности голоса. Заикание news: Заикание и особенности голоса. Блудов А. и Жириновский В. НТВ Принцип Домино

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»