понедельник, 8 декабря 2008 г.

Мимический массаж при дизартрии

Мимический массаж при дизартрии.Лечение дизартрии

«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко». Я бы еще добавил в перечень жизненно необходимых дел массаж. Почему? Да вы загляните в Интернет и убедитесь сами, чего только не массируют.

Извините за литературное отступление, которое ненавязчиво превратилось во вступление. Может, это получилось не столь изысканно и свежо, как хотелось. Но, если честно, я хотел хоть немного света принести в ваш дом. Да, люстра «уведена» у Ильфа и Петрова. Вон и клеймо сбоку: «Двенадцать стульев». Ну и что? Свет то остался, и он ваш. Простите, если ляпнул чего по простоте душевной.

Да, да, речь о массаже. Я бы назвал массаж одним из самых замечательных изобретений человека! После парикмахерских. Ведь массаж объединяет в себе удовольствие и здоровье. Нас с детства приучили, что лекарство должно быть горьким и невкусным. А вот мы давайте оставим своим детям убеждение, что лечение, это очень приятно.

В предыдущей нашей беседе я говорил, что перед артикуляционными гимнастиками неплохо бы проводить массаж мимических мышц и мышц речевого аппарата. Давайте я вам, и изложу, как это делается. Чего вы будете рыскать по сайтам, в поисках нужной методики.
Начнем с массажа лица, а точнее лицевой мускулатуры. Тут существует одна особенность, на которую я хочу обратить ваше внимание. Мышцы лица могут быть, как перенапряжены, то есть находятся в спастичном состоянии, так и ослаблены, паретичны.

Наша задача мышечное состояние лица ребенка привести к норме. В ослабленных мышцах надо повысить тонус, а если мышечный тонус повышен, то его надо успокоить. Как узнать, какие мышцы требуют какого массажа? У логопеда. При псевдобульбарной дизартрии чаще встречаются перенапряженные мышцы лица. То есть массаж должен быть расслабляющий.

Массаж лица специалисты рекомендуют осуществлять двумя руками. Массаж делают или всеми пальцами (естественно, кроме большого), или двумя пальцами (средним и безымянным). Можно также производить массаж подушечками большого, но лучше среднего пальца.

Массаж надо производить в определенных направлениях. Для начала советуют движения от середины лба к височной части. Движения должны быть мягкими и равномерными.

Следующее направление массажа я бы назвал «очки». Средние пальцы рук расположите во внутреннем углу глаз (возле переносицы). Дальше, легкими движениями проведите подушечки пальцев по верхнему веку к внешним уголкам глаз и далее по нижнему веку к внутренним уголкам. Вы как бы вырисовываете на лице ребенка старые маленькие очки.

Очередное массажное движение будет иметь направление от корня носа, к височной области. Вы знаете, где находится корень носа? Совсем не там, где у деревьев. Корень носа находится в его верхней части и отделен ото лба переносицей. Теперь поняли? Отлично. Движения будут проходить от корня носа, долее по надбровным дугам и к височной области.

И последнее рекомендованное направления массажа лица проходит от уголков рта к козелку ушной раковины. Я когда прочел название «козелок», то бесповоротно понял, что это опечатка. Однако: век живи, век учись. Почему-то словом «козелок» назвали выступ хряща наружного уха. Он находится впереди отверстия наружного слухового прохода. Следовательно ваши движения будут проходить по щекам ребенка.

Этого массажа будет достаточно, чтобы расслабить мимические мышцы лица. Но мы на этом не остановимся, а попробуем вместе с массажем провести еще и мимическую гимнастику.
Например, мы массируем лоб и предлагаем ребенку игру в «удивление». Пусть он попробует поднять брови вверх, при этом широко открыв глаза. Ну, как, получилось? Нет? Не расстраивайтесь. Помогите ребенку поднять брови с помощью пальцев рук. Вот так. И обязательно похвалите его. Даже, если у него это плохо получилось. В следующий раз будет лучше.

Для следующих гимнастическо-мимических упражнений посадите ребенка перед зеркалом. Так ему будет проще контролировать свои движения. Игра будет называться: «кто кого переморгает». «Соревноваться» можно в моргании одним и двумя глазами. И вводите в мимические движения эмоциональную окраску. Пусть ребенок вам по подмигивает.

Ну, что, займемся щеками? Их мы будем надувать. Как воздушные шарики на праздник. Сначала надувайте две щеки вместе. Потом одну, как будто зуб заболел. А потом попробуйте перемещать воздух из одной щеки в другую. Получается? А теперь обратно. Здорово. Так даже у меня не совсем хорошо получается. В дальнейшем упражнения можно будет усложнить. Поучитесь набирать воздух под верхнюю губу. И самое сложное, по нижнюю.

Что еще можно ввести в мимическую гимнастику? Естественно надо играть в эмоции. Бог ты мой, какое творчество заложено в этой игре. Изобразите на своем лице радость. Пусть ваш ребенок угадает, что «говорит» ваше лицо? А потом пусть он изобразит что-нибудь эдакое: грусть или испуг, удивление или обиду. А уж вы постарайтесь угадать.

Цель такой мимической гимнастики не только в тренировке мимических мышц. Главное, чего мы добиваемся, это «вырастить» нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами. И ответную нервную линию, которая будет головному мозгу сообщать, о проделанной работе.

Ключевые слова: дизартрия, лечение дизартрии, мимика

Еще рекомендуем:
Мы занимаемся, в том числе, модификацией речи. Если у ребенка непонятная речь. При помощи программных фильтров речь улучшается — признаки дизартрии и спазмов (неравномерность речи по интенсивности, разрывы речи, неравномерный темп и другие недостатки) устраняются компьютерной программой в реальном времени.

Із усіх проблемних питань дуже частим є питання якості відтворення звуку. Заїкання: розповідь про заїкання - Налаштування. Часто телефонують пацієнти і запитують: „Що робити, коли ми не можемо підняти високу форманту голосу на другій частині заняття?”

Существуют еще и неблагоприятные условия, при наличии которых (достаточно одного) достаточно какого-либо сильного раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание. Заикание news: Так в чем жы причина возникновения заикания. Это физическая слабость детей, ускоренное развитие речи (3-4 года), скрытая психическая ущемленность ребенка на почве ненормальных отношений с окружающей средой, нехватка положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком, недостаточность развития моторики, чувства ритма.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»