пятница, 19 декабря 2008 г.

Непроизвольные артикуляционные движения

Непроизвольные артикуляционные движения.Лечение дизартрии
Мы с вами все глубже и глубже погружаемся в проблему дизартрии, чтобы лучше понять: что же все-таки происходит внутри нашего дорогого человечка. Каковы очертания той болезни, которая поселилась в маленьком организме.

Вот, например, у вашего ребенка неплохо развит язык. Просто любо дорого смотреть, как он с лихостью достает кончиком языка крыльев носа. Ну, вроде бы, что еще надо. Язык развит и готов к любым выкрутасам. Но не тут-то было. Нос он достать может, а вот коснуться места над верхней губой не получается. Что-то стоит на пути выполнения этого совсем не сложного движения. И нет никакого паралича в речевом аппарате, и с головой нет проблем, а язык не может выполнить, казалось бы, такую простую задачу.

Все дело в дискоординационных расстройствах. То есть, артикуляционные движения есть, а вот точности их исполнения нет. Это можно сравнить с изготовлением дудочки из вербы. Вам никогда не приходилось ее изготавливать? А я в детстве пытался. Именно пытался, а не изготавливал. Вроде все делал правильно, как и другие мальчишки. И верба у нас была одинаковая. И ножи острые. И все делал так, как и другие ребята, но дудочка отказывалась издавать звуки. Видно все я делал чуть-чуть не так. В жизни очень часто не хватает именно чуть-чуть.

Вот и здесь язычок вашего ребенка чуть-чуть недоделывает каких-то важных движений. И в результате невнятная речь. А недоделывает почему? Из-за несоразмерности артикуляционных движений. Тут часто бывает так. Что движение чрезмерное (гиперметричное), а не недостаточное. А в таком деле, как звукопроизношение, точность важна как в часовом механизме.

И особую сложность вашему ребенку доставляет соединение, вернее чередование артикуляционных движений. Кажется, чего уж проще: сначала губы вытянуть в хоботок, а потом быстро перевести в широкую улыбку. Но не получается у ребенка сделать это легко и быстро. Начинают появляться какие-то посторонние движения. Чаще всего это мелкое дрожание языка, а точнее его кончика. И это происходит не тогда, когда ребенок пытается произнести отдельно стоящий «изолированный» звук, а именно в середине слова или предложения, когда все должно происходить на автоматическом уровне.

Это как на дорогах Москвы в последние годы. Кажется, что здесь ехать? Минут пять и я на месте. А на самом деле дай бог за час добраться. Пробки, плохие дороги, нервы через край. Вот-вот. Нервы. Только не через край, а в процессе «строительства». Вот и жмем: то на газ, то на тормоз. И речь такая же, как в пробке: замедленная и скандированная.

Естественно, в артикуляционном аппарате все гораздо сложнее, чем на автодорогах. Ведь для того, чтобы произнести определенный звук мало дать команду, например мышцам языка, поднять кончик вверх. Надо еще дать команду другим мышцам расслабиться, и не тянуть его вниз. Это как в сказке про Тяни-Толкая. Если не будет очень четкого взаимосогласованного действия, то правильного звука не получится.

От такой несогласованности в действиях артикуляционного аппарата и появляются совершенно лишние, я бы даже сказал насильственные движения не только данного речевого аппарата, но иногда и других частей тела. И это один из характерных признаков дизартрии. Что происходит с произношением, я думаю, вы сами догадываетесь. Речь становится малопонятной, а иногда практически невозможной.

А дальше начинается цепная реакция. От таких «несанкционированных» движений у ребенка начинается волнение, то есть эмоциональное напряжение, которое еще больше провоцирует эти движения. Какие это движения? Да, ничего приятного. Возможны гримасы на лице, натянутая, почти насильственная улыбка. У некоторых больных наблюдается подергивание языка, мелкое его дрожание, а то и выбрасывание языка вперед. Непроизвольное открывание рта и подергивание губ.

И эти непроизвольные движения могут отмечаться не только во время разговора, но и в состоянии покоя. Да и какой это покой. А уж когда мы пытаемся что-то сказать, то есть произвести произвольные артикуляционные движения, то тут все только усиливается. Короче, ни промолчать, ни сказать.

В отличие от насильственных движений, которые присутствуют как в состоянии «покоя», так и при произвольных движениях существуют и так называемые «синкинезии». Эти непроизвольные сопутствующие движения возникают только при произвольных движениях. Напоминаю, что произвольные движения, это автоматические артикуляционные движения при разговоре. Так вот, что вытворяют эти самые «синкинезии». Ребенок, например, делает движение языком вверх, чтобы произнести какой-нибудь звук. И вместе с языком начинает подниматься нижняя челюсть. А иногда начинают сокращаться мышцы шеи, и в результате, одно движение языка вверх приводит к разгибанию головы. При дизартрии довольно часто встречается «связка» языка с пальцами правой руки. То есть, пальцы, особенно большой палец правой руки, совершают движения, которые соответствуют движению языка.

Я уже упоминал в предыдущих разговорах о том, что у детей с дизартрией бывает нарушение проприоцептивной обратной связи. За этим умным словом «проприоцептивный» прячется то, что ребенок не может оценить положение своего языка, или губ. И как мы ему не будем объяснять, что нужно поднять кончик языка, он нас не поймет. Если он слабо ощущает положение своего языка, то, как он может его изменить. И тут показывай ему, не показывай – положение не изменишь. Сначала нужно развить эту обратную связь, а уж потом идти дальше.

Вы заметили, чем больше мы погружаемся в симптоматику дизартрии, тем яснее проявляется громаднейшая проблема не только речевого аппарата, но и центральной нервной системы с отдельными областями головного мозга. И эту проблему необходимо, и возможно преодолеть. Естественно, в одиночку с ней практически не справится. Естественно, нужно подключать специалистов. Но очень многое будет зависеть от вас. От вашего терпения. От вашей ежедневной работы. И от знаний, которые мы с вами и пытаемся почерпнуть.

Ключевые слова: дизартрия, насильственные движения

Еще рекомендуем:
Исследовав несколько тысяч пациентов, мы установили, что у 65% имеется следующий диссонанс: ведущий глаз — левый («исторические» левши), ведущая рука — правая. Как правило, заикание возникало в возрасте 5–7 лет в момент акцентуации руки, когда ребенок учился рисовать и писать. Заикание. Кто же виноват и что желать. Истинной причиной возникновения данного вида заикания является фактор переученного левшизма. Причем переучивание чаще всего носит подражательный характер. Это первый тип заикания.

Коли до мене звертається пацієнт із питанням, чи можна поговорити з людиною, яка вже вилікувалась, то згідно деонтологічної точки зору я не маю права давати адресу або телефон людини, яка лікується або вилікувалась. Заїкання: нарис О.Сухомлина о заїканні - Вилікувався. І можу дати телефон або адресу тільки в тому випадку, якщо людина сама дозволяє давати свої дані.

У меня исчезло заикание и сейчас я чувствую себя более уверенно. Заикание news: Я стал уверен в себе. В институте все говорят, что я изменился и голос стал более привлекательным.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»