воскресенье, 28 декабря 2008 г.

Общая методика артикуляционных упражнений

Общая методика артикуляционных упражнений.Лечение дизартрии
Продолжая тему, затронутую в предыдущем сообщении, попробую привести несколько основных положений, касающихся методики проведения артикуляционных упражнений. То есть я познакомлю вас с некоторыми общими правилами выполнения речевой гимнастики.

Прописанный логопедом (или иным специалистом) комплекс упражнений нужно выполнять полностью, без каких-либо исключений. Понятно, что одно упражнение будет даваться ребенку легче, тогда как с другим могут возникнуть довольно большие трудности. Как поступить в таком случае? «Пожалеть» ребенка или заставить через силу выполнять трудное упражнение?

Я рекомендую избрать третий вариант. Какой? Сделать все возможное, чтобы ребенок сам захотел выполнить это упражнение. И каким это образом?

  • Ну, во-первых, постарайтесь понять, в чем причина затруднения. Чаще всего ребенок не совсем понимает, чего от него хотят. Мы уже говорили, что некоторые дети, у которых дизартрия, не ощущают положения своих артикуляционных органов. Потому и выполнить вашу команду не могут.

Для этого, сначала упражнения выполняйте перед зеркалом и в медленном темпе. Это поможет подключить визуальные «контролеры» за действием.

Еще рекомендую подключить осязательные рецепторы. Если вы хотите объяснить ребенку, чтобы он приподнял кончик языка, например, то коснитесь его платочком. Это может помочь объяснить, чего вы от него хотите.

  • Во-вторых, как я уже неоднократно говорил, упражнения должны иметь игровую форму. Используйте образы инопланетян или зверей, машин или растений. Все сгодится для придания упражнению элемента игры. Тут очень важно держать нить игры в своих руках. Постоянно поддерживайте игровую интригу.
  • И, в-третьих, хотя, наверное, это самое главное, поговорите с логопедом. Возможно, это упражнение было дано преждевременно. Может быть, есть другое упражнение, выполняющее то же действие, но с меньшей нагрузкой. То есть, держите постоянную связь с логопедом. Не стесняйтесь лишний раз обратиться к нему и проконсультироваться.
Не пытайтесь забегать вперед и объяснить дитяти всю последовательность артикуляционных движений. Вы этим не только не поможете ребенку, а только запутаете его. И запугаете. Все нужно делать поэтапно. Прежде, чем покорить Эверест, опытные альпинисты покоряют более низкие вершины. И ваши задачи должны быть конкретные и понятные. Я бы даже сказал – односложные. То есть, не: сначала сделай то, потом это, а уж потом вот такое. А так: сделай это. А теперь сделай вот это, и т.д. Такой порядок выполнения упражнений не только облегчит ребенку его понимание, но и укажет на то место в упражнении, о которое ваш ребенок «спотыкается».

Для того, чтобы у вашего ребенка быстрее появились ощущения от движения и положения речевого аппарата проводите с ним следующую игру. Пусть он «догадается», чем занят сейчас его язык? Или какой он: широкий, или узкий? А где сейчас «гуляют» губы? Понятно, что детям будет сложно, особенно вначале, найти правильный ответ на ваш вопрос. Но вы упростите игру. Пусть он имеет возможность задавать наводящие вопросы. Скажем два-три вопроса на одну загадку. Поверьте, такие «загадки» понравятся вашему ребенку. Тем самым повысится эффективность артикуляционных упражнений.

Заниматься артикуляционными упражнениями нужно каждый день. Для того, чтобы они приносили максимальный эффект достаточно уделять им не больше 10 минут. Ни в коем случае не доводите занятия до переутомления. Как только вы заметите, что движения ребенка становятся более вялыми и неточными, сразу прекращайте это упражнение.

Количество повторов каждого упражнения дело очень субъективное. Как мы уже поняли, перегружать мышцы артикуляционного аппарата нельзя. Это вам не бицепс и ни пресс, которые развиваются именно в период наибольшего напряжения. Здесь все гораздо тоньше и аккуратней. Количество подходов для вас определит логопед, но и ваша наблюдательность должна быть постоянный контролером.

Про положения, в которых лучше всего выполнять артикуляционную гимнастику, мы тоже уже разговаривали. Логопеды считают, что лучшее положение для занятий – это положение сидя. Спина прямая, тело расслаблено. За исключением занятий перед зеркалом, ребенок должен находиться напротив вас. Ведь он должен видеть ваши «показы». Поэтому в помещении должно быть светло и тепло. Иногда рекомендуется женщинам ярче подкрасить губы, чтобы ребенок более четко видел движения губ.

Ну, и несколько слов о важной составляющей любых занятий – эмоциональном настрое. Как ребенка, так и вас. Дети очень чутки к настроению родителей и поэтому вы уж постарайтесь всегда быть в форме. А для вашего малыша положительный эмоциональный настрой – залог положительного эффекта от занятий. И не забывайте это настроение поддерживать. Это достигается путем постоянной положительной оценки стараний ребенка. Только не «отделывайтесь» общей фразой: очень хорошо. Ребенок должен знать, что именно хорошо он делает.

Кстати, очень хороший и действенный метод воспитания ребенка сводится не к поощрению и наказанию, а к поощрению и не поощрению. Чувствуете разницу? Только, это не касается наших артикуляционных занятий. Здесь наша задача постоянно подогревать желание заниматься речевым аппаратом и улучшать свою речь. Про игровой метод занятий я вам уже все уши прожужжал. Но, что я могу поделать, если это действительно очень важно и полезно. А вот про соревнование я вам еще не говорил.

Да и как можно соревноваться, находясь дома наедине с ребенком. В детском садике другое дело, скажете вы. И я вам отвечу, что вы не совсем правы. Соревноваться можно и с самим собой. Например: за какое количество дополнительных вопросов ребенок определит местонахождение своего языка? Вначале это будет три, четыре, пять или больше вопросов. Но в дальнейшем ребенок может «бить рекорды» уменьшая череду вопросов. А за рекордом следует награда. Это вы тоже должны заранее продумать. Только очень важно это делать празднично и радостно.

Ключевые слова: дизартрия, артикуляционные упражнения

Еще рекомендуем:
Понимая всю сложность проблемы дизартрии, особенно при детском церебральном параличе, мы стараемся максимально помочь нашим пациентам. Невнятная речь. На нашем сайте находится бесплатная программа и описание методики работы с этой программой, которую может получить любой человек, страдающий дизартрией и нуждающийся в коррекции речи.

Для голосування організація висунула кілька спікерів, серед яких був і Віталій, який займається з програмою всього лише трішки більше двох тижнів. Заїкання: лікар О.Сухомлин про заїкання - Радість. Після закінчення демонстрації він займає місце кращого спікера, і стає лідером. Це досить висока мотивація для того, щоб займатися з мовою далі і зафіксувати вміння керувати своєю мовою на підсвідомості.

Учеными установлено, что основные мозговые структуры, отвечающие за речепродукцию, их пропорциональные отношения, в том числе и по полушариям головного мозга, закладываются в процессе внутриутробного развития плода. Задержки развития речи. Однако после рождения ребенка, в течение первого года его жизни, масса мозга увеличивается в 2,5 раза и продолжает расти в дальнейшем, правда не столь высокими темпами.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»