суббота, 6 декабря 2008 г.

Основы коррекционной работы

Основы коррекционной работы.Лечение дизартрии
Вот мы и подошли к тому, ради чего и затеяли столь подробное разбирательство. Что же делать, если у ребенка дизартрия? Специалисты обследовали вашего ребенка и обнаружили, что проблема есть. Понятно, что теперь они займутся лечением. Только не все так просто. И далеко не просто. Довольно часто на лечение самой легкой формы дизартрии, стертой, уходит несколько лет. И я думаю, что родители вправе знать, какие существуют методы коррекции дизартрии.

Начнем с описания самого традиционного подхода. Логопедического. Да, существуют и другие подходы к лечению дизартрии. И мы на этом блоге постараемся познакомить вас со всем тем, что имеется полезного в области лечения дизартрии. А сейчас все-таки обратимся к логопедам.

Итак, что же они говорят. Они сразу готовят вас к тому, что быстрого результата ожидать не стоит. Опыт у них огромный. Спешить в таком деле они считают неразумным. И потому свою работу они начинают с подготовительного этапа.

Для начала, говорят логопеды, нужно сделать так, чтобы у ребенка появилась потребность к правильной речи. Ведь действительно, дети привыкли к своей речи и не хотят прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы изменить устоявшуюся жизнь. Ведь дизартрия у большинства появилась постепенно. Как бы незаметно и естественно. Да, другие дети говорят более четко и ясно. Но ведь и его понимают. Ну, не все. Но ведь дома родители и близкие общаются с ним. А то, что на улице соседские мальчишки над ним смеются, так ведь это они плохие.

Помните, как нас учили в школе на уроках физики, что труднее всего вывести тело из состояния покоя. А уж когда вывели, то тут главное задать нужное направление. Вот в этом выведении ребенка из привычного состояния «покоя» и заключается первейшая задача. И здесь один логопед не справится. Здесь основная тяжесть ложится на плечи родителей. Впрочем, как и все в этой жизни.

Вы слышали, что есть активный словарный запас человека, и есть пассивный. Я сам только недавно об этом узнал, когда стал посещать курсы английского языка. Активный словарный запас, это те слова, которые мы произносим во время общения. А пассивный – это тот набор слов, которые мы понимаем, но не употребляем в повседневной жизни. Так вот, следующая задача подготовительного этапа это развитие и уточнение пассивного словаря.

Как это делать? С помощью сюжетных картинок. Логопед (или вы) показывает ребенку картинку и называет то, что на ней изображено. Задача ребенка повторять за ним эти слова. Сами понимаете, что этот путь неблизкий, но необходимый. Новые слова и понятия приучат ребенка делать усилия, учиться.

Дальше логопеды рекомендуют заняться преодолением сенсорных нарушений. Вы наверняка замечали за вашим ребенком, что внимание у него довольно рассеянное. Ты ему чего-то говоришь, а он занимается своим делом. Вы скажете, что все дети такие. Да, согласен. Этих сорванцов трудно увлечь чем-то одним и надолго (относительно надолго). Но поймите, чтобы ребенок занимался коррекционной работой ему не обойтись без концентрации внимания, слухового и зрительного.

Ребенка надо подготовить к положительному восприятию того, что будет говорить и делать логопед. Без этой готовности исправлять свою речь положительного результата не добиться. Так уж устроен человек. Ну, и естественно необходима подвижная, готовая впитывать память. Логопеды обладают определенными методиками, чтобы преодолеть это сенсорное нарушение.

Будьте готовы к тому, ваш ребенок теперь нуждается в систематическом специальном обучении. Ему придется трудиться гораздо больше, чем другим детям. Ведь ему придется преодолевать дефекты звуковой стороны речи. А это достигается обретением общедвигательных и артикуляционных навыков и умений. За этими словами подразумеваются занятия активной и пассивной гимнастикой, массаж, лечебная физкультура. Не исключено медикаментозное воздействие. Правда, действенного лекарства от дизартрии пока не изобрели, но возможно применение противосудорожных средств. Наверняка логопед порекомендует физиотерапевтическое воздействие. Я об этом писал несколько месяцев назад, но думаю, мы к этой теме еще вернемся.

Особое место будет занимать дыхательная система. Существует много упражнений, которые в игровой форме помогут вашему ребенку обрести правильное, полноценное дыхание. Кстати, и вам бы не мешало позаниматься дыхательными упражнениями вместе с ребенком. Как это ни парадоксально, но очень многие люди имеют проблему с правильным дыханием. Вернее, с неправильным дыханием. А ведь дыхание, это не только основа речи, но и основа жизни человека в целом.

И все это нужно начинать делать еще в младшем дошкольном возрасте. Если у вашего ребенка даже легкая дизартрия, все равно постарайтесь определить его в специализированный детский садик. Надо постараться сделать все возможное, и как говорят, невозможное, чтобы отправить ваше чадо в школу уже без речевых проблем. Вы понимаете, что ребенку с дефектом речи очень непросто найти свое достойное место в детском коллективе. Особенно при нынешней социальной и моральной обстановки в школе.

В одном рекламном предложении я прочел информацию, что полный курс лечения и коррекции дизартрии может осуществляться несколько месяцев. Сначала ребенок будет находиться на дневном стационаре. Это буквально месяц – другой. А потом лечение продолжится амбулаторно. В перечне находятся почти все вышеописанные методы и методики. Правда, цена излечения не указана. Да и как ее укажешь, когда лечиться придется не несколько месяцев, а, возможно, несколько лет. И без всякой гарантии на успех.

Ключевые слова: дизартрия, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
Вторая — методика визуализации работы голосовых связок. Пациент видит на мониторе, как работают его голосовые связки и учится ими управлять, что позволяет очень быстро компенсировать речевые спазмы. У ребенка речевые проблемы. И третья методика — устранение особых обертонов в тембре голоса, которые «ответственны» за спазмы. Все эти методики также являются актуальными и для дизартрии.

Когда Александр начал видеть на экране компьютера, как напрягается и ослабляется его голосовая щель, какие при этом возникают звуки, перед ним открылся новый мир, в котором он имел полную власть над своим процессом речи. Заикание: статья о заикании: Осознал. Конечно же, как и в каждого человека, у которого нет механического нарушения голосового аппарата, у Александра появился полный сознательный контроль над своей речью.

Высота звука зависит от частоты колебаний связок, от числа их смыканий и размыканий в секунду. Для того чтобы появился низкий звук, колебаться начинает вся связка. А если мы хотим издать высокий звук, то действует только маленький край связки. Голос как психолог и стилист: Высота голоса. Понятно, что вся масса связки будет колебаться с меньшей частотой, чем ее краешек. И еще: чем больше, солиднее связки – тем ниже звук. А тонкие и маленькие связки, как у детей, способны производить только высокие ноты. Вот такой музыкальный инструмент.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»