четверг, 25 декабря 2008 г.

Поэтапное увеличение словарного запаса

Поэтапное увеличение словарного запаса.Лечение дизартрии
Я уже обращал ваше внимание на то, что речевая активность зависит от количества слов в лексиконе ребенка. И мы с вами договорились, что вы будете рассказывать вашему ребенку о том, что его окружает. А главное, вы будете называть те предметы, которые видите и которых касаетесь. Вот в этом «назывании» и осуществлялся первый этап ознакомления ребенка с окружающим миром. Он видит предмет, и мама говорит, как он называется. И, может быть, для чего он нужен. Тут мамам может прийтись туго, ведь дать «нужное» определение предметам не так уж и просто.

Настало время ознакомить вас со вторым этапом понимания ребенком предметов, которые он уже видел и получил от вас нужную информацию. Второй этап заключается в более углубленном знакомстве маленького человека с предметным миром. Ведь визуального контакта очень мало. Чтобы получить более целостное понимание о предмете надо его для начала пощупать. Вы наверняка заметили, как ваш малыш тянется ручонками ко всему, что находится в зоне его досягаемости. И в этом выражается потребность в тактильном познании предмета.

Хотя, здесь заложено больше не столько тактильного познания, сколько вкусового. Ведь все, до чего смог дотянуться ваш ребенок он немедленно тянет в рот. В этом проявляется его животный инстинкт. У животных мир делится на две части: съедобное и несъедобное. Чтобы таким образом рассортировать окружающие предметы приходится их попробовать на зуб. Хотя когда дело дойдет до зубов, пробовать уже не придется. Появится определенный опыт.

Нужно ли ребенка обучать исследовательским действиям? Ну, конечно же. Объясняя то или иное качество предмета или явления, вы обязательно будете употреблять новые слова и понятия. А это и есть одна из важнейших составляющих исследования. И ни на секунду не забывайте об игре. Ведь именно в игре ребенок научится понимать прикладной характер исследованного качества.

  • Дети очень любят, когда им рассказываешь о них же. Только «маленьких». В старые времена родители отмечали на дверном косяке динамику роста своего ребенка. Покажите, какой длины был ваш ребенок год назад. И покажите, какой длины он сейчас. Вот вы и получили материал для «исследовательской» работы над понятиями длинный и короткий. Здесь уместно перевести взгляд в будущее, и показать, каким ваш ребенок вырастет через год-два.
  • Или как ребенку объяснить понятие тяжести? Естественно, только в сравнении. Дайте ему поочередно подержать два предмета, примерного одного объема. Только один пусть будет, например, из дерева, а другой из пенопласта. Или можно провести такую игру. Пусть ребенок попробует на взгляд определить: какой предмет тяжелее. И запомните, что ребенок должен гордиться своей сообразительностью. Поэтому, давайте ему для этого поводы. Не ставьте перед ним очень сложных задач.
Ребенок растет, развивается. За словом «развивается» проглядывает ваш ежедневный материнский труд. Ваш ребенок начинает подбирать слова для определения некоторых качеств предмета. А ведь еще совсем недавно эти определения были односложными. Если вода, то мокрая. Если снег, то холодный. Но на этом, каком там по счету, третьем этапе, у ребенка должны появиться и другие характеристики данного явления или предмета. Возьмем тот же снег. У него была одна характеристика - холодный. А ведь он еще и белый, и колючий, и мокрый, и скрипучий. Вот в этом и заключается очередная ступень в речевом развитии. В знакомстве с другими свойствами предметов.

Ну, а на четвертом этапе мы начинаем обобщать понятия. Когда мой сын был маленький, мы с ним очень любили играть в обобщения. Вернее в карту. Так, совсем запутался. Давайте, объясню все по порядку. У нас была большая настенная карта мира, на которой рисунками указывалось, где какие животные водятся. И вот я задаю сыну задачу, найти всех животных, живущих в воде. Если бы вы видели глазенки, сверкающие радостью исследователя и сосредоточенностью одновременно. Потом я давал задачу найти всех птиц. Или всех попугаев (а их на карте было штук 5-6). На решение каждой задачи у сына уходило минуты 2-3. Но сколько счастья получали мы с сыном во время этих игр передать невозможно.

  • Сейчас время новогодних праздников. У каждого в доме стоит лесное чудо – елка, украшенная разнообразными игрушками. Предлагаю вам еще одну увлекательную игру из моего детства. Тогда игрушек на елках было много, и все они были разнообразные. Когда в гости приходили другие дети, то мы играли в поиск игрушек. Например, ставилась задача найти зайца на санках. Или зеленый шар. Или «мишку на Севере». Мы и конфеты использовали в качестве украшения. Попробуйте эти игры со своим ребенком. И вы получите массу положительных эмоций. А уж про пользу этих игр я промолчу.

Имейте в виду, что самые сложные для детей задачи, это когда нужно оперировать относительными понятиями. Особенно временными. Ну, как объяснить ребенку, а ему понять, что такое «раньше», а что такое «позже». Это случится гораздо позже. И когда вы услышите в ответ на какое-нибудь поручение «пространственно-временной» ответ: «потом», знайте, ваш ребенок усвоил и этот урок.

И в конце этого разговора я бы хотел вспомнить всеми любимые загадки. Вот где заложены богатейшие возможности для развития ребенка. Благодаря загадкам ребенок учится анализировать, пытается становиться на иную точку зрения. А самое главное, что в загадках он пополняет знания об окружающем мире в процессе активной мыслительной деятельности. Загадки обогащают словарный запас, и что очень важно, редко употребляемых слов. Ведь некоторым загадкам сотни лет. Таким образом, ребенок знакомится с народной культурой, что ли. А масса удивительных сравнений учит понимать богатство родного языка.

Вот таким, примерно, образом можно работать над лексикой детей, у которых дизартрические проблемы разной степени. Написал слово «работа» и задумался: как-то не вяжется оно с тем, что написано выше. Опять вспомнился Халиль Джебран, который сказал, что «труд – это любовь, которая видима». Я хочу вам пожелать красивейшей творческой любви!

Ключевые слова: дизартрия, словарный запас

Еще рекомендуем:
И чем раньше начнется лечение, тем лучше. Вы заметили, что у ребенка невнятная речь. Кроме того, при лечении дизартрии необходимо применять комплексный подход, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия: медикаментозные средства, влияющие на ЦНС, физиотерапия, лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, общеукрепляющая терапия и, конечно, логопедия.

Людині потрібен власний досвід. Заїкання: лікар О.Сухомлин про заїкання - Зрозумів. Тому, на першому ж занятті я , як і всі лікарі нашого центру, пояснюю людині, щоб вона зрозуміла, як працює наш голосовий апарат, його м'язова частина, а також трахеальна зона разом із голосовою щілиною.

Говорить они стали лучше, а активность в голове еще больше усилилась. И только через год активность спала, а речь стала более плавной. Зоны слишком большой активности. То есть, ждать очень быстрых результатов не приходится. И прекращать активность тоже.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»