воскресенье, 28 декабря 2008 г.

«Правильность» в выполнении упражнений

«Правильность» в выполнении упражнений.Лечение дизартрии
На протяжении последнего времени мы много говорили о различных гимнастиках и упражнениях, которые призваны помочь ребенку обрести правильную, хорошую речь. Ведь нормальная речь, это комплекс сложнейших артикуляционных движений, вернее, движений артикуляционных органов и системы дыхания. Оказывается, мало научить ребенка произносить тот или иной звук, хотя это ой как непросто. Гораздо сложнее научить его сочетать эти звуки в слова. А для этого нужно так «натренировать» артикуляционный аппарат, чтобы он был в состоянии быстро менять свое положение, перестраиваться и при этом действовать очень скоординировано.

Это как при обучении аккомпанементу на гитаре: каждый аккорд в отдельности вроде бы «берешь», а вот на то, чтобы научится играть мелодию нужно угрохать гораздо больше времени.

Чтобы «мелодия» речи звучала плавно и красиво необходимо выработать хорошую подвижность артикуляционных органов. А также речевые органы должны обладать достаточной силой. В общем, как мы уже не раз говорили, это сложный двигательный процесс, учиться которому ребенку приходиться несколько лет. Это здоровому ребенку. А в нашем случае все значительно сложнее. И то, что у здорового ребенка происходит «на автомате», у наших детей требует сознательной работы.

Для того, чтобы достичь нужного результата и придумана масса артикуляционных упражнений и гимнастик. Без них, увы, практически невозможно скорректировать речь больного дизартрией. Но эти упражнения нельзя применять бездумно. Ведь, отчего их так много? Да оттого, что все они придуманы для коррекции определенных двигательных недостатков речевого аппарата. Тренировать нужно только (!) те мышцы, которые не развиты должным образом. Только их, а не все вместе. На всякий случай. Мол, хуже не будет. Напрасно вы так думаете.

Упражнения должны быть очень конкретными, точными и целенаправленными. В каждом конкретном случае их может быть разное количество. Это может быть одно, или два упражнения, которые ваш ребенок должен научиться качественно выполнять. А может быть и десять. В каждом конкретном случае по-разному.

И сделать правильный выбор упражнений не поможет никакой Интернет или умная книга. Только опытный логопед! Я бы даже порекомендовал обратиться за консультацией не к одному, а к нескольким специалистам. Все мы люди. Все мы можем ошибаться. Только в вопросе лечения ребенка хотелось бы избежать любых ошибок. Поэтому, не спешите довериться первому «встречному» логопеду. Качество нынешних специалистов нужно перепроверить. Я прошу не обижаться грамотных и внимательных логопедов. Но ведь вы не хуже нас знаете, как учатся и получают дипломы сегодняшние специалисты.

Итак, мы усвоили, что подбирать упражнения для вашего ребенка будет логопед. Вы, конечно же, можете проконсультироваться с ним по поводу вычитанных где-то гимнастик. Но, не принимайте решение самостоятельно. Ваша задача сводится к тому, чтобы научиться у логопеда правильному выполнению этих упражнений. Помочь ребенку правильно выполнять движения. Под словом «правильно» подразумевается не только точность движения, но и плавность его выполнения, темп и сила. И, самое главное, устойчивый переход от одного движения к другому.

Давайте подробно разберем составляющие «правильного» выполнения артикуляционного движения.

  • Что следует понимать под словом – «точность»? Точность можно определить конечным результатом движения. Если в конце движения речевой орган окажется там, куда мы его и направляли. И еще, плюс к этому, он должен обрести (или сохранить) нужную форму.
  • Под словом «плавность» подразумевается не только речевое движение без толчков и подергиваний, но и отсутствие дрожания органа, которое указывает на излишнее напряжение мышц. И еще, если вы (или ваш ребенок) выполняете определенное артикуляционное движение, то при этом должны оставаться в покое другие части тела. Нельзя допускать никаких сопутствующих движений. Мы уже говорили, что иногда при некоторых упражнениях начинают двигаться пальцы рук или голова.
  • С «темпом» выполнения упражнений тоже есть некоторые нюансы. Логопед вам обязательно должен сказать, с какой скоростью надо выполнять то или иное упражнение. Обычно, все упражнения начинаются с более медленного темпа, чтобы ребенок хорошо прочувствовал артикуляционное движение. Потом темп обычно ускоряется. А в результате ребенок должен научиться управлять темпом упражнения. Вернее, темпом речевого движения.
  • Я в перечислении «правильных» качеств я упустил такое понятие, как «устойчивость». Здесь следует понимать способность удерживать речевую «позу» нужное время. Под речевой «позой», в данном случае, мы понимаем конечный результат движения речевого органа, чаще всего, языка.
  • И осталось у нас, как я написал, «самое главное» достижение артикуляционных гимнастик – устойчивый переход от одного речевого движения к другому. В этом плавном и достаточно быстром переходе и прячется чаще всего, секрет хорошей речи. Это та конечная цель, к которой направлены основные силы артикуляционной гимнастики.

И еще хочу напомнить вам один древний принцип, которого следует придерживаться при выполнении любых гимнастик и упражнений. Это диалектический принцип: от менее сложного, к более сложному. То есть, должна присутствовать определенная последовательность в «нагрузке». Любое сложное движение должно быть подготовлено более простыми.

Ключевые слова: дизартрия, упражнения

Еще рекомендуем:
Мы занимаемся, в том числе, модификацией речи. Если у ребенка стертая речь. При помощи программных фильтров речь улучшается — признаки дизартрии и спазмов (неравномерность речи по интенсивности, разрывы речи, неравномерный темп и другие недостатки) устраняются компьютерной программой в реальном времени.

Хочу розповісти про один з випадків, який стався із Сичовою Тетяною, 27 років, з міста Харкова, яка приїхала до нас наприкінці 2005 року і придбавши програмний комплекс, почала вдома займатися. Заїкання: лікар О.Сухомлин про заїкання - Налаштування. Займаючись тиждень, у неї зовсім не виходило підняти високу форманту голосу вище 30%. Консультації по телефону по налаштованою комп'ютера результату не дали. Було ще кілька звернень, після яких я порекомендував змінити звукову карту.

Часто маленькие дети не понимают, что от них хотят, а некоторые вообще боятся наушников и микрофона. Лечение заикания у детей. В этих случаях с лечением лучше подождать, но эти вопросы решает врач на консультации.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»