вторник, 23 декабря 2008 г.

Приглашение на танец

Приглашение на танец.Лечение дизартрии
Не нужно быть очень наблюдательным, чтобы заметить: как дети любят танцевать! Естественно, они этого делать еще не умеют. Но откуда такая тяга к ритмичному перемещению? И, естественно, под музыку. Сказать, что они копируют родителей - не могу. Потому, что сейчас мало найдешь молодых пап и мам, которые бы любили и хотели танцевать. Только от них и слышишь: наше время прошло, оттанцевались. Так откуда же у детей такое рвение к танцам? От телевизора?

Я думаю, что это стремление к ритмичным движениям заложено на подсознательном уровне. Природа гораздо умнее всех родителей вместе взятых. Она подталкивает наших детей на выполнение тех задач, которые помогут ребенку развиваться. Мы же не обучаем маленьких детей ползать? А, тем не менее, это умеет каждый карапуз. И довольно лихо. Иногда трудно угнаться за такими «метеорами».

Вот и здесь, примерно, та же ситуация. Танец, как ритмичное передвижение, опосредовано влияет на развитие чувства ритма, необходимого для формирования нормальной речи. Я думаю, что нет необходимости доказывать, что между развитием ритмичных движений и формированием правильного произношения существует прямая связь. Поэтому, наша задача помочь ребенку побыстрее развить в себе это чувство. Каким образом? А вы еще не заметили, что почти вся методология лечения дизартрии сводится к гимнастикам и тренингам? Вот и на этот раз я хочу вам предложить музыкально-ритмическую гимнастику.

Сначала поговорим о первой части этой гимнастики – музыкальной. Для начала хочу уточнить, что музыка для ритмической гимнастики должна быть мажорной. Для солидности этого утверждения скажу, что еще в конце 19 века русский физиолог Иван Тарханов доказал, что именно мажорная музыка увеличивает не только работоспособность мышц, но и ускоряет ритм дыхания и сердцебиения. То есть только звуки мажорной музыки способны на такие действия.

Мамы хорошо знают, что дети воспринимают ритмы музыки, находясь еще в утробе. Может потому, что они постоянно слышат ритм материнского сердца? И уже родившись и даже немного «повзрослев» прижимаются к материнской груди в поисках защиты и радости. То есть ритм материнского сердца вселяет в них уверенность.

А вы никогда не задумывались, почему маршевая музыка несет такой заряд бодрости? Ну, догадайтесь! Потому, что она сориентирована на ритм работы сердца. Старые композиторы это знали и потому марши писали в темпе 72 такта в минуту. А какой ритм сердечной мышцы? Да, примерно, такой же. Поэтому, если мы будем подбирать музыку для ритмической гимнастики темп нужно подбирать именно такой. И вы увидите, как загорятся глазки у вашего малыша. И совсем не обязательно, чтобы это был марш. Поиск музыки я оставляю на вас.

Саму музыкально-ритмическую (впрочем, как и любую другую) гимнастику можно разделить на три части:
  • сначала идет вводная часть, разогревающая мышцы ребенка;
  • потом следуют основные упражнения, несущие эмоциональную и физическую нагрузку;
  • и в конце заключительная часть, успокаивающая вашего ребенка.
Что у нас в вводной части?
  • В вводной части находятся упражнения, цель которых подготовить организм к основным упражнениям. Это, естественно ходьба под музыку, если возможно, то легкий бег. Просто так ребенку будет скучно ходить. Поэтому придумайте для него игровую ходьбу. Пусть походит как уточка, переваливаясь с боку на бок. Или изобразит крадущуюся походку лисицы. Или косолапого медведя. Главное, чтобы это происходило под музыку и весело.
После ходьбы мы переходим к основным упражнениям.
  • Я бы рекомендовал потянуться, чтобы «достать двумя руками воображаемое солнышко». Только, чур, не обжигаться.
  • Потом показать руками, какое оно большое (руки в стороны).
  • А Луна, какая? А ее ваш ребенок может достать? Пусть попробует.
Следующие упражнения направлены на разминку мышц шеи. Здесь ваша фантазия может подсказать массу игровых «подражательных» упражнений.
  • Можно показывать, как птицы смотрят по сторонам, чтобы на них не напал хищник.
  • Можно «пить воду», как это делает цапля.
Не хочу больше лишать вас творческого наслаждения. Думайте сами. Одно напоминание: музыка. Она должна звучать, и ребенок должен выполнять упражнения, стараясь попасть в ритм музыки.

Дальнейшие упражнения можно назвать «нагрузочными». Их цель, как ясно из названия, нагрузить определенные группы мышц.
  • Здесь я предлагаю использовать всяческие наклоны и приседания.
  • Потом можно перейти к упражнениям на полу, то есть на ковре. Боже, сколько всевозможных упражнений предлагает вам природа. Особенно ее животный мир. Тут и червяки, и черепахи, и кошки, и обезьяны.
Главное для этих упражнений подобрать соответствующую музыку. И тогда ребенок будет не только развивать мышцы и чувство ритма, но еще и развиваться интеллектуально, понимая внутренний ритм каждого животного.
  • Я бы предложил такое упражнение. Пусть сначала прозвучит музыкальный фрагмент, а ребенок угадает, какой зверь прячется за этой музыкой.
Заканчивать основную часть ритмической гимнастики можно танцем. Но, опять таки, необычным танцем. А постоянно подбрасывать ребенку пусть легкие, но все же задачки. Ведь в танце можно изобразить и охотника, и рыбу, и муху. Главное, чтобы задача была понятной вашему ребенку. Чтобы он знал то животное или человека, которое должен изобразить в танце. Ритм музыки в этой части должен быть довольно быстрым.

Ну и заключительная часть. Цель ее успокоить разыгравшегося ребенка и расслабить его усталые мышцы. Эту часть тоже можно проводить на ковре. И опять-таки в игровой, увлекательной форме.

Ну, как, понравилась вам музыкально-ритмическая гимнастика? А вашему малышу? Не такой он уже и малыш? Кстати, возраст здесь не имеет особого значения. Здесь главное во взаимодействии ритма музыки и движений ребенка. В его желании и умении подчиняться музыкальному ритму. И нет ничего страшного в том, что на первых порах с ритмом будут промашки. Музыка все равно свершит свое таинство: подарит ребенку и его маме радость от познания мира и друг друга.

Ключевые слова: дизартрия, ритмическая гимнастика

Еще рекомендуем:
Мы проанализировали динамику высоты голоса в процессе речи наших пациентов и выяснили, что непосредственно перед моментом заикания появляется мощный спазм гортани и чрезмерное натяжение голосовых связок, что на долю секунды приводит к повышению голоса почти в два раза — на октаву! Почему заикающийся говорит неестественным голосом. Если этот короткий период растянуть во времени в десять раз, вы услышите взвизгивание.

Много кто из людей говорит, что они обошли всех докторов, и им совсем никто не помог. Они сомневаются в том, что мы можем им помочь. Заикание: доктор О.Сухомлин о заикании - Уверенность. Я знаю таких людей, которые закрылись в себе и держатся мнения, что им уже никто никогда не поможет. А красивая и выразительная речь это только далекие мечты и недосягаемые звезды.

В процессе филогенеза речь возникла сравнительно недавно - только в ходе эволюции человека. Речь и заикание. Поэтому, как молодая функция, да к тому же бурно меняющаяся, она наиболее ранима, наиболее чувствительна к повреждающим воздействиям внешней среды и эндогенным факторам, появляющимся в результате нарушения взаимодействия организма с внешней средой под влиянием болезнетворных агентов или экстремальных внешних условий.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»