понедельник, 15 декабря 2008 г.

Речевое развитие

Речевое развитие.Лечение дизартрии
Не устаю напоминать, что чем раньше вы займетесь речью ребенка, тем эффект будет более весомым. Особенно, если у ребенка есть предрасположенность к дизартрии. Наш речевой аппарат так сложно устроен, что иногда диву даешься, как все работает. Вернее, мы обращаем на него внимание, когда он перестает работать, и вот тут уже даемся диву. Вот, казалось бы, какое отношение к речи имеют руки? Или ноги? А ведь имеют. И не только для того, чтобы закрыть срочно рукой рот, чтоб чего не ляпнуть.

Ну, вот, например, специалисты советуют прививать детям умение обращаться с предметами, игрушками. Оказывается, это стимулирует ребенка запоминать новые слова. Допустим, вы подарили ребенку новую игрушку. Что за этим следует? Ребенок обязательно выучит ее название, звуки, которые она издает, массу попутной информации. Он запомнит ее цвет, форму, применение и.т.д.

Конечно, это не значит, что для того, чтобы ребенок учил новые слова необходимо покупать новые игрушки. Существует масса развивающих игр, в которых может участвовать любой предмет, находящийся в квартире. Наша задача заинтересовать ребенка этим предметом. Обязательно надо называть «имя» того предмета, который находится в ваших руках, или в руках ребенка.

Если у вашего ребенка существуют речевые проблемы, то специалист вам обязательно подскажет, на что нужно обратить особое внимание. Какие именно игры помогут развивать то или иное отставание от нормального развития.

Я уже говорил о пользе массажа, но не грех повторить, что перед тем, как заняться с ребенком «лечебными» играми начинать надо именно с него. Не забудьте про небольшую дыхательную и артикуляционную гимнастику. Объясните ребенку, что такую подготовку делают и спортсмены, перед выходом на арену. И летчики занимаются гимнастикой, чтобы натренировать свое тело к большим нагрузкам. Придайте этим занятиям чувство значимости.

«Разговорите» ребенка. Пусть он произнесет несколько известных и доступных ему слов. Этим самым вы активизируете его внимание, настроите на восприятие нового. Я вот раньше не понимал, зачем ребенку нужны всякие пирамидки и кубики. А ведь с помощью этих игрушек ребенок овладевает навыками умения к осмысленным, целеустремленным действиям. Это для нас нет ничего сложного, чтобы надеть кольца на стержень пирамидки. А для вашего малыша это большой шаг на пути освоения задуманных действий.
Обязательно разговаривайте с ребенком о цвете колечек пирамидка. О «больших», «меньших» и совсем маленьких кольцах. Пусть сначала просто научится собирать кольца на ось. А потом, постепенно, усложняйте задачу. Пусть он собирает ее по вашей команде: сначала кольцо одного цвета, потом второго и т.д.

Точно так же и с кубиками. Вся их прелесть в том, что на их гранях расположены рисунки, которые могут помочь составить задание любой сложности. От простого: сложить кубики один на другой, до сложного: сложить вместе животных, или предметы нарисованные на кубиках. Занимаясь такими играми и постоянно разговаривая с ребенком мы даем ему возможность накопить речевые впечатления. Он стремится повторить за нами слова и предложения. Но, напоминаю, никакого принуждения. Пусть у них самих возникнет потребность повторять за вами слова. Это будет зависеть от степени заинтересованности ребенка. А это зависит от вашего творческого подхода.

А если вы будет настаивать, чтобы ребенок обязательно повторил за вами название предмета или новые слова, то эффект может последовать противоположный. Ребенок может замкнуться. Подобные игры он будет ожидать не с удовольствием и интересом, а со страхом. Он начнет бояться речевого общения. А вот это исправить будет ой как непросто. Поэтому спокойствие и терпение должны стать вашими постоянными спутниками в общении с ребенком.

В одной очень умной книге я прочел, что мы никогда не сможем сделать детей похожими на себя. Максимум, чего мы сможем достичь, это стать похожими на них. Почему я вспомнил сейчас слова Халиля Джебрана? Да вот к чему. Если вы видите, что ребенок не настроен вести диалог, не отвечает на ваши вопросы, тогда примените следующую тактику: повторяйте за малышом звуки, которые он произносит. Поговорите немного на его языке. Или поговорите сами с собой. В смысле произносите слова и за себя, и за него. Задавайте ребенку вопросы и сами на них отвечайте. Этот прием иногда неплохо работает.

Только не повторяйте за ребенком неправильно произнесенные или сокращенные слова. Произносите слова так, как они должны звучать. А то ребенок с удовольствием воспримет ваше подражание за норму.

Читайте ребенку сказки. Читайте именно так, как учили в школе: с выражением. То есть читайте с изменением высоты звука, темпа, интонации. Например, читая разговор медведя надо говорить медленно. А за зайца быстро и отрывисто. Это я к примеру говорю. У ребенка должен развиваться речевой слух. Он должен различать речь взрослых по высоте и по эмоциональной окраске. Придумайте игры на эти речевые оттенки. Например, пусть ребенок угадывает, чей голос звучит из-за двери. Или откуда слышится голос. Так же ребенок должен научиться регулировать громкость голоса, тембр. Как? Во-первых, с удовольствием. А во-вторых, все тем же дедовским способом: повторять за вами; играть в разных зверей; изображать звуки техники.

Заниматься с ребенком нужно каждый день. Хотя я это, наверное, напрасно говорю, вы и так все понимаете. Разговаривать с ребенком нужно постоянно. Называйте предметы, которые он видит. Говорите, что это за звук он слышит. Все это будет развивать ребенка, и естественно улучшать его речь.

Научите ребенка сравнивать различные предметы. Начните с самого легкого: какой предмет больше. Или какой предмет легче. Пусть малыш возьмет в руки сравниваемые предметы и ощутит разницу. Естественно, подсказывайте ребенку правильный ответ. Но научите его главному: «увидеть» разницу. Постепенно усложняйте условия. Пусть предметы разняться не так явно, как вначале.

А в дальнейшем научите ребенка описывать предметы. Это упражнение имеет огромное значение в активизации разговорного словаря. Дальше пойдут загадки и другие, более сложные игры. Но это уже ближе к школе. Да, да. Вот так, «играючи», вы вместе с вашим малышом научитесь разговорной речи.

Ключевые слова: дизартрия, речевое развитие

Еще рекомендуем:
Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функций, которая с одной стороны обеспечивает поддержание жизненно важных параметров организма, а с другой — поддается эффективному волевому контролю. Заикание: победили на одном дыхании. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек.

У нас в штате есть системные инженеры, которые работают на Киев и Киевскую область. Заикание: заметки о заикании: Настройка. Эта услуга, конечно, платная, но на самом занятии я всегда объясняю...

Имелось ввиду, что если заикание раннее, то чаще возникает у тех, у кого родственники не заикались. Т.е. "наследственность", увы, никто не отменил. Заикание news: Наследственность. Просто она больше влияет на "позднее" заикание. Мне кажется, что такие исследования имеют исключительно "академический интерес".

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»