среда, 10 декабря 2008 г.

Учимся говорить

Учимся говорить.Лечние дизартрии
Вот мы и добрались до артикуляционной гимнастики. Когда же ее лучше начинать? Во сколько лет? Знакомый вопрос? Ответ будет, надеюсь, не столь уж знакомым. Первую артикуляционную гимнастику ребенок начинает в период с двух до четырех… месяцев. И без всякого нашего участия. Именно в этом возрасте ребенок должен начинать артикуляционную тренировку. Естественно он начинает тренировать звуки, которые ему легче произнести.

Опытные мамы скажут, что это звуки «к», «х» и «г». Именно звук «г» маленькие дети любят больше всего. Именно в него они вкладывают свои радостные эмоции. А если уж совсем хорошо, то можно добавить и гласных звуков «а», «ы», «и». Вот теперь звуки стали слышнее. Кстати, я, наверное, не прав, сказав, что первая тренировка речевого аппарата начинается в два-четыре месяца. Первый крик ребенка – это уже первое занятие по развитию голоса. И потом, особенно по ночам, упражнения продолжаются. Правда, очень большой радости это не вызывает.

Итак, мы вместе с малышом «погулили». Пока вы на минутку бегали по делам, ваш ребенок уже начал пытаться лепетать. То есть продолжает развивать свой речевой аппарат. Не удивляйтесь, ведь ему уже полтора года. Как, как? Время летит. В его голосе появились интонационные нотки. Он уже со слогами начинает играться. И первые слова появились, как и у всех, неожиданно. Но приятно. И первые его слова связаны с самыми важными вещами: голодом и любовью. Когда нужна любовь, то ребенок говорит «мама». А когда хочется физической пищи – «ам-ам». Вот и произошло первое знакомство со смыслом, заложенным в звуки.

А если серьезно (хотя я с вами всегда серьезен), то артикуляционной гимнастикой надо начинать заниматься в возрасте семи – восьми месяцев отроду. Давайте, начинайте его учить складывать губы в трубочку. Пускай мышцы развиваются. Есть речевые проблемы, нет ли, а эти занятия вам с малышом, не помешают.

Садите его себе на ногу и: поехали, поехали, по кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке. Детишки очень любят кататься, таким образом, на лошадке. А главное, щелкайте языком, изображая, как цокает копытами лошадка. Если ваш ребенок начнет за вами повторять щелканье, то дело сделано. Это очень полезное упражнение. С помощью щелканья «лошадки» он подготовит свой речевой аппарат к произношению букв «р», «ж», «л» и «ш».
Дальше пересаживайтесь с лошадки на машину и начинайте «бибикать», «пипикать» и «мычать» на крутых поворотах. Имейте в виду, что к двум годам вы должны «сдать на права» произнесения звуков «п», «б», и «м». А еще «ф» и «в». Горящие «фары» и «визг тормозов» помогут вам в этом.

А дальше буквы должны вылетать из уст ребенка, как из пули из «пулеметы». Придумайте занятие для звуков «т» , «д», «л», «с», «з», «н». Я не думаю, что это окажется для вас невыполнимой задачей. Пересядьте на самолет, в конце концов. Если думаете, что это все, то напрасно.

У нас осталось еще три звука: «к», «х», «г». Я думаю, что для их произнесения надо спускаться на землю. Я бы даже отправил вас с малышом в деревню. Там много всяких коров, хрюшек и гусей, которые быстро сумеют преподать нужный урок.

С шипящими звуками дела несколько сложнее. Ну не хотят многие «ребяты» произносить их до определенного возраста. До такой степени не хотят, что пытаются нас (и себя) перехитрить. Заменяют их другими звуками, как будто, так и надо. А если мы начинаем их поправлять, то они могут их вообще выбрасывать. Какая там «кошка», когда это «кися». Да уж нет, милые мои детишки, так дело не пойдет. Давайте учиться шипеть вместе с кошками, мышками-норушками, мишками и мошками. А мы для вас и такую сказку сочиним, что «общекочитесь».

Вы что, ждете, что это я буду сказку сочинять для вашего ребенка? А я что, люблю его больше вас? Я не хочу лишать вас творческого наслаждения. Ваш ребенок, это ваша палитра. Рисуйте на ней всеми красками своей души. И наслаждайтесь оба.

Вы видите, что артикуляционная гимнастика не так уж и сложна. Главное в ней, как и в физкультуре, систематичность и последовательность. Существуют определенные физиологические и психологические законы развития личности, и перескакивать со ступеньки на ступеньку здесь нельзя. Можно двигаться по «лестнице развития» быстрей или медленней, но четко наступая на каждую ступеньку.

Мамы, у которых дети не имеют предрасположенностей к дизартрии, могут всех этих правил и не знать. Природа сама поведет их в нужном направлении. Хотя и здесь встречается много дефектов: то ребенок картавит, то буква «с» у него звучит как из «набитого кашей рта». Всяко бывает. Поэтому, я бы на месте всех мам не преминул включить в ежедневные игры с малышом и эти развивающие упражнения.

Ненадолго. А то вы себе представили, что будете с ребенком сорок пять минут учить произносить звуки. Ни в коем случае. Максимум пять минут. Максимум. А то и трех будет достаточно. Это как во время еды. Говорят, что нужно вставать из-за стола с чувством легкого голода. И здесь нельзя переедать. Занятия должны стать ожидаемыми ребенком. Веселыми и радостными.

Игры-играми, а артикуляционный аппарат, благодаря им, разовьется. Мышцы станут подвижными. Все дело в тренировке. Если вы думаете, что на этом наши артикуляционные путешествия закончатся, то…. Поверьте, они только начинаются. Ведь сегодня мы разговаривали об артикуляционном аппарате детей, у которых проблемы совсем небольшие. Я имею в виду артикуляционные. Я бы даже сказал, что это профилактические упражнения. Но, принцип, заложенный в них, верный. Это игра, ваша любовь и систематичность. Забыл последовательность, но вы то помните.

Ключевые слова: лечение дизартрии, игровые упражнения

Еще рекомендуем:
После публикации трех статей, в которых директор НИЦ Биокибернетики Андрей Блудов разъяснял механизм заикания, в редакцию продолжают поступать письма с вопросами. Почему заикающийся говорит "странным" голосом. Сегодня Андрей Анатольевич продолжит ответы на них — пояснит, какие изменения происходят с голосом заикающегося человека.

Є величезне бажання підняти людину морально, навчити її розуміти і тоді з'являться радісні відчуття, посмішка , а інколи навіть сльози радості від того, що нарешті я зрозумів як правильно говорити. Заїкання: розповідь про заїкання - Впевненість. Одним з таких пацієнтів, який спочатку прийшов на консультацію, а потім придбав програмний комплекс, був Радченко Міша, 20 років, який проживає в Києві.

За этот месяц, что я занимаюсь с программой BreathMaker, мне удалось выработать несколько иной голос, нежели чем тот, что был у меня до занятий. Заикание news: Победа над своим заиканием. И я стараюсь на практике применять эти навыки: на работе, дома и в транспорте, т.е. говорить по-новому.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»