воскресенье, 7 декабря 2008 г.

Занятия при дизартрии с ДЦП.

Занятия при дизартрии с ДЦП.Лечение дизартрии
Детский церебральный паралич тема особенная. Особенная глубиной и масштабом горя, которое выпало на долю детей и их родителей. Но что же делать. Как говорят мудрые бабушки: жить-то надо. И если существует малейшая возможность помочь этим людям, облегчить им жизнь, грех ею не воспользоваться.

Напомню, что мы ведем разговор о дизартрии, которая является частым спутником детского церебрального паралича. И притом в различных формах. Общим у этих дизартрий можно назвать то, что наблюдается на только недостаточность произвольных артикуляционных движений, но и слабость ощущений от этих движений. То есть, дети не чувствуют, или очень слабо ощущают движения языка, губ и других органов речи. А потому и возникают сложности в управлении этими движениями. Эти ощущения движениями врачи называют «кинестезиями».

Отсюда следует, что и лечить такую дизартрию соответственно, то есть развить эти кинестетические ощущения. Путь этот не быстрый. Но что делать. Как это делается? В, принципе особых секретов здесь нет. Это вы можете делать и сами, не призывая логопеда. Посадите ребенка напортив себя и покажите пальцем на свои губы или язык. Назовите то, что вы показываете. Попросите ребенка показать этот орган на себе. И назвать его. Потом ребенок должен научиться показывать эти органы на кукле или рисунке. Через некоторое время занятий предложите ребенку с закрытыми глазами показать на себе органы артикуляции и назвать их. Если ребенок осилил эту задачу, то считайте, что вы сделали первый шаг на пути к устранению дизартрии.

Не забывайте хвалить ребенка. Постарайтесь сделать эти занятия интересными. Превратите занятия в веселую игру, и тогда ваш малыш будет их ждать. Я надеюсь, вы понимаете, что от радостных занятий пользы гораздо больше, чем от «лечения», нудного и скучного. И ни в коем случае не ругайте ребенка за его неудачи. И не нервничайте в его присутствии. Ваше общение должно быть светлым.

Теперь можно заняться подвижностью речевого аппарата и ощущениями от этих движений. А для любого движения необходимы развитые мышцы. Совсем не значит, что у вашего ребенка неразвиты все мышцы речевого аппарата. Обратитесь к специалисту, и он обратит ваше внимание на неразвитые органы речи. Если это язык, то существуют специальные упражнения для этого органа. Так и называется: гимнастика для языка. Или гимнастика для губ.

Не поймите меня превратно, что мол я хочу исключить логопедов из процесса лечения. Ни в коем случае. Но я знаю много мам, которых не устраивает роль простого наблюдателя. И, опять таки, я знаю немало логопедов, которые, скажем так, без особой любви занимаются логопедической практикой. А любовь, простите за банальность, желательная составляющая любого лечения.

Еще пару слов о гимнастике для органов речи. Во время проведения таких занятий обязательно используйте все «работающие» анализаторы. Что я хочу сказать? Занимаетесь с ребенком, например, гимнастикой для языка, обязательно подключайте в процесс органы зрения и слуха. Пусть перед ребенком будет зеркало. Он должен видеть результаты своего труда, хотя и в форме игры. Говорите с ним о том, что он делает. Пусть и ушки включаются в процесс. Пусть ребенок касается язычка, тем самым подключает тактильные анализаторы. Все это превращает узконаправленную гимнастику языка в гимнастику центральной нервной системы и головного мозга.

Я забыл вам сказать, что перед артикуляционными гимнастиками неплохо бы проводить массаж мимических мышц и мышц речевого аппарата. Пусть логопед покажет вам, как это делается. Потом делайте массаж вы. А в дальнейшем ребенок сам должен освоить это занятие. Вы видите, как мы постепенно усложняем работу, как мышц, так и кинестезий (ощущений от работы мышц). То есть, развиваем нервную систему.

Ну, что, пора перейти к нижней челюсти. Да, у ребенка она ослаблена и не в состоянии производить полный объем движений. Несмотря на то, что мышцы нижней челюсти у ребенка развиты слабо, так они еще и находятся в постоянном повышенном тонусе. То есть, напряжены. Это общее состояние у больных детским церебральный параличом. Но и эта проблема поддается коррекции и тренировке. Только запомните, что все нужно делать последовательно: от менее сложного, к более сложному. И не забываете об игровой форме занятий.

Как тренировать нижнюю челюсть? Нельзя ребенку дать задание опустить нижнюю челюсть вниз. Или выдвинуть ее вперед. Он не сможет этого сделать. Он, просто не поймет вас. Задание нужно ставить в форме игры, используя наблюдательность ребенка. Вы замечали, что ваш малыш наблюдал за птицами. Он видел, как ворона каркает. Как она подбирает крошки с земли. Вот и поиграйте с ним в ворону. Попросите его показать, как ворона кушает. Как она каркает. Ребенок непроизвольно начнет выполнять «подмеченные» действия. Скажите ему, что ворона взяла в клюв большой кусочек. Пусть покажет, как она держит его во рту. То есть, вы попросили его зафиксировать позу открытого рта.

Так же, как и тренировке языка и губ у ребенка будут развиваться ощущения от движений нижней челюстью. Далее нужно тренировать «речевые позы» на счет. То есть, чтобы ребенок удерживал нижнюю челюсть в определенном положении до тех пор, пока вы считаете. Начните с небольшого удержания, например, считая до двух. Потом постепенно доведите удержание «позы» до пяти.

Знайте, что развивая движения (увеличивая амплитуду) нижней челюсти вы, тем самым, улучшаете процесс голосообразования. Так уж устроен наш голосовой аппарат, что когда нижняя челюсть опускается, происходит автоматическое поднятие мягкого нёба. Что, соответственно, открывает глотку, которая влияет на силу голоса. В дальнейшем переходите на тренировку нижней челюсти с произношением звука «а». Дальше нужно будет усложнять голосовые упражнения в зависимости от готовности ребенка.

Все, о чем мы говорили сегодня, это только подготовительный этап к серьезной работе. Только не говорите ребенку, что путь этот длинный. Каждый день, после каждого занятия, вселяйте в него силы и уверенность в успехе. Хвалите его и поощряйте.


Ключевые слова: дизартрия с ДЦП, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
Проблема заикания (логоневрозов) всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Заикание. Кто виноват и как вылечить. Врачи много веков искали способы наиболее эффективного лечения.

Коли людина починає розуміти і відчувати правильну мову, їй в ту ж мить вдається контролювати мовний процес, так як це було у Дортняка Олександра, якому 14 років, і який приїхав для лікування з міста Тернополя 15 вересня 2006 року. Заїкання: розповідь про заїкання - Зрозумів. Я пояснив мамі Надії Володимирівні принципи роботи голосового апарату людини.

Если Вы думаете, что новый метод лечения заикания разрабатывали в муках творчества престарелые ученые мужи и логопеды, то Вы далеки от истины. Заикание news: Заикание и новые технологии. Рождение методики – плод случайности. Именно так произошло у нас. Теория, можно сказать, «выросла» из практики.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»