воскресенье, 14 декабря 2008 г.

Займемся диафрагмальным дыханием

Займемся диафрагмальным дыханием.Лечение дизартрии
Ну, и что будем делать с дыханием? Да, нет, вы не волнуйтесь. Вопрос, как всегда, риторический. И он больше относится ко мне, чем к вам. Просто не хочется банально в тысячный раз повторять, что дыхание – это основа жизни. Как говорится, не вдохнешь – не выдохнешь. А не выдохнешь, и слова не произнесешь. Кстати, если очень много вдохнешь, то тоже хорошего мало. Главное научится правильно дышать. «Ах ты, боже мой, - запричитала женщина неопределенного возраста, - всю жизнь прожили, а теперь, оказывается, дышали мы неправильно». Да мы много чего в этой жизни делали и делаем не на пользу себе. Я ведь сейчас пишу о детях? Если вы хотите, чтобы и ваши дети повторили ваши ошибки, то, пожалуйста. Только делайте это осознанно.

Что-то меня с утра понесло. А ведь тема сегодняшнего разговора, как вы надеюсь, догадались, дыхание. Дыхание, без которого невозможно нормальное развитие речи. Дыхание, которое является энергетическим реактором нашей речевой системы: и артикуляции, и звукопроизношения.

Вы когда-нибудь слышали про диафрагмальное дыхание? Хочу уточнить, что диафрагмальное дыхание не имеет никакого отношения к дефрагментации. Дыхание бывает трех видов: ключичное (самое поверхностное), грудное (когда раздвигаются ребра), и грудобрюшное (диафрагмальное). Между грудной и брюшной полостью находится самая большая мышца в организме – диафрагма. И вот когда она включается в процесс дыхания, то это и есть то, к чему хорошо бы стремится.

Сегодня мы и познакомимся с упражнениями, которые поспособствуют выработке диафрагмального дыхания. Эти упражнения специально рассчитаны для маленьких детей, у которых дизартрия или другие проблемы речевого характера. Эти упражнения помогут научиться правильно распределять выдох.

Систематические занятия этими дыхательными упражнениями помогут воспитать правильное речевое дыхание, которое явится надежной базой для произнесения предложений различной длины.

Прежде чем приступить к занятиям я бы вам порекомендовал сделать влажную уборку в том помещении, где будут проходить занятия. Еще его нужно хорошо проветрить. Я думаю, что все понимают, зачем это нужно. А кто не понимает – спросите у остальных.

Опять-таки, простите за глупые напоминания, но я все же рискну навлечь на себя ваш гнев, предупредив, что после сытного обеда или ужина эти упражнения делать не рекомендуется. Лучше всего эти упражнения проводить на голодный желудок. А если ваш ребенок против этого, то не заставляйте его. Пусть спокойно поест, а примерно через час-полтора можно приступать к занятиям.

Форма одежды (как любят говорить в армии) – свободная и просторная. Чтобы не стесняла движений. То есть та, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Вот, собственно и все приготовления. Нет, еще небольшое предупреждение. Довольно часто во время выполнения упражнений у детей напрягаются мышцы рук или груди. А у некоторых – мышцы шеи. Этого нельзя допускать. Следите внимательно и останавливайте детей, если у них напрягаются перечисленные мышцы.

Первое упражнение я бы назвал «метель». В упражнении участвуют двое: мама пускает снег (вату или мелко нарезанные бумажки), а ребенок выступает в роли ветра, который разметает снежинки по всей комнате. Я думаю, что вашему ребенку понравится это упражнение. Мамам (представляющим предстоящую уборку) – тоже. Губы «ветра» должны быть вытянуты вперед и немного округлены. А вот щеки надувать не надо. Главное здесь – длинный выдох.

Мы в детстве играли в такую игру. Брали кусочек поролона, это был мяч. Клали его на стол (без скатерти). Делали ворота из спичечных коробков. И айда гонять в футбол. Мяч передвигали по полю с помощью «ветра в голове», то есть, как и в предыдущем упражнении дули на поролон, стараясь загнать его в ворота противника. Мы тогда и предположить себе не могли, что выполняли упражнение на диафрагмальное дыхание.
Теперь перейдем к водным «процедурам». Берем большой таз и наполняем его водой. Теперь нам понадобятся «корабли». Это могут быть: поролоновые или пенопластовые кусочки, мячики от пинг-понга. А еще лучше, если папы сделают маленькие кораблики с бумажными парусами. Поверьте, ребенка будет трудно отвлечь от таких занятий.

Еще одно любимое занятие детворы, это пускание мыльных пузырей. Что здесь можно добавить? Если ребенок не хочет надувать мыльный пузыри, то надувайте их вы, но так, чтобы они летели в его сторону, а он их «отбивал» своим дуновением. А еще лучше займитесь теми упражнениями, которые ему по душе.

Как я мечтал в детстве о губной гармошке. Если честно, то я и сейчас бы с удовольствием поучился играть на ней. Вот вам еще один спортивный снаряд для занятия дыхательными упражнениями. Снаряд, правда, шумный, но эффективный. Потому, что для того, чтобы гармошка зазвучала, нужна хорошая, уверенная струя воздуха. И еще одно достоинство губной гармошки в том, что она играет как на выдохе, так и на вдохе. То есть ребенок должен вдыхать и выдыхать воздух через гармошку.

Для того, чтобы ребенок учился управлять силой выдыхаемого воздуха можно предложить такое упражнение. Возьмите прозрачный пластиковый стаканчик и нарисуйте на нем цветные полоски, показывающие разные уровни. Налейте в стаканчик воды по самую низкую метку. Возьмите трубочку от коктейля и, выдувая воздух в воду, создайте «бульбы». Чем сильнее в трубочку дуть, тем выше будут подниматься бульбы. Теперь пусть ребенок создает бульбы, а вы говорите, до какого цвета полоски они должны доставать. Тут важно умение соотносить зрительное восприятие с силой дыхания.

А под приближающийся Новый год можно предложить ребенку упражнение со свечами. Свечи конечно должны быть разноцветными. Вы устанавливаете свечи в ряд и просите ребенка дуть то на синюю, то на красную свечу. Сначала дуть надо медленно, чтобы пламя откланялось, но не тухло. А потом сильно, чтобы загасить свечу. Заканчивать это упражнение нужно так, чтобы ребенок постарался задуть как можно больше свечей на одном выдохе. Пусть он ставит все новые и новые рекорды.

Ключевые слова: дизартрия, постановка диафрагмального дыхания

Еще рекомендуем:
То, что разработано в нашем центре, основано на совершенно другом подходе к решению проблемы. Наиболее важных методик — три. Что, если у ребенка проблемы с речью? Первая — методика CAF, устраняющая разрывы и другие нестабильности речи в реальном времени, когда мы, по сути, протезируем речевой круг между губами и ушами, используя микрофон, компьютер и наушники.

Достаточно часто пациенты спрашивают, как мы можем вылечиться, если наша логопед сказала, что заикание не лечится. Заикание: быль о заикании -Осознал. Мне таким пациентам приходится объяснять суть анатомических процессов в коре главного мозга, а также суть их физиологической работы. Но это только знания, а человеку еще нужен и собственный опыт.

Для начала интересное определение понятия характер: Заикание news: Характер - это темперамент ребенка, вписанный в окружающую среду. Вот так просто. А темперамент, по утверждению того же д-ра Кагана, это «наследственный биологический вклад в эмоциональный, познавательный и рефлекторный образ ребенка». Такие образные определения в наших книжках найти трудно.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»