суббота, 17 мая 2008 г.

Упражнения для формирования выдоха

Лечение дизартрии.Упражнения для формирования выдоха


А это упражнения для формирования выдоха. Оказывается мало воздух вдохнуть, надо еще и правильно выдохнуть. Вдыхаем воздух мы для кислорода, а выдыхаем для речи. В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений

Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.

1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м……).

1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).

1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…..).

1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

1.8. Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.

2.1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.

2.2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)

2.3. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).

2.4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).

2.5. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).

2.6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

2.7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)

Комплекс 3. Формирование умения сочетать фиксированный и форсированный выдохи.

3.1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!).

3.2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…).

3.3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у…у! у!).

3.4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…).

3.5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м…м! м!).

3.6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м…).

3.7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с! с! ).

3.8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с…).

3.9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш…ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш…).

Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований. Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков – ф, в, с, з, ш, ж, щ, х.

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков – п, б, т, д, к, г.

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат ц, ч и групп согласных звуков разного способа образования ( тс, пл, вр и т.д.).

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.
Главная особенность этих комплексов – сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

ключевые слова: лечение дизартрии, упражнения для выдоха

Еще рекомендуем:
Попробуйте лечить дизартрию бесплатной программой
Понаблюдайте, какая у ребенка речь
Заикание и новые технологии
Узнайте, почему вы заикаетесь

пятница, 16 мая 2008 г.

Комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики

Лечение дизартрии. Гимнистика Стрельниковой
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент существенно отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительности выдоха и вдоха примерно одинаковы.

Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. В момент речи выдох намного длиннее вдоха, человек производит вдвое меньше дыхательных движений. Для более продолжительного выдоха необходим и больший запас воздуха. Поэтому при произнесении речи значительно (приблизительно в три раза) увеличивается его объем. Вдох становится короче и глубже.

Ещё одной особенностью речевого дыхания можно назвать ту, что выдох происходит при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межрёберных мышц). Это обеспечивает его максимальную длительность и глубину и, кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего звучная речь невозможна. Таким образом, для речеобразования эта струя должна быть сильной и направленной.

Для формирования дыхания можно рекомендовать использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики

( по Стрельниковой )

Упражнение 1. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Упражнение 2. «Поясок»

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто сбрасывая что-то с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 3. «Поклон»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Упражнение 4. «Кошка»

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие пружинистые приседания, поворачивая туловище то влево, то вправо. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 5. «Обними плечи»

Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. «Большой маятник»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям - шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 7. «Повороты головы»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

Упражнение 8. «Ушки»

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

Упражнение 9. «Малый маятник»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

Упражнение 10. «Перекаты»

Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.

Упражнение 11. «Танцевальные шаги»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

ключевые слова: лечение дизартрии, гимнастика Стрельниковой

Еще рекомендуем:
Центр коррекции речи. Алгоритм лечения дизартрии
Вы заметили, что у ребенка невнятная речь
Предрасполагающие причины возникновения заикания
Послушайте 27 летнего пациента

четверг, 15 мая 2008 г.

Динамические упражнения

Лечение дизартрии.Динамические упражнения

Освоили статические упражнения? Вперед к динамическим артикуляционным упражнениям. Тем более, что серьезные занятия без положительных последствий не останутся.


11. «Утиный клювик».

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуть, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

12. «Шторки».

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5 – 6 раз.

13. «Лошадка».

Присосать кончик языка к нёбу. Пощёлкивание производится с изменением темпа (медленно – быстрее – очень быстро). Выполнять 10 – 15 раз.

14. «Грибок».

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

15. «Маляр».

Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5 – 6 раз.

16. «Дятел».

Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15 – 20 секунд).

17. «Утюжок».

Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперёд. Выполнять 20 – 25 раз.

18. «Прогони комарика».

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение – язык дрожит.

19. «Покусывание кончика языка».

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8 – 10 раз.

20. «Катание шарика».

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5 – 6 кругов); затем против часовой стрелки (5 – 6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

21. «Часики».

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения - 20 секунд.

22. «Мясорубка».

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3 – 4 раза.

23. «Прятки».

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Выполнять 10 раз.

24. «Вкусное варенье».

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5 – 6 раз.

25. «Змейка».

Рот открыт. Язык высунуть вперёд как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать в глубь рта. Движения производятся в медленном темпе, выполнять 5 – 5 раз.

26. «Настроение».

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

Указанные упражнения рекомендуется использовать для отработки различных звуков:

1) Отработка звуков «С» и «З» – упражнения 1, 4, 7, 10, 12, 23, 24.

2) Отработка звука «Ц» – упражнения 1, 4, 6, 7, 23, 24.

3) Отработка звуков «Ш» и «Ж» – упражнения 2, 3, 9, 11, 13-16, 20, 21, 23, 25-26.

4) Отработка звука «Щ» – упражнения 1-4, 9, 15-17, 20, 23, 25-26.

5) Отработка звука «Ч» – упражнения 2, 4, 9, 15-17, 25.

6) Отработка звука «Р» – упражнения 1, 2, 8, 9, 13-20.

7) Отработка звука «Л» – упражнения 1, 2, 5, 8, 13, 19-22, 26, 27.

ключевые слова: лечение дизартрии, динамические упражнения

Еще рекомендуем:
Для того чтобы уменьшить дизартрию
У вашего малыша невнятная речь?
Привет от Мэрлин Монро
Задержки в развитии речи

среда, 14 мая 2008 г.

Статические упражнения

Лечение дизартрии.Статические упражнения
Дизартрия характеризуется тремя синдромами:

*Синдром артикуляторных расстройств.

*Синдром нарушения речевого дыхания.

*Синдром нарушения голоса.

Коррекционная работа с детьми, имеющими стертую форму псевдобульбарной дизартрии, должна быть направлена на устранение указанных синдромов и включает соответственно мероприятия, направленные на преодоление артикуляционных расстройств, нормализацию функции дыхания и преодоление нарушений голоса.

В коррекционной работе с детьми со стёртой дизартрией предлагается использовать статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики

Статические упражнения

1. «Улыбочка».

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

2. «Трубочка».

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10 – 15 секунд.

3. «Хоботок».

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

4. «Лопаточка».

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя гуда приподнята, не касается поверхности языка.

5. «Иголочка».

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.

6. «Сердитая кошечка».

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.

7. «Желобок».

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3 –4 раза по 5 – 7 секунд.

8. «Парус».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 2 – 3 раза.

9. «Чашечка».

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 3 – 4 раза.

10. «Заборчик».

Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5 – 6 раз по 10 – 15 секунд.

ключевые слова: лечение дизартрии, упражнения

Еще рекомендуем:
Центр коррекции речи о дизартрии
У малыша стертая речь
О связи заикания с ритмом и бессознательным
Статьи в журнале Потребитель о заикании

вторник, 13 мая 2008 г.

Советы от англичан

Лечение дизартрии. Советы англичан
На одном английском сайте я нашел несколько советов для больных дизартрией и их собеседников. Может эти советы кому и помогут.
Советы лицу, имеющему дизартрию.
  • • Определите тему разговора одним словом или короткой фразой, прежде чем начинать говорить более полными предложениями.
  • • Выясните у слушателей, чтобы убедиться, что они понимают вас.
  • • Говорите медленно и громко, часто делайте паузы
  • • Постарайтесь ограничить разговоры, когда вы чувствуете, что устали и когда ваши слова будет труднее понять.
  • • Если вы расстроены, попробуйте объяснить собеседнику, например, жестикуляцией, что ваше сообщение вы повторите через небольшое время, что вам необходимо отдохнуть.
Советы слушателю.

  • Постарайтесь снизить отвлекающий и фоновый шум.
  • Обращайте внимание на говорящего.
  • Следите за говорящим, как он или она говорит.
  • Пусть говорящий знает, когда у вас есть трудности понимания.
  • Повторите только часть сообщения, чтобы дать понять говорящему, что вы поняли, чтобы говорящему не пришлось повторять все сообщение.
  • Если вы не можете понять послание, спросите говорящего, может ему будет проще его написать.

ключевые слова: лечение дизартрии, советы

Еще рекомендуем:
ЦКР. Как лечить дизартрию
У малыша невнятная речь
Межполушарные взаимодействия при заикании
Метод А.А.Блудова

понедельник, 12 мая 2008 г.

Самомассаж при дизартрии

Самомассаж при дизартрии
А это на рисунке не результат развития инфекционных заболеваний, а совсем наоборот. Это карта биологически активных точек. Что с нею делать?

Пользоваться для улучшения голоса и здоровья. Цена выразительности голоса хорошо известна людям речевых профессий - артистам, преподавателям, журналистам, юристам, а также общественным деятелям, бизнесменам, командирам производственных и воинских подразделений.

Этот удивительный инструмент, данный человеку природой, надо беречь и совершенствовать. Правильная постановка и закаливание голоса, верно построенное дыхание помогут избежать срывов, избавят от многих серьезных недомоганий.

Самомассаж биологически активных точек (БАТ) - отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата и профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и других жизненно важных органов. Перед началом занятий проветрить помещение, вымыть лицо и руки.

БАТ 1 - снятие напряжения аргикуляционно-мимической мускулатуры.
БАТ 2 - тренировка ощущения грудного резонанса голоса.
БАТ 3 - тренировка ощущения головного резонанса голоса.
БАТ 4 - снятие напряжения нижней челюсти.
БАТ 5 - тренировка носового дыхания.
БАТ 6 - снятие напряжения мускулатуры шеи.
БАТ 7 - профилактика насморка.
БАТ 8-13 - снятие усталости голосового аппарата, улучшение памяти, повышение работоспособности при умственном переутомлении.


При массировании БАТ 2, 3, 5 протяжно тянуть звуки "ГМ.. .ДМ...ЖМ... " Выполняют массаж указательным или средним пальцем по часовой стрелке 9 раз, столько же - против.
В конце занятия несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует голосовой аппарат, деятельность головного мозга, снимает стрессы. Вот это совет! Я и раньше зевал с удовольствием, а теперь буду это делать с наслаждением чувством глубоко удовлетворения.

ключевые слова: лечение дизартрии, самомассаж

Еще рекомендуем:
ЦКР. Алгоритм лечения дизартрии.
Ребенок плохо говорит
Принципы лечения заикания
Нейрофизиологические механизмы заикания

воскресенье, 11 мая 2008 г.

Лечение дизартрии в Германии

Лечение дизартрии в Германии
Недавно, на одном немецком сайте прочел, что „бесспорными лидерами в лечении и реабилитации различных неврологических заболеваний в Германии являются специалисты баварских клиник”. То есть не только пивом славиться Бавария! Правда, это они сами про себя пишут, но все равно звучит. Так вот, одних только видов диагностики у них (тьфу, тьфу, тьфу) аж тринадцать штук. Не верите? Считайте:

  • * Магнитно-резонансная и компьютерная томография
  • * Цифровая рентгеновская установка и цифровая субтракционная ангиография
  • * Цветная дуплексная сонография и трансчерепная цветная дуплексная сонография
  • * Трансторакальная и трансэзофагиальная эхокардиографиая
  • * Ректоскопия, гастродуоденоскопия и имплантация гастростомических зондов
  • * Видеоларингоскопия для исследования глотания
  • * Компьютеризированная ЭЭГ и вызванные потенциалы
  • * Электромиография
  • * Клиническая лаборатория, включая исследования спинномозговой жидкости
  • * Исследования уродинамики, микционной урографии и цистоскопии для анализа нарушений функции мочевого пузыря
  • * Калориметрия для выяснения потребности в питании
  • * Скрининг остановки дыхания во сне и многое другое
  • * Отделение интенсивной терапии

Находящиеся на лечении в неврологических клиниках люди имеют, порой, при одинаковом заболевании, разные картины болезни с нарушением моторики, речи и мыслительной функции. Это требует приведения индивидуальной терапевтической тактики в соответствие с характером расстройств у пациента.

Персонал отделений реабилитации состоит из врачей-консультантов различных нозологических форм: эрготерапевтов, логопедов, нейропсихологов, врачей-физиотерапевтов и высококвалифицированного среднего медперсонала.

Эрготерапия направлена на лечения расстройств речи (дизартрия), утраты способности к устному общению (афазия) и нарушений глотаний (дисфагия), которые наблюдаются у одной трети пациентов, перенесших инсульт и черепно-мозговую травму.

При лечении дизартрии используются современные методы анализа (электроглоттография, электропалатография, измерение дыхательных движений и потока воздуха, анализ голоса, электромагнитная артикулография), который используется в терапии в качестве «биофитбэка».

В логотерапии на разных фазах при разных нарушениях используется различные методы лечения:
  • Так, на фазе активации с помощью стимулирующих и деблокирующих методов стимулируется речевая функция.
  • А на фазе специфического расстройства изменяют речевые способности или вновь вырабатывают их при потери речевой памяти.
  • На фазе консолидации основное внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции.

В общем, жутко умно написано. Но самое интересное я припас напоследок. „
Высококвалифицированный медперсонал выполняет задачи по круглосуточному уходу за больными: раздача медикаментов, профилактика тромбозов, предупреждение и лечение кожных повреждений, туалет бронхов, диета перед зондированием и т.д. Основное внимание при терапевтическом уходе уделяется повышению подвижности и самостоятельности путем терапевтически правильного положения в постели, подвижности в постели, обучение приемам гигиены и прочим повседневным навыкам, а также тренировка задержки мочеиспускания и каловыделения. Все назначенные физиотерапевтические мероприятия проводятся в здании клиники или, при необходимости, в самой палате”.
Все! Уговорили! Еду зондировать туалет бронхов!

И последнее, чуть не забыл: Общая стоимость обследования, курса реабилитации и сервисных услуг составляет 21 980 евро

ключевые слова: лечение дизартрии в Германии

Еще рекомендуем:
ЦКР. Лечение дизартрии
Ребенок говорит невнятно
Победа над заиканием
Как происходит лечение заикания

Читатели «Дизартрия news»