суббота, 24 мая 2008 г.

Шум как лекарство

Шум как лекарство. Лечение дизартрии
Обыкновенный шум, мешающий нам слышать, вредоносный фактор, с которым мы постоянно боремся, выступает, иногда, как своего рода лечебное сред­ство! Лечение шумом в буквальном смысле этого слова нашло широкое распространение в фониатрии. Шумотерапией нередко вылечиваются такие неприятнейшие заболе­вания речи, как заикание, потеря голоса (афония) и различного рода недостатки произношения (дизартрия).

Киевский фониатр И. Я. Деражне, уже много лет успешно применяющий шумовой аппарат собственной конструкции (корректофон Деражне) для лечения заикания, советует также певцам и ораторам пользоваться шумотерапией для настройки го­лоса перед публичным выступлением: для этого автор рекомендует в течение 10 минут считать вслух при заглу­шении. При выключении звука человек всегда начинает говорить громче, чем обычно, так как снимается слуховой контроль.

В настоящее время существует масса электронных устройств для создания "белого шума", но все они отнюдь не дешевы. Хотя и корректофон Деражне наверняка превратился в музейный экспонат.

ключевые слова: шум, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
Опробуйте тест на заикание
Лечение дизартрии у взрослых и детей
Ребенок невнятно говорит?
Мы проговариваем чужую речь

пятница, 23 мая 2008 г.

Расслабление мышц артикуляционного аппарата

Расслабление мышц артикуляционного аппарата. Лечение дизартрии
Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата на­чинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по на­правлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими равномерными движениями кончиками пальцев в медленном темпе.

Мимические мышцы лица

1 - затылочно-лобная мышца (лобное брюшко); 2 - мышца, сморщивающая бровь; 3 - мышца гордецов; 4 - круговая мышца глаза; 5 - круговая мышца рта; 6 - мышца, опускающая угол рта; 7 - подбородочная мышца; 8 - поперечная мышца подбородка; 9 - мышца смеха; 10 - мышца, поднимающая угол рта; 11 - мышца, поднимающая верхнюю губу; 12 - большая скуловая мышца; 13 - носовая мышца (поперечная часть).

Массаж лица необходимо делать только по массажным линиям, т.е. вдоль расположения мышц - от носа к вискам в соответствующие стороны, от подбородка к кончикам ушей соответственно, от центра лба - к верхним кончикам ушей соответственно.


Расслабляющий массаж проводится дозировано, распространя­ется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тони­зирующий, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения прово­дятся равномерно обеими руками с двух сторон.

Третьим направлением движения является движение вниз от ли­нии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда поме­щаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с обра­зованием морщинок губы возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

После расслабления, а при низком тонусе - после укрепляющего массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребен­ка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различ­ного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше уп­ражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаб­лении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами ниж­ней челюсти. Поэтому движение вниз в полости рта спастически приподнятого языка проще всего достигается при одновременном движении вниз нижней челюсти (открывание рта). Детям школь­ного возраста подобные упражнения предлагаются в виде аутотре­нинга: «Я спокоен, совершенно расслаблен, язык спокойно лежит во рту. Медленно опускаю его вниз, когда опускается нижняя челюсть».

Если этих приемов недостаточно, полезно на кончик языка по­ложить кусочек стерильной марли или стерильную пробку. Возни­кающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движениям языка, т.е. ощутить состояние спастичности. После этого логопед шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед осторожно захватывает язык кусочком марли и плавно ритмично двигает его в стороны. Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам начинает выполнять эти упражнения. Массаж проводит специалист (ЛФЮ), однако элементы его используются логопедом, родителями под обязательным контролем врача с соблюдением необходимых гигиенических правил.

ключевые слова: расслабление мышц, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
DART. Алгоритм лечения дизартрии
У ребенка проблемы с речью?
Лечение заикания у детей
Проделайте тест на заикание

четверг, 22 мая 2008 г.

Точечный массаж

Точечный массаж. Лечение дизартрии
У детей, подростков и взрослых с тяжелыми нарушениями речи (заикание, дизартрия, ринолалия, афазия, нарушения голоса) отмечаются, как правило, сочетанные нарушения, одновременное и взаимосвязанное ограничение функций ряда систем организма. Речевая патология нередко сочетается у них с неврологической симптоматикой, с различными отклонениями психической деятельно­сти, с нарушениями комму­никатив­ного поведения. Поэтому положительного коррекционного эффекта можно добиться только при интеграции медицинских и педагогических методик в ком­плексной системе реабилитации лиц со сложной речевой патологией.

В частности, доказано, что целенаправ­лен­ное дозированное воздействие методами то­чечного массажа и аурикуло­электропунктуры на биологически активные точки организма человека благоприятно влияет на его общее состояние, на органы и системы, связанные с речевой функ­цией; способствует преодо­лению артикуляторных, ды­хательных и голо­совых расстройств; восстановле­нию нарушенной нервной регу­ляции речи; позволяет значительно сократить сроки коррекции тяжелых нарушений речи у детей, подростков и взрослых, что способствует процессу их социализации.


Точечный массаж (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевый чжень), или прессация — это воздействие на точки акупунктуры (ТА) пальцем (пальцами). Простота выполнения точечного массажа и его эффективность способствуют широкому распространению этого метода.

Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению небольших участков (2—10 мм) поверхности кожи, которые названы биологически активными точками (БАТ), так как в них размещается большое количество нервных окончаний.

На сегодня учеными и специалистами описано около 700 БАТ, из них наиболее часто используются 140—150.


Техника точечного массажа включает различные приемы:
  • растирание,
  • поглаживаиие,
  • давление (надавливание),
  • вибрацию,
  • захватывание и др.

Техника - поглаживание выполняется подушечкой большого (или среднего) пальца с вращательными движениями. Применяют в основном в области головы, лица, шеи, рук и, кроме того, в конце всей процедуры.

Техника - растирание выполняется подушечкой большого или среднего пальца по часовой стрелке. Причем растирания используется самостоятельно и, как правило, после всех других приемов точечного массажа.

Техника - разминание (надавливание) выполняется кончиком большого пальца или двумя большими пальцами (на симметричных точках), а также средним или указательным пальнем. При атом производят круговые вращательные движения пальцем - вначале медленно и слабо, постепенно усиливая давление до появления чувства распирания в месте воздействия массажа, затем ослабляют надавливание и т. д. Захватывание («щипок») выполняется тремя пальцами правой кисти (указательным, большим и средним). В месте расположения БАТ захватывают кожу в складку и разминают сдавливают ее. Движение выполняют быстро, отрывисто 3-4 раза. В месте воздействия точечного массажа обычно появляется чувство опция, распирания.

Техника - «укол» выполняется кончиком указательного ил и большого пальца в быстром темпе.

Техника - вибрация выполняется большим или средним пальнем. Колебательные движения делать быстро, не отрывая палец от массируемой точки. Этот прием можно применять с отягощением, когда на массирующую кисть накладывается другая для усиления давления (на больших мышцах).

ключевые слова: лечение дизартрии, точечный массаж

Еще рекомендуем:
DART - метод лечения дизартрии от НИЦ БКБ

Значит, у ребенка невнятная речь?
Тест на заикание
БризМейкер за полцены

среда, 21 мая 2008 г.

Пальчиковая гимнастика при дизартрии

Пальчиковая гимнастика при дизартрии
Дети, у которых дизартрия, испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножниц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения.

Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений. Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно. Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

Пальчиковая гимнастика

1)«Мальчик-с-пальчик»

Большой палец правой руки – это Мальчик-с-пальчик. Вы спрашиваете поочередно о каждом пальце и касаетесь подушечкой большого пальца кончиков всех остальных пальцев: «Мальчик-с-пальчик, где ты был?» - «С указательным братцем суп варил», «Со средним братцем в парк ходил», «С безымянным братцем сказки слушал», «С маленьким братцем кашу кушал».


2)«Веселая семейка»

Ребенок сжимает ручку в кулачек, постепенно перебирает пальчики и разжимает кулачек. «Веселая семейка сидела на скамейке, старый толстый дедушка (разжимаем большой палец), старенькая бабушка (разжимаем указательный палец), самый длинный папа (разжимаем средний палец), рядом с папой – мама (разжимаем безымянный), а самый удаленький – их сыночек маленький (разжимаем мизинчик)».

3)«Ежик»

Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой руки – лесные зверюшки. Малыш сжимает одной рукой каждый палец другой руки.
«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. Зайке беленькому (сжимаем мизинчик), волчку серенькому (сжимаем безымянный палец) рыжей лисичке (сжимаем средний палец), белочке-сестричке (сжимаем указательный палец), а медведю-мишке ежик дарит шишки (сжимаем большой палец).


4)«5 мышат»

Ребенок сжимает кулачок. «Жили в норке 5 мышат». Ребенок отставляет большой палец: «Выбежал из норки старший брат». Ребенок отставляет указательный палец: «А за старшим бежит еще один брат». Ребенок отставляет еще один пальчик: «Третий мышонок из норки сбежал», ребенок отставляет безымянный пальчик: «Четвертый мышонок за ним поспешил». Малыш разжимает ладонь полностью: «Пятый сбежал и норка пуста», затем ребенок выполняет движения всеми пальчиками, как будто мышки танцуют: «Танцуют мышата – вот красота».


5) «Волшебное колечко»

Для проведения этой игры используется небольшое колечко (желательно пластмассовое или резиновое)! Следить, чтобы ребенок его не брал в рот. Колечко поочередно надевается на все пальцы руки, при этом приговаривая «Колечко, колечко, надеваем на большой (указательный, средний и т.д.) пальчик».


6)«Волшебный наперсток»

Эта игра аналогичная колечку. Вместо колечка надеваем на пальчики наперсток (Если есть наперстки разных цветов, то они используются с комментариями: «Красный наперсток - на большой пальчик, зеленый – на указательный» и т.д.


Упражнения пальчиковой гимнастики.

Поначалу занимайтесь вместе с ребенком, демонстрируя ему каждое упражнение.

Положить ладошки малыша на стол, малыш соединяет и разводит пальчики (6-8 раз).

Ладошки лежат на столе, ребенок сжимает и разжимает кулачки

(6-8 раз).

Соединить пальчики (большой с большим и т.д.) на счет раз-два-три-

Четыре-пять.

Делаем лукошко (ребенок переплетает пальчики обеих рук).

Живое лукошко (ребенок переплел пальчики и шевелит ими, не разнимая рук).

Более сложным видом пальчиковых упражнений являются игры типа «Покажи предмет (животное, растение, человека)».

С помощью таких упражнений можно создать целый домашний театр. Эти упражнения не только развивают ловкость, но и являются прекрасным познавательным материалом для ребенка.

«Зайчик»

Изобразите уши зайчика, вытянув вверх указательный и средний пальцы, а большой, мизинец и безымянный соедините.


«Коза – дереза»

Вытянуть указательный палец и мизинец поочередно правой и левой руки.


«Лиса и заяц»

Одна рука- зайчик, он быстро убегает от лисы, скачет. Вторая рука – лиса, медленно крадется на лапах.

«Крокодильчик»

Вытянутый указательный и большой пальцы составляют пасть крокодильчика, которую он открывает и закрывает.


«Паук»

Паук крадется на полусогнутых пальцах-лапах.

«Бабочка»

Соединить ладони тыльной стороной и махать пальцами, плотно сжатыми вместе.

«Птичка»

Большой палец соединить с указательным, остальные машут как крылышки.


«Птички»

Большой палец поочередно соединяется с другими, остальные пальцы в это время изображают крылышки.

«Очки»

Большой и указательные пальцы рук образуют кружок, 2 кружка соединяем и получаем очки.


«Дерево»

Соединяем обе руки большими пальцами и растопыриваем пальцы, образуя крону дерева.


«Гнездо»

Соединяем руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.


«Цветок»

Соединяем сложенные «ковшиком» ладошки и разводим пальцы.


«Флаг»

Большой палец вытягиваем вверх, остальные соединяем вместе


ключевые слова: пальчиковая гимнастика, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
Программа DART против дизартрии

Обнаружили у ребенка невнятную речь?
Узнайте причину заикания
И стар, и мал

вторник, 20 мая 2008 г.

Формы дизартрии

Лечение дизартрии.Формы дизартрии

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая. Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание.

Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети:

нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.
Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

ключевые слова: лечение дизартрии, формы дизартрии

Еще рекомендуем:
Программа борьбы с дизартрией DART
Обнаружили у ребенка невнятную речь?
Анатомо-физиологические основы заикания
Причина моего заикания

понедельник, 19 мая 2008 г.

Методика преодоления нарушений голоса

Методика преодоления нарушений голоса. Лечение дизартрии
Для детей со стёртой дизартрией представляет определённую трудность длительный и экономный выдох, что необходимо для нормальной речи. Ранее были представлены упражнения, направленные на координацию ротового и носового дыхания. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки.

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса.

В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости и монотонности речи, которые свойственны детям со стёртой дизартрией. В работу по формированию произношения рекомендуется включать фонетическую ритмику.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

  • нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
  • формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
  • правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
  • воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  • восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
  • умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Педагог, проводящий занятия по фоноритмике должен сам:

  • уметь и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;
  • ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без неё;
  • уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
  • видеть и уметь исправлять характер движений у детей;
  • стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и детей;
  • слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
  • пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.

Одним из разделов системы работы по преодолению фонетических нарушений у детей со стёртой дизартрией является формирование интонационной выразительности речи. Работа по данному направлению предусматривает введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания.

Упражнения по развитию силы голоса.

1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).

2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко).

3. Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция).

4. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе. Усиление голоса с увеличением длительности звучания.

5. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания.

6. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.

7. Обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.

8. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса, произнесение предложений с изменением силы голоса.

9. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.


Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что при систематических занятиях с ребенком предлагаемые системы упражнений способствуют успешному преодолению трех синдромов дизартрии: артикуляторных расстройств, нарушения речевого дыхания, нарушений голоса.

ключевые слова: лечение стертой дизартрии

Еще рекомендуем:
Лечение дизартрии. Алгоритм лечения.
А вашего ребенка проблемы с речью?
Заикание. Краткий обзор проблемы
Лечение заикания в Киеве. Работа с десятикласником

воскресенье, 18 мая 2008 г.

Формирование речевого дыхания.

Формирование речевого дыхания.Лечение дизартрии
Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха.

Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно – смысловые единицы речи – синтагмы.

Специальные упражнения сначала проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять прием наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков: сперва с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество можно увеличить.

Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Каждое удлинение “цепочки” на одно слово в среднем должно отрабатываться в течение недели, но может быть и чаще.

Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала. Необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т. е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки.

Упражнения для развития речевого дыхания

1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

· па, папа, па па па, па па па па;

· па по, па по пу, па по пу пы, па по пу пы пэ;

· папапопопупу, папапапопопопупупу.

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.

2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д.

· один, два;

· один, два, три и т.д.

3. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия

месяцев, времен года.

Произносить считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через 4, 5, 6 и т.д. «Егорок».

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят 33 Егорки (вдох).

Один Егорка, два Егорки, три Егорки (вдох).

Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т.д.

Необходимо следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.

4. Упражнение аналогично предыдущему.

Шли семеро стариков (вдох),

Говорили старики про горох (вдох).

Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох)

Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох) и т.д.

5. Наращивание слов в предложении.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок. Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем – двух, далее – куплета на одном выдохе.

При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам.

ключевые слова: лечение дизартрии, речевое дыхание

Еще рекомендуем:
Центр коррекции речи. Метод лечения дизартрии
У вашего ребенка "стертая" речь?
Речевое расстройство: заикание
Заикание. Научные исследования

Читатели «Дизартрия news»