суббота, 6 декабря 2008 г.

Основы коррекционной работы

Основы коррекционной работы.Лечение дизартрии
Вот мы и подошли к тому, ради чего и затеяли столь подробное разбирательство. Что же делать, если у ребенка дизартрия? Специалисты обследовали вашего ребенка и обнаружили, что проблема есть. Понятно, что теперь они займутся лечением. Только не все так просто. И далеко не просто. Довольно часто на лечение самой легкой формы дизартрии, стертой, уходит несколько лет. И я думаю, что родители вправе знать, какие существуют методы коррекции дизартрии.

Начнем с описания самого традиционного подхода. Логопедического. Да, существуют и другие подходы к лечению дизартрии. И мы на этом блоге постараемся познакомить вас со всем тем, что имеется полезного в области лечения дизартрии. А сейчас все-таки обратимся к логопедам.

Итак, что же они говорят. Они сразу готовят вас к тому, что быстрого результата ожидать не стоит. Опыт у них огромный. Спешить в таком деле они считают неразумным. И потому свою работу они начинают с подготовительного этапа.

Для начала, говорят логопеды, нужно сделать так, чтобы у ребенка появилась потребность к правильной речи. Ведь действительно, дети привыкли к своей речи и не хотят прикладывать дополнительные усилия для того, чтобы изменить устоявшуюся жизнь. Ведь дизартрия у большинства появилась постепенно. Как бы незаметно и естественно. Да, другие дети говорят более четко и ясно. Но ведь и его понимают. Ну, не все. Но ведь дома родители и близкие общаются с ним. А то, что на улице соседские мальчишки над ним смеются, так ведь это они плохие.

Помните, как нас учили в школе на уроках физики, что труднее всего вывести тело из состояния покоя. А уж когда вывели, то тут главное задать нужное направление. Вот в этом выведении ребенка из привычного состояния «покоя» и заключается первейшая задача. И здесь один логопед не справится. Здесь основная тяжесть ложится на плечи родителей. Впрочем, как и все в этой жизни.

Вы слышали, что есть активный словарный запас человека, и есть пассивный. Я сам только недавно об этом узнал, когда стал посещать курсы английского языка. Активный словарный запас, это те слова, которые мы произносим во время общения. А пассивный – это тот набор слов, которые мы понимаем, но не употребляем в повседневной жизни. Так вот, следующая задача подготовительного этапа это развитие и уточнение пассивного словаря.

Как это делать? С помощью сюжетных картинок. Логопед (или вы) показывает ребенку картинку и называет то, что на ней изображено. Задача ребенка повторять за ним эти слова. Сами понимаете, что этот путь неблизкий, но необходимый. Новые слова и понятия приучат ребенка делать усилия, учиться.

Дальше логопеды рекомендуют заняться преодолением сенсорных нарушений. Вы наверняка замечали за вашим ребенком, что внимание у него довольно рассеянное. Ты ему чего-то говоришь, а он занимается своим делом. Вы скажете, что все дети такие. Да, согласен. Этих сорванцов трудно увлечь чем-то одним и надолго (относительно надолго). Но поймите, чтобы ребенок занимался коррекционной работой ему не обойтись без концентрации внимания, слухового и зрительного.

Ребенка надо подготовить к положительному восприятию того, что будет говорить и делать логопед. Без этой готовности исправлять свою речь положительного результата не добиться. Так уж устроен человек. Ну, и естественно необходима подвижная, готовая впитывать память. Логопеды обладают определенными методиками, чтобы преодолеть это сенсорное нарушение.

Будьте готовы к тому, ваш ребенок теперь нуждается в систематическом специальном обучении. Ему придется трудиться гораздо больше, чем другим детям. Ведь ему придется преодолевать дефекты звуковой стороны речи. А это достигается обретением общедвигательных и артикуляционных навыков и умений. За этими словами подразумеваются занятия активной и пассивной гимнастикой, массаж, лечебная физкультура. Не исключено медикаментозное воздействие. Правда, действенного лекарства от дизартрии пока не изобрели, но возможно применение противосудорожных средств. Наверняка логопед порекомендует физиотерапевтическое воздействие. Я об этом писал несколько месяцев назад, но думаю, мы к этой теме еще вернемся.

Особое место будет занимать дыхательная система. Существует много упражнений, которые в игровой форме помогут вашему ребенку обрести правильное, полноценное дыхание. Кстати, и вам бы не мешало позаниматься дыхательными упражнениями вместе с ребенком. Как это ни парадоксально, но очень многие люди имеют проблему с правильным дыханием. Вернее, с неправильным дыханием. А ведь дыхание, это не только основа речи, но и основа жизни человека в целом.

И все это нужно начинать делать еще в младшем дошкольном возрасте. Если у вашего ребенка даже легкая дизартрия, все равно постарайтесь определить его в специализированный детский садик. Надо постараться сделать все возможное, и как говорят, невозможное, чтобы отправить ваше чадо в школу уже без речевых проблем. Вы понимаете, что ребенку с дефектом речи очень непросто найти свое достойное место в детском коллективе. Особенно при нынешней социальной и моральной обстановки в школе.

В одном рекламном предложении я прочел информацию, что полный курс лечения и коррекции дизартрии может осуществляться несколько месяцев. Сначала ребенок будет находиться на дневном стационаре. Это буквально месяц – другой. А потом лечение продолжится амбулаторно. В перечне находятся почти все вышеописанные методы и методики. Правда, цена излечения не указана. Да и как ее укажешь, когда лечиться придется не несколько месяцев, а, возможно, несколько лет. И без всякой гарантии на успех.

Ключевые слова: дизартрия, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
Вторая — методика визуализации работы голосовых связок. Пациент видит на мониторе, как работают его голосовые связки и учится ими управлять, что позволяет очень быстро компенсировать речевые спазмы. У ребенка речевые проблемы. И третья методика — устранение особых обертонов в тембре голоса, которые «ответственны» за спазмы. Все эти методики также являются актуальными и для дизартрии.

Когда Александр начал видеть на экране компьютера, как напрягается и ослабляется его голосовая щель, какие при этом возникают звуки, перед ним открылся новый мир, в котором он имел полную власть над своим процессом речи. Заикание: статья о заикании: Осознал. Конечно же, как и в каждого человека, у которого нет механического нарушения голосового аппарата, у Александра появился полный сознательный контроль над своей речью.

Высота звука зависит от частоты колебаний связок, от числа их смыканий и размыканий в секунду. Для того чтобы появился низкий звук, колебаться начинает вся связка. А если мы хотим издать высокий звук, то действует только маленький край связки. Голос как психолог и стилист: Высота голоса. Понятно, что вся масса связки будет колебаться с меньшей частотой, чем ее краешек. И еще: чем больше, солиднее связки – тем ниже звук. А тонкие и маленькие связки, как у детей, способны производить только высокие ноты. Вот такой музыкальный инструмент.

пятница, 5 декабря 2008 г.

Симптоматика стертой дизартрии

Симптоматика стертой дизартрии. Лечение дизартрии
В предыдущем разговоре мы слегка затронули тему самой легкой формы дизартрии – стертой. А сегодня мы попробуем разобраться в ней подробнее. Чтобы вам не заглядывать в предыдущие сообщения напомню, что дизартрия, это заболевание, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи.

Внешние проявления этого заболевания естественно связаны с произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения.

В случае стертой формы (степени) дизартрии речь больных ребят не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь. Разве это болезнь? Так думают некоторые родители. Ну, иногда меняет звуки в словах. Тоже не велико горе. Ну, расслабился ребенок, задумался – вот и произнес слово не так. И таким родителям невдомек, что это происходит не от расслабления или невнимания, а от микроогранического поражения головного мозга. И в этом случае отмахнуться от проблемы не удастся. И лечение этого «не велика горя» может растянуться на многие годы.

Иногда путают стертую дизартрию со сложной дислалией. Дислалия – это когда нарушено звукопроизношение при нормальной иннервации артикуляционного аппарата. Уловили разницу? Да, именно в нормальной и недостаточной иннервации (связи центральной нервной системы с речевым аппаратом). Извините, что я так подробно излагаю. Но лишний раз повторить будет полезно.
Статистика говорит, что возраст, когда чаще всего выявляется дизартрия это пять-шесть лет. На что же родителям, прежде всего, обращать внимание для раннего обнаружения стертой дизартрии? На общую моторику ребенка. То есть на то, как он двигается. Что же нас должно насторожить? Дети любят играть в животных, подражая их движениям и голосу. У «наших» детей это получается с трудом. Особенно тяжело им дается изображение цапли, когда необходимо стоять на одной ноге. И вообще такие дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений. Они будут немного отставать от здоровых детишек.

Особый акцент я бы сделал на наблюдении за мелкой моторикой вашего ребенка. Как он застегивает пуговицу, как завязывает шнурки на ботинках. Ребенок не любит рисовать? Понятно, что это еще не признак дизартрии. Ну не любит, такой человек растет. Не надо ребенка насиловать. Но все эти «экзамены» не для него. Для вас. Для вашего спокойствия. Хотя…, простите меня, конечно же, для него. И вся наша жизнь тоже для него, маленького существа, который не в состоянии сам справиться со своими проблемами. Который еще и не понимает, что проблемы уже окружили его тесным кольцом.

Поэтому не медлите. Протестируйте вашего ребенка. Попросите его сложить ручки в «замок». Покажите ему, как это делается. Попросите его поиграть в «колечки»: соединять большой палец со всеми остальными поочередно. Если для ребенка сделать эти простые задачи трудно, или даже невозможно – то не медлите ни дня. Идите к специалистам и пусть они проверят вашего ребенка.

А сейчас я приведу несколько особенностей артикуляционного аппарата, которые указывают на наличие стертой дизартрии. Понятно, что диагноз может поставить только доктор, но к доктору-то ребенка должны повести вы? Поэтому читайте и запоминайте.
Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык тонкий и вялый, особенно кончик языка. Такое состояние губ и языка врачи называют паретичным.

Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть говоря простым языком – перенапряжены. Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам.

Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». В переводе с греческого это означает «нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий». Это проявляется в том, что наш ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.

Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.

Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Врачи бы вам сказали, что это называется гиперкинезы.
Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.

И еще несколько слов о дыхании. Мы уже не раз слышали о том, что правильное дыхание основа хорошей речи. А у больных детей особенно. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.

Вот такие симптомы мы можем обнаружить у наших детей, если в них поселилась стертая дизартрия.

Ключевые слова: дизартрия, стертая дизартрия, симптомы

Еще рекомендуем:
Нарушений речи великое множество. Заикание, проблемы коррекции которого мы обсуждали в пяти предыдущих номерах, — только один из видов. Если у ребенка речь невнятная. Другой, не менее распространенный, — дизартрия, невнятная речь. От имени читателей, приславших в редакцию письма с вопросами по поводу новых методов коррекции таких нарушений, наш корреспондент продолжает беседу с Андреем Блудовым, директором НИЦ Биокибернетики.

Наприкінці першого заняття, як це у нас завжди відбувається, він свідомо заговорив без жодного спазму, абсолютно розуміючи, яким чином йому це вдається робити. Заїкання: розповідь про заїкання - Вилікувався. Придбавши програмний комплекс, він почав займатися щоденно по півтори години на добу, як говорилося в інструкції.

Наличие проблемы голоса может сделать социальные сторону жизни очень трудной. Вы, возможно, ощущаете недостаток доверия, когда говорите, и не чувствуете себя комфортно в определенных социальных ситуациях. Голос как психолог и стилист: Понизить голос навсегда. К счастью, независимо от того, как высок ваш голос, в настоящий момент есть пути, с помощью которых вы можете понизить свой голос навсегда.

четверг, 4 декабря 2008 г.

Псевдобульбарная дизартрия. Степени тяжести.

Псевдобульбарная дизартрия. Степени тяжести.Лечение дизартрии
Как и все другие заболевания, дизартрия, в данном случае разговор пойдет о псевдобульбарной дизартрии, имеет несколько степеней тяжести. Это легкая степень, средняя и тяжелая. Хотя на эту тему уже написана масса статей, я позволю себе попытаться раскрыть ее более доступным для простого человека языком. Согласитесь, что все то, что пишется в интернете на медицинские темы…. Вернее, не так. Все то, что пишется в интернете на тему здоровья насыщено специфическими терминами. Естественно, удивятся врачи. Не совсем, позволю себе не согласится с ними я. Почему?

Прошу простить за небольшое отвлечение от темы, но мне надо сказать кое-что врачам. Можно написать «простуда», а можно и «ОРВИ», то есть «острые респираторно-вирусные инфекции»; или «ОРЗ», т.е. острые респираторные заболевание, где слово респираторный означает "дыхательных путей". Чувствуете разницу? Вот про нее я и говорил вначале. И я пишу не для «умных врачей». Я пишу для простых людей, в данном случае для мам, которых беспокоит здоровье своего ребенка.

Возвращаемся к основной теме. Итак, существует три степени протекания псевдобульбарной дизартрии. Начнем с самой легкой. При этой степени мы не наблюдаем грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата. То есть, всё работает: и язык, и губы. Но этот процесс происходит как-то замедленно, с трудом. Наш ребенок говорит, преодолевая какие-то трудности. Да и за столом жевательная функция не выглядит очень расстроенной. То есть, можно сказать, что при легкой степени псевдобульбарной дизартрии вся проблема в чуть-чуть. Чуть-чуть расстроена функция глотания; иногда ребенок может поперхнуться; чуть-чуть плохое произношение.

У логопедов есть такой термин, как «смазанная речь». Очень точный термин. В моем детстве мы в первых классах писали чернильными ручками и потом промокали написанное промокашкой. И довольно часто промокашка в последний момент немного двигалась и в результате написанное чуть смазывалось, обретало большую толщину. Все можно было прочесть, все абсолютно понятно. Но учителя нам снижали отметку за такую смазаность. То же самое здесь: все понятно, но не идеально, смазано. Смазаны произнесенные звуки.
Не все звуки в речи ребенка с псевдобульбарной дизартрией страдают произношением. Только те, которые сложно ребенку произносить. Это такие звуки, как: ч, р, ш, ц, ж. В звонких звуках не хватает голоса. А мягкие звуки плохо произносятся из-за того, что средняя часть спинки языка не поднимается к твердому нёбу.

В более старшем возрасте детям с такой степенью дизартрии довольно трудно различить слышимые звуки. Это проявляется в письме, когда они при написании диктанта заменяют звук «т» на «д», или «ч» на «ц». То есть они пишут то, что слышат. Нарушен звуковой анализ.

Какой вывод можно сделать из прочитанного. Дети, страдающие псевдобульбарной дизартрией в легкой степени – это нормальные, хорошо умственно развитые дети. Вся проблема заключена в не совсем адекватном произношении и различении звуков и звукосочетаний. Естественно, нужно обратиться к специалистам. Но и роль родителей в избавлении от этого дефекта велика.

Но, к сожалению, не эта, легкая степень псевдобульбарной дизартрии самая распространенная. Наиболее многочисленная группа состоит из детей, имеющих среднюю степень. Здесь недуг завоевал большее пространство. Во-первых, лицевые мышцы обездвижены. Не полностью, но в значительной степени. Дети не могут надуть щёки; губы плотно не смыкаются; ограничено движение языка. Ребенок постоянно говорит «в нос». Мягкое нёбо малоподвижно. Естественно возникают большие проблемы с жеванием и глотанием. Речь таких детей очень тихая и невнятная. Да и какая она может быть при малоподвижных губах и языке. Нужно ли описывать, какие звуки эти детишки не в состоянии хорошо произнести? Главное, что речь у них настолько непонятна, что они в основном молчат. Естественно, что в обычных школах они учиться не могут. Для таких детей необходим индивидуальный подход о обучении в специализированных школах.

И это я описал не тяжелую степень псевдобульбарной дизартрии, а среднюю. С тяжелой степенью проблем еще больше. Греки назвали такую степень анатрией, что значит - нечленораздельный. Это они еще мягко сказали. На самом деле у таких больных речь полностью отсутствует. Вместо лица у ребенка неподвижная маска. Рот постоянно открыт. Но и такие дети могут иметь хорошее умственное развитие. Только сколько труда нужно приложить родителям и специалистам, чтобы помочь такому ребенку развиться. Но главное, что есть надежда.

Псевдобульбарная дизартрия нередко сочетается с детским церебральным параличом. Точнее будет сказать, что в большинстве случаев детский церебральный паралич сопровождается псевдобульбарной дизартрией средней и тяжелой степеней. Вы наверняка встречали таких детей, сидящих в инвалидных колясках. Но и таким детям можно помочь. Существуют специальные программы по обучению этих детей речи. Конечно, они не смогут говорить как обычные люди. Но сделать так, чтобы ребенок со средней, и даже тяжелой степенью псевдобульбарной дизартрии заговорил – можно.

Что характерно для всех ребятишек, страдающих псевдобульбарной дизартрией? В первую очередь это нарушение моторики артикуляционного аппарата. Это не только влияет на произношение звуков, но и на восприятие этих звуков. А неправильное восприятие звуков вызывает трудности в звуковом анализе, который приводит к неправильному написанию некоторых букв-звуков.

Отдельно нужно отметить, что хотя дети и произносят искаженные звуки, входящие в слово, но они не меняют ритмический рисунок слова. То есть они в состоянии произносить двухсложные и трехсложные слова. А вот произносить два согласных звука стоящих рядом им сложно. Нередко они просто выбрасывают один из согласных звуков. А то и оба выпадают из слова.

Чтобы как-то сгладить тяжелое ощущение от описания степеней псевдобульбарной дизартрии еще раз хочу отметить: это заболевание лечится. И успешно. Главное не отчаиваться.

Ключевые слова: дизартрия, псевдобульбарная дизартрия

Еще рекомендуем:
Стало быть, неправильно работающий речевой аппарат по механизму обратной связи мешает концентрации внимания, подавляет работу ассоциаций и извлечение необходимого материала из оперативной памяти. Не заикайтесь на экзаменах или как все вспомнить. Неестественная высота голоса вызывает запредельное торможение коры головного мозга. Чрезмерное интонирование — нарушение бета-ритма. Я поясню. Так называемый «интеллектуальный» бета-ритм мозга имеет частоту до 38 герц. Именно он находится в зоне естественной интонации. Вы, наверное, сами обращали внимание, что люди, которые имеют «холодную» голову в критических ситуациях никогда не повышают голос и интонации, а поэтому всегда принимают верные решения или находят нужные слова.

Вы записываетесь на бесплатный индивидуальный прием к врачу. Вам назначают день и время приема. Лечение заикания и логоневроза в Киеве. Продолжительность приема два часа. В течение 1-2 часов врач проводит с Вами первичное занятие, на котором Вы получаете эффект.

Следовательно, пение, это создание голосом музыкальных звуков. Голос как психолог и стилист: Пение. История пения, как я понял, покрыта таким покровом неизвестности, что поднимать его будут долго. Правда, я не слышал, чтобы кто-нибудь взялся за эту работу. Ведь когда-то человек начал соединять гласные звуки в определенную мелодию?

Дизартрия у детей.

Дизартрия у детей.Лечение дизартрии
Любое заболевание приобретает более зловещий характер, если оно поражает наших детей. Согласитесь, даже самый пресловутый насморк может стать большой проблемой, если он у маленького человечка. А если проблема гораздо серьезнее насморка? Если мы начинаем понимать, что то, что происходит с ребенком, может негативно отразиться на всей его дальнейшей жизни? Я слышу недоумевающие голоса некоторых теоретиков, которые восклицают: это ты что, про дизартрию такое говоришь? Когда вокруг гуляет рак, туберкулез, СПИД, наконец, то, что по сравнению с этим какая-то дизартрия.

Спорить с этими людьми бесполезно. Да я и не собираюсь. Что толку спорить с людьми, которые начинают хоть что-то понимать только тогда, когда это лично их касается. На самом деле это обычный животный инстинкт. Глупо было бы ожидать от собаки сопереживаний в адрес другой собаки.

Нас умиляет детское лепетание. Как так, наше маленькое чадо, только недавно появившееся на свет, а уже лопочет, хочет чего-то сказать. Действительно, приятное событие. Но проходит время, а лепетание остается. Ничего, думаем мы, ведь ребенок еще маленький. Научится говорить хорошо, когда время придет. А время идет и идет. А речь ребенка не улучшается. А скоро идти в садик. Вот там-то специалисты и научат говорить нашего ребенка. А если не там, то в школе точно!

Со школой я, наверное, перегнул, а вот с детскими садиками именно так часто и обстоят дела. Хотя везде мы слышим, что чем раньше мы обратимся к специалистам, тем большая вероятность положительного результата. Вы обратитесь к специалисту, а уж он вам тогда скажет: рано вы обратились, или поздновато.

Я недавно общался с одной семьей, где мальчику около четырех лет, а от практически ничего не говорит. Видно, что мальчишка смышленый, очень подвижный, но когда дело доходит до желания что-то сказать, он начинает нервничать, его прямо распирает от эмоций, но слова застревают в области рта. В результате слезы ребенка и резкие окрики матери. А к врачам не обращаются потому, что начитались в Интернете, что еще рано. Все может пройти и так.

В последнее время практикующим логопедам все труднее диагностировать речевые нарушения, так как происходит дифференциация речевых расстройств. Специалистам трудно определить заболевание, а уж нам то и подавно не разобраться, «даже с помощью Интернета». А ведь правильный диагноз это основа. И если вы думаете, что дизартрию лечат так же, как и дислалию, то вы неправы.

А легкую форму дизартрии у детей дошкольного возраста вообще определить сложно. И дело даже не в речи. У детей со стертой формой дизартрии наблюдается двигательное беспокойство, беспричинный плач. Кто из нас мог бы подумать, что это так проявляется стертая дизартрия? Или нарушение сна. Да мало ли детей плохо спит. Что всех надо сразу нести к логопедам?

Вы меня недослушали, вернее «недочитали», а уже спорите. Существуют факторы, которые должны сфокусировать ваше внимание на этой проблеме. Например, во время беременности у вас наблюдался токсикоз. Да, у многих женщин беременность сопровождается токсикозом, но у детей потом все нормально с речью без всяких специалистов. Но я не говорю, что связь токсикоза с дизартрией стопроцентная. Я говорю о предрасположенности. Так же на речевое развитие ребенка могут повлиять острые и хронические заболевания матери в период беременности, родовые травмы, легкая асфиксия (удушье, обусловленное кислородным голоданием). Если ваш ребенок в младенческом возрасте переболел острым инфекционным заболеванием то это тоже должно послужить для вас предупреждением, что возможна дизартрия.

Но какая молодая беременная женщина будет читать эту информацию. Это когда беда уже случилась, только тогда, возможно, она будет искать причину. Так уж мы устроены. И правильно, наверное. Помните, как у Джерома К. Джерома? В книге «Трое в лодке, не считая собаки» главный герой, когда начал читать медицинскую энциклопедию, то обнаружил у себя симптомы всех описанных заболеваний, кроме предродовой горячки. То есть чтение специальной медицинской литературы занятие не безопасное. Особенно для мнительных людей. Возникает естественный вопрос: а для чего же тогда я пишу? Наверное, для ваших старших подруг, которые столкнулись с этой проблемой и смогут предостеречь вас.

Итак, неблагоприятные факторы могут привести к ряду особенностей в развитии вашего ребенка. Понаблюдайте за вашим ребенком. Вот он долго сидит за обедом с набитым ртом. Или плохо пережевывает и глотает пищу. Конечно, ребенок может просто устал. Но если это происходит постоянно, то это должно вас насторожить. Знайте, что даже предпочтение твердым продуктам питания бульонов и каш тоже может говорить о проблемах в речедвигательном аппарате.

При стертой дизартрии может наблюдаться небольшое ограничение движений рук и ног. Движения эти выглядят неловкими. Понаблюдайте, как ребенок удерживает предметы, легко ли это ему дается. И вообще, обратите особое внимание на мелкую моторику рук, особенно пальцев: движения пальчиков выглядят замедленно; с трудом переключаются с одной позы на другую. Это можно заметить во время игр ребенка. Если ребенок не любит рисовать, лепить из пластилина или играть мозаиками и конструкторами то можно сделать вывод, что это ему тяжело дается. А следовательно, есть причина и ее надо найти.

В более старшем возрасте дети, у которых стертая дизартрия, плохо обучаются езде на велосипеде и коньках, скейтбордах и роликах. Даже лыжи представляют для них определенную проблему. И не надо думать, что ваш ребенок просто не любит спорт. Мол, у него другие интересы. Да, интересы у всех разные, хотя большинство детей любит подвижные игры, особенно в коллективе. А если ваш ребенок стоит в стороне и с грустью смотрит на сверстников – это упрек в ваш адрес.

Ну и естественно стертая дизартрии проявляется в речевом развитии. Оно замедленно. Первые слова у ребенка появляются к одному году. А предложениями он начинает говорить к двум – трем годам. И речь эта неразборчива и понятна только родителям. Это не значит, что ваш ребенок пожизненно будет страдать дизартрией. Но это значит, что болезнь нужно лечить. Сама она не пройдет.

Ключевые слова: дизартрия, стертая дизартрия, признаки

Еще рекомендуем:
Возникает естественный вопрос — выходит, что люди с низкими голосами не заикаются? Именно так и есть, как показала практика и наши наблюдения. Почему заикающиеся говорят "чужим" голосом. Вы не услышите среди заикающихся мужчин бас или приятный мужской баритон. За свой многолетний опыт я только один раз видел девушку с глубоким женским голосом и весьма незначительными речевыми проблемами, и то эти проблемы возникали только в момент волнения, когда ее голос сбивался на более высокий.

Много кто из людей говорит, что они обошли всех докторов, и им совсем никто не помог. Заикание: очерки о заикании - Уверенность. Они сомневаются в том, что мы можем им помочь. Я знаю таких людей, которые закрылись в себе и держатся мнения, что им уже никто никогда не поможет. А красивая и выразительная речь это только далекие мечты и недосягаемые звезды.

И, наконец, авторы предлагают открыть для всех нас секреты настройки голоса. Я так понимаю, что настраивать голос можно как разговорный, так и певческий? Голос как психолог и стилист: Альтернативная теория голоса. Или авторы разделяют эти два понятия в корне? Если честно, то я не нашел у них ответа на этот вопрос. Но, тем не менее, секретами их поделюсь.

вторник, 2 декабря 2008 г.

Кратко о дизартрии

Кратко о дизартрии. Лечение дизартрии
Дизартрия. Слово то, какое, угловатое, я бы даже сказал зловещее. Вам так не показалось? Не знаю, может я и ошибаюсь, но у меня сложилось такое впечатление. Пришло это слово их Греции, где на каждом шагу история, подвиги, легенды. И друг на тебе: дизартрия (гр. dis – приставка, означающая расстройство + apthroô - членораздельно произношу). Вот в этом dis и все дело. С этим dis ни одно слово членораздельно не получается. Сплошное расстройство.

Но вы не расстраивайтесь. Будем разбираться с этим недугом. Будем искать все, что люди узнали о дизартрии и как с ней борются. Так почему же речь становится неразборчивой? Что за этим стоит? Разборчивой и членораздельной нашу речь делает артикуляционный аппарат. В этот аппарат входят такие органы, как гортань, голосовые связки, естественно язык и губы, твердое и мягкое нёбо, носоглотка и челюсти. Ах да, еще зубы.

Для того, чтобы этот аппарат заработал, ему нужно отдать соответствующую команду. Кто отдает команды? Мозг. А кто является гонцом, несущим приказ мозга? Центральная нервная система, соответственно по нервам, которые в свою очередь состоят из пучка нервных волокон. Если нет нормальной речи, то проблема может находиться в любом месте этой цепочки. Начнем искать.

Да чего там искать. Только заглянули в мозг и сразу обнаружили пораженный отдел головного мозга: подкорковый. То есть мозг не в состоянии отдавать четкие и ясные приказы. А как уж тут артикуляционному аппарату выкручиваться? Вот и выдает, что «заказали». Этот вид дизартрии называется «подкорковая дизартрия». Она и возникает, когда подкорковые узлы и их нервные связи или травмированы, или воспалены, или… короче, поражены.

Продолжаем поиски. Какой отдел головного мозга также может влиять на четкость нашей речи. Да чего далеко ходить. Вот мы видим отделы коры головного мозга, от деятельности которых зависит работа мышц, которые участвуют в произношении. И если мышцы губ, языка или челюсти работают плохо, то и слова не получаются. Вернее, при «корковой дизартрии» нарушается произношение слогов, хотя общая структура слова сохраняется.

При поражении мозжечка возникает «мозжечковая дизартрия». Поражение может коснуться не только сам мозжечок, но и его проводящие пути. Распознать такую дизартрию можно по характеру речи. Она напоминает скандирование, растянутое скандирование. Постоянно меняющаяся громкость и нарушенная модуляция звука (изменение высоты звука) также являются акцентом мозжечковой дизартрии.

Все это более-менее понятно. Дальше пошли формы дизартрии с «экзотическими» названиями. Например, «бульбарная дизартрия». Слово «бульбарная» происходит от греческого buulbaris, то есть луковица, на которую похож продолговатый мозг. Данный вид дизартрии сопровождается параличом мышц (периферическим парезом). Парализованы мышцы, которые участвуют в процессе артикуляции. Это происходит потому, что поражение коснулось языкоглоточного, подъязычного и блуждающего нервов. При данной форме дизартрии наблюдаются проблемы с глотанием.

Если у человека выраженная монотонная речь, то возможно, это проявление «псевдобульбарной дизартрии». Приставка «псевдо» тоже греческого происхождения и означает - ложный. При псевдобульбарной дизартрии проблема находится в двигательных корково-ядерных путях, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.
По-моему, очень сложное для понимания объяснение. Давайте, я сначала познакомлю вас с азами. Наш головной мозг состоит из трех крупных частей. Одна часть, это оба полушария. Вторая – это мозжечок. И третья часть - это ствол мозга. Ствол соединяет головной и спинной мозг. Понятно? Пошли дальше.

Ствол представляет собой скопление клеток (ядер). С помощью этих ядер идет управление большим мозгом мышцами лица и глаз. А также через эти ядра идет информация от рецепторов органов чувств. Здесь и слух, и вкусовые ощущения, и равновесие, и уже упомянутое зрение. Некоторую часть ствола занимают нервы, которые управляют голосовыми складками, глотанием, мышцами шеи. Эта часть называется бульбарной. То есть при бульбарной дизартрии проблема в стволе мозга.

Но если поражены оба полушария головного мозга, а двигательные клетки в стволе действуют, то развиваются речевые нарушения, очень похожие на бульбарные. Но, как мы выяснили, причина совсем в другом. Поэтому такая дизартрия и получила название псевдобульбарная. Теперь, я думаю, вопрос прояснился.

При псевдобульбарной дизартрии наблюдается повышение мышечного тонуса в мышцах артикуляционного аппарата. Говоря по научному - спастичность. Отсюда и спастичная псевдобульбарная дизартрия. Да, все очень сложно. Но давайте пробираться дальше.

Что там у нас на очереди? «Экстрапирамидная дизартрия». В данном случае вышла из строя стриапаллидарная система, участвующая в регуляции координации движений и мышечного тонуса. Это не самая распространенная форма дизартрии, потому не будем останавливаться на ней подробно.

Дальше можно назвать «паркинсоническую» и «холодовую» дизартрию. Первая, как понятно из названия, наблюдается при болезни Паркинсона. Вторая – это симптом при миастении (быстрой утомляемости определенных мышц). Мы объединили эти две формы дизартрии потому, что они обе симптоматичные и лечатся вместе с основным заболеванием.

Вот мы и подобрались к самой распространенной форме дизартрии – «стертой». Причин возникновения данного заболевания может быть несколько: от инфекционного заболевания мамы вовремя беременности, до травмы от механического родовспоможения. Внешние признаки стертой дизартрии довольно выразительны. Она и называется «стертой» потому, что речь человека смазанная, глухая, как бы в нос. Складывается ощущение, что ее стёрли. Но об особенностях этой формы дизартрии мы будем разбираться в дальнейших сообщениях.

Итак, мы узнали, какие существуют формы дизартрии и как они проявляются в речи человека. В заключении хочу сказать, что некоторые виды дизартрии подлежат лечению или коррекции. Этому и будут посвящены дальнейшие посты.

Ключевые слова: дизартрия, формы дизартрии

Еще рекомендуем:
Посадите перед собой в метрах трех от себя друга или родственника. Вытяните вперед правую руку с поднятым вверх большим пальцем. Заикание как невроз. Остальные сжаты в кулак. Смотрите на своего друга именно двумя глазами (т.е. нельзя закрывать правый или левый глаз). А теперь постарайтесь выполнить, казалось бы невыполнимое задание. Попытайтесь закрыть Вашим большим пальцем правой руки лицо друга.

І по телефону , і під час роботи з людиною на занятті, я досить часто говорю про мотивацію у справі виправлення мовлення. Заїкання: нарис о заїканні - Радість. Згадується випадок, який був на початку моєї роботи у 2005 році, коли до нас звернувся чоловік 35-ти років, який працював у банківській сфері. Він сказав, що йому потрібна мова без заїкання негайно.

Мы так воспитаны (невоспитаны), что звоним знакомым и сразу заводим разговор. А как же еще, удивятся многие? Голос как психолог и стилист: Голос и телефонное общение. Что же нам, позвонить и молчать? Нет, молчать не надо. Надо сперва поинтересоваться у абонента: есть ли у него время вести разговор. А вдруг ваш абонент на совещании? Или у него интимная встреча с любимой девушкой?

Читатели «Дизартрия news»