пятница, 12 декабря 2008 г.

Язык мой – друг мой

Язык мой – друг мой.Лечение дизартрии
О, друг мой язык! Как много о тебе сказано и спето. Чего только ты не выражал. Да одним своим видом мог сказать многое. Особенно если его показывают девчонки. А они его вечно показывают.

А если они его еще натренируют, то тогда вообще держись…. Но что делать? Будем тренировать острые язычки? А чего это вы рот открыли и улыбаетесь вовсю? Весело? А ведь такое положение губ и есть одно из упражнений для тренировки языка. А язык в это время должен спокойно находится в полости рта. Именно спокойно и расслаблено, чуть касаясь кончиком нижних зубов. Посчитайте про себя до десяти. Это и будет то время, которое следует выполнять упражнение.

Губы и рот находятся в предыдущем положении, то есть в улыбке. А вот язык кончик языка выбрался «позагорать» на нижнюю губу, но не свешиваясь с нее. И разлегся этакой лопаткой, от одного угла рта до другого. Пусть «позагорает» секунд десять. Только язык должен быть обязательно плоским. Пришлепните его губами, если упирается. Или затяните звук «и».

Улыбка не сходит с вашего лица. А зубы начинают массировать всю поверхность языка. Зрелище обалденное: язык как задвижка в двери ходит туда сюда, а зубы его покусывают. Только увлекайтесь покусыванием. Лучше перейдите к почесыванию языка теми же зубами.

Угадайте, что бродит у вас по лицу? Точно, улыбка. Так и надо. И рот открыт. А вот язык превратился в острый колышек, который пытается максимально вылезть изо рта. Одно условие: челюсть и губы остаются на месте. Довольно сложное упражнение.

Я уже перестаю напоминать, в каком положении находится ваш рот и губы. А язык, на этот раз, изображает из себя маятник старых часов, который шастает от одного уголка рта, к другому, не касаясь губ.

У вас еще есть силы держать рот «в открытой улыбке»? Тогда держите. Сейчас будем лизать губы: сначала нижнюю, потом верхнюю, а далее по кругу. Облизывать надо плавно, без участия в движении челюсти.

Слава богу, рот можно закрыть. А лизание губ продолжить, только теперь изнутри. Двигаться должен только язык.

Опять рот на замке. И делаем то же самое, что в предыдущем упражнении, только с открытым ртом.

Рот опять надо открыть. А улыбка уже автоматически на губах. Правильно. А теперь посчитайте зубы языком: сначала верхние, а потом нижние. Чур, челюстью не двигать.
А сейчас будем пытаться языком проткнуть щеки, по очереди. Сначала с закрытым ртом, а потом с открытым. Надеюсь, вам проткнуть не удастся.

А теперь, коль не проткнули, то «почешите» языком щеки: вверх-вниз. Здорово. И челюсть находиться на месте. Отлично.

А слабо достать широким языком нос? А подбородок? Давайте, пробуйте по очереди.
Следующее упражнение я сам сделал с трудом. Попробуйте, не двигая челюстью широким языком касаться сначала верхних зубов, а потом нижних. Ну, как?

А в следующем упражнении вам нужно широким кончиком языка касаться бугорков за нижними и верхними зубами. Губы, естественно, в улыбке. Рот открыт. Ха-ха. Так и простудится недолго.

Рот и губы находятся в самой популярной позе. Догадались? Язык изображает из себя не то чашку, не то ложку. Ему нужно принять такое положение, чтобы воздух, который выходит изо рта отразившись от языка, направился к носу. Вот такая штука. Про челюсть я тоже устал напоминать. Сами знаете.

Рот в улыбке. Можно так сказать? Мне понравилось. Язык распластался во рту, упираясь боковыми краями в боковые же верхние зубы. И в этом положении надо умудрится барабанить кончиком языка по верхней десне: д-д-д-д-д. Лично я чуть язык не поломал, пытаясь это сделать. А ведь надо еще следить за неподвижностью челюсти и улыбкой на губах.

А теперь все то же, что и в предыдущем упражнении, только звук издавать немного другой: ды-ды-ды-ды. Воздух должен выходить дозированными порциями.

Рот опять в улыбке. А вот широким языком, двигающимся по верхней губе вперед и назад будем пытаться издать звуки, похожие на те, что издает индюк: бл-бл-бл-бл. Вот это упражнение у меня получилось сразу. Аж сын прибежал послушать.

Рот застрял в улыбке. Широким языком, прижатым к нёбу за верхними зубами, надо издавать щелчки. Как бы отрывать язык о нёба. Скорость щелканья увеличить. Прям, «щелкунчики», какие-то.

А вот выполнить то же самое, но без звука у меня тоже не поучилось. Надо тренироваться.
Рот просто прирос к улыбке. Или наоборот. Широким языком, упершимся в нижнюю десну, будем изображать мост: то выгибающийся, то опускающийся. Кроме языка все замерло. И ни-ни.

А теперь давайте присосем спинку языка к нёбу. Как будто конфета прилипла. Это у вас точно получится. Усложним задачу: рот сначала открыт. А потом закрыт. Правда, сложно? Нет? Вот и хорошо. Не все упражнения должны быть сложными.

Я уже не знаю, что такое придумать про открытый рот и улыбку. Ничего больше не придумывается. Широкий язык мы присосали к твердому нёбу и держим его в этом положении до счета десять. А теперь с щелканьем оторвем. Получилось? И челюсть не двинулась? И губы все так же улыбаются? И язык прижать одинаково плотно? Вы меня приятно удивили.

Присасывание языка к твердому нёбу продолжается. И в этом «присосанном» состоянии языка нужно открывать и закрывать рот. Чувствуете, как растягивается уздечка языка? В этом то и заключается полезность упражнения.

Рот открыт, а вот улыбку можно и оставить до следующего упражнения. А язык выбрался наружу и резвится себе на свободе. Но в определенном порядке. Сначала двигается вертикально между губами, потом горизонтально. И все это выполняется на вытянутом языке. И опять таки мы тренируем уздечку языка.

Опять улыбка наползла тучкой на открытый рот. Язык усталый от длительных издевательств (ой, простите, тренировок), разлегся на нижней губе. Не весь, а лишь его кончик. И в таком положении мы должны дуть на ватку, которая лежит на столе. Пускай себе летит куда хочет. Правда, звук выходящего воздуха похож на букву «ф»?

Если у ребенка вялый язык, положите ему в рот фасолинку. И пусть он ее катает там. Только попросите его не глотать этот «тренажер».

Да, я совсем забыл вам сказать, что все упражнения нужно делать по десять раз. Если ребенку это сложно, то уменьшите количество. Все упражнения нужно делать весело. Все. Устал. Язык устал. Только не вздумайте выполнять все упражнения кряду. Два-три упражнения за подход. А два три раза в день. Успеха вам.


Ключевые слова: лечебная гимнастика, язык

Еще рекомендуем:
Слово «дизартрия» — греческого происхождения: приставка «dys» означает расстройство, «arthroo» переводится как «членораздельно произношу». Если у вашего ребенка невнятная речь. Человек неясно произносит слова, хотя общий смысл речи и значение произносимых слов не меняются. Дизартрия — емкое понятие.

Когда он приобрел программный комплекс, он начал заниматься ежедневно по полтора часа в сутки, как говорилось в инструкции. Иногда он занимался даже чуть-чуть больше. Заикание: записки о заикании - вылечился. Были периоды, когда он пропускал некоторые занятия с уважительных причин, но целый месяц он занимался ежедневно.

В результате выяснилось, что в 65% заикание возникает в возрасте до трех лет. А если эту возрастную категорию расширить на полгода, то получится цифра 85%. Что следует из этой математической выкладки? Заикание news: зависимость заикания от возраста человека. То, что дети в возрасте четырех лет подвержены заиканию значительно реже.


четверг, 11 декабря 2008 г.

Займемся нижней челюстью

Займемся нижней челюстью.Лечение дизартрии
Ну, что, проснулись? Доброе утро. Начинаем утреннюю гимнастику. В былые времена каждое утро нас будил радиоприемник и заставлял вставать и двигать руками и ногами. До сих пор внутри живет то молодое существо, которое готово было заткнуть этот бодренький голос. И вставали, и делали. Пол страны стояло перед радиоточкой в трусах т майках, и с кислыми минами приседали и поднимались на цыпочки под звуки «противного» фортепиано.

Это я к чему? На зарядку, становись! Я надеюсь, вы делаете утреннюю зарядку со своим ребенком? Двигаете застоявшимися за ночь конечностями? Ох, чует мое сердце, что вы, так же, как и я, только собираетесь заняться с понедельника. Только вашему малышу об этом ничего не говорите. Пусть хоть он выработает в себе волю.

Итак, ваш ребенок сделал физическую зарядку (кто какую может) и готов к новым подвигам. А подвиг сей будет заключаться в артикуляционной гимнастике. То есть в разминке речевого аппарата. Что делает артикуляционная зарядка? Во-первых, усиливает кровообращение в речевом аппарате. А кровь разносит силы и бодрость.

Во-вторых, укрепляет мышцы лица. Зачем нам «крепкое лицо»? Странный вопрос. А вы хотите, чтобы лицо было рыхлое и слабое. Или что вы понимаете под словом «лицо»? Если кожу, то тренировать ее не обязательно. Эх, как вы возмутились! Кожу, оказывается, нужно тренировать для красоты. Верю. А мышцы, что под кожей лица, нужно тренировать для здоровья. И для того, чтобы суметь внятно об этом здоровье рассказать.

В-третьих, зарядка развивает гибкость отдельных частей речевого аппарата. Ну, куда мы без гибкого языка? Ни слова сказать, ни марку наклеить, ни до Киева дойти. Без тренировки язык заведет неведомо куда. И последний довод в пользу этой гимнастики заключается в том, что она развивает координацию движений, как и в обычной гимнастике. И развивается мелкая моторика рук. О связи кисти рук и речевого аппарата можно писать поэму. Но не сейчас. Потому, что уже хватит болтать языком….

Чего это я сказал? Почему хватит болтать языком, когда именно им и нужно болтать. Чем это не гимнастика? А, у нас в распорядке другой орган речи: нижняя челюсть. Ну, что ж, будем болтать нижней челюстью.

Первое упражнение для челюсти очень простое. Необходимо спокойно открыть рот. Мы даже не задумываемся, что за этим словесным оборотом подразумевается: опустить нижнюю челюсть. Опустить без напряжения, сантиметра на два-три (у малышей естественно меньше). Опустили? Теперь подержите ее в этом опущенном состоянии пару секунд и закрывайте коробочку. Язык в этом упражнении не задействован. Лежит себе спокойно на дне рта. Что еще можно добавить: сделайте упражнение 7 раз.

Второе упражнение не сложнее первого. Во всяком случае, гораздо распространеннее в обычной жизни. Мы будем жевать. Никакой колбасы или котлет. Жевать будем воздух. Сначала мы попробуем его разжевать с открытым ртом. Потом, вдруг, опомнимся, что так некрасиво, и закроем рот. Постарайтесь не зжевать зубы.

Для третьего упражнения необходимо опустить нижнюю челюсть вниз А потом двигать ею из крайне левого положения, в крайне правое. Спешить в этом упражнении не надо. Делайте его спокойно и размеренно.

Исходное положение для четвертого упражнения такое же, как и для третьего. То есть, челюсть находится внизу. Теперь мы будем двигать ее вперед и назад (в исходное положение).

Специалисты рекомендуют объединить эти два упражнения в одно. Ну, что же, попробуйте. Для удобства можно считать выполняемые действия. И не надо сильно напрягаться, а то был случай с одним знакомым: пришлось в больнице везти и челюсть вставлять.

Пятое упражнение очень полезное. Но некрасивое. Нужно язык высунуть максимально изо рта и загнуть его вниз. То есть, нужно, как бы пытаться достать языком подбородка. Замечу, что некоторые индивидуумы достают. Кстати, это упражнение советуют выполнять йоги. Таким образом они лечат простывшее горло. Механизм таков: максимально высунув язык изо рта, мы напрягаем мышцы горла и выдавливаем из капилляров кровь. Когда мы расслабляемся, туда поступает свежая кровь, в которой находится масса лечебных веществ.

Шестое упражнение очень похоже на пятое, с той только разницей, что в крайней нижней точке мы добавляем мысленно звук «а» или «э». Что, не терпится издать звук? Ну издайте, только шепотом. Я серьезно говорю. Звук должен быть не открытый, а именно шепотный.

Седьмое упражнение на преодоление предполагаемого сопротивления. Представьте себе, что у ваша нижняя челюсть вдруг стала железной. То есть весит она теперь примерно килограммов пять. Естественно, что в исходном положении она отвисла до груди. Ваша задача, медленно, превозмогая трудности, напрягая всевозможные мускулы эту челюсть поднять. Старайтесь. Не забудьте закрыть рот.

Не знаю как вы, а я делаю эти упражнения сидя за столом, точнее за компьютерным столом. Для восьмого упражнения я поставлю локти обеих рук на стол. И положу подбородок на открытые ладони. То есть моя тяжелая голова покоится на ладонях. А теперь, используя голову в качестве штанги, я пробую поднять голову открытием рта. Не знаю как у вас, а у меня это предложение получилось только во время зевания.

Девятое упражнение противоположно восьмому. Здесь челюсти будет сложно не закрыться, а наоборот, открыться. Почему? Потому что мамина рука будет сдерживать ваше движение. И вам придется постараться, чтобы ее подвинуть.

Десятое упражнение выглядит так: мамина рука находится на затылке ребенка, который пытается открытием рта и откидыванием головы назад сдвинуть эту руку. Я просто уверен, что у ребенка это получится.

Последнее упражнение самое приятное. Надо дразниться. Надо поднять голову прямо, и часто открывая и закрывая рот произносить звуки па-па-па-па-па. Звуки лучше всего относить к соседскому коту Ваське. Не будете же вы дразнить маму.

Вот такие упражнения для нижней челюсти рекомендуют выполнять опытные логопеды. Все упражнения нужно выполнять спокойно и медленно. Сколько раз? Мне нравится цифра семь. Есть в ней что-то удачливое. А удача для нас, дело архиважное, как говорил один старый дедушка.

Ключевые слова: дизартрия, гимнастика челюсти

Еще рекомендуем:
Приведу нашу статистику: 65–70% пациентов с заиканием и логоневрозами имеют ведущий левый глаз, то есть «исторически» рождены левшами, но пишут правой рукой. Заикание. Как не попасть в эти 70%. 95% студентов РУДН, без речевых проблем, имеют одинаковые ведущий глаз и руку, которой пишут.

Було пояснено, що у випадку, коли людина забула, або сумнівається, що заняття проходить правильно, вона повинна обов'язково зателефонувати до лікаря з усіма своїми запитаннями і у випадку необхідності записатися на прийом, щоб приїхати на консультацію. Заїкання: розповідь про заїкання - Дісциплінованість під час домашньої роботи. Ці умови зроблені для того, щоб тренування відбувалися вірно, як це було показано в центрі.

За год работы с системой, я стала произносить те звуки, которые не произносила, и вообще боялась.. Заикание news: Полная победа пациента над заиканием. У меня стал потихонечку страх проходить перед речью, перед публичными выступлениями... Я благодарна создателям этой системы, потому что раньше, за всю мою пятидесятилетнюю жизнь.. такого не было у меня - я говорила очень плохо.

среда, 10 декабря 2008 г.

Учимся говорить

Учимся говорить.Лечние дизартрии
Вот мы и добрались до артикуляционной гимнастики. Когда же ее лучше начинать? Во сколько лет? Знакомый вопрос? Ответ будет, надеюсь, не столь уж знакомым. Первую артикуляционную гимнастику ребенок начинает в период с двух до четырех… месяцев. И без всякого нашего участия. Именно в этом возрасте ребенок должен начинать артикуляционную тренировку. Естественно он начинает тренировать звуки, которые ему легче произнести.

Опытные мамы скажут, что это звуки «к», «х» и «г». Именно звук «г» маленькие дети любят больше всего. Именно в него они вкладывают свои радостные эмоции. А если уж совсем хорошо, то можно добавить и гласных звуков «а», «ы», «и». Вот теперь звуки стали слышнее. Кстати, я, наверное, не прав, сказав, что первая тренировка речевого аппарата начинается в два-четыре месяца. Первый крик ребенка – это уже первое занятие по развитию голоса. И потом, особенно по ночам, упражнения продолжаются. Правда, очень большой радости это не вызывает.

Итак, мы вместе с малышом «погулили». Пока вы на минутку бегали по делам, ваш ребенок уже начал пытаться лепетать. То есть продолжает развивать свой речевой аппарат. Не удивляйтесь, ведь ему уже полтора года. Как, как? Время летит. В его голосе появились интонационные нотки. Он уже со слогами начинает играться. И первые слова появились, как и у всех, неожиданно. Но приятно. И первые его слова связаны с самыми важными вещами: голодом и любовью. Когда нужна любовь, то ребенок говорит «мама». А когда хочется физической пищи – «ам-ам». Вот и произошло первое знакомство со смыслом, заложенным в звуки.

А если серьезно (хотя я с вами всегда серьезен), то артикуляционной гимнастикой надо начинать заниматься в возрасте семи – восьми месяцев отроду. Давайте, начинайте его учить складывать губы в трубочку. Пускай мышцы развиваются. Есть речевые проблемы, нет ли, а эти занятия вам с малышом, не помешают.

Садите его себе на ногу и: поехали, поехали, по кочкам, по кочкам, по ровненькой дорожке. Детишки очень любят кататься, таким образом, на лошадке. А главное, щелкайте языком, изображая, как цокает копытами лошадка. Если ваш ребенок начнет за вами повторять щелканье, то дело сделано. Это очень полезное упражнение. С помощью щелканья «лошадки» он подготовит свой речевой аппарат к произношению букв «р», «ж», «л» и «ш».
Дальше пересаживайтесь с лошадки на машину и начинайте «бибикать», «пипикать» и «мычать» на крутых поворотах. Имейте в виду, что к двум годам вы должны «сдать на права» произнесения звуков «п», «б», и «м». А еще «ф» и «в». Горящие «фары» и «визг тормозов» помогут вам в этом.

А дальше буквы должны вылетать из уст ребенка, как из пули из «пулеметы». Придумайте занятие для звуков «т» , «д», «л», «с», «з», «н». Я не думаю, что это окажется для вас невыполнимой задачей. Пересядьте на самолет, в конце концов. Если думаете, что это все, то напрасно.

У нас осталось еще три звука: «к», «х», «г». Я думаю, что для их произнесения надо спускаться на землю. Я бы даже отправил вас с малышом в деревню. Там много всяких коров, хрюшек и гусей, которые быстро сумеют преподать нужный урок.

С шипящими звуками дела несколько сложнее. Ну не хотят многие «ребяты» произносить их до определенного возраста. До такой степени не хотят, что пытаются нас (и себя) перехитрить. Заменяют их другими звуками, как будто, так и надо. А если мы начинаем их поправлять, то они могут их вообще выбрасывать. Какая там «кошка», когда это «кися». Да уж нет, милые мои детишки, так дело не пойдет. Давайте учиться шипеть вместе с кошками, мышками-норушками, мишками и мошками. А мы для вас и такую сказку сочиним, что «общекочитесь».

Вы что, ждете, что это я буду сказку сочинять для вашего ребенка? А я что, люблю его больше вас? Я не хочу лишать вас творческого наслаждения. Ваш ребенок, это ваша палитра. Рисуйте на ней всеми красками своей души. И наслаждайтесь оба.

Вы видите, что артикуляционная гимнастика не так уж и сложна. Главное в ней, как и в физкультуре, систематичность и последовательность. Существуют определенные физиологические и психологические законы развития личности, и перескакивать со ступеньки на ступеньку здесь нельзя. Можно двигаться по «лестнице развития» быстрей или медленней, но четко наступая на каждую ступеньку.

Мамы, у которых дети не имеют предрасположенностей к дизартрии, могут всех этих правил и не знать. Природа сама поведет их в нужном направлении. Хотя и здесь встречается много дефектов: то ребенок картавит, то буква «с» у него звучит как из «набитого кашей рта». Всяко бывает. Поэтому, я бы на месте всех мам не преминул включить в ежедневные игры с малышом и эти развивающие упражнения.

Ненадолго. А то вы себе представили, что будете с ребенком сорок пять минут учить произносить звуки. Ни в коем случае. Максимум пять минут. Максимум. А то и трех будет достаточно. Это как во время еды. Говорят, что нужно вставать из-за стола с чувством легкого голода. И здесь нельзя переедать. Занятия должны стать ожидаемыми ребенком. Веселыми и радостными.

Игры-играми, а артикуляционный аппарат, благодаря им, разовьется. Мышцы станут подвижными. Все дело в тренировке. Если вы думаете, что на этом наши артикуляционные путешествия закончатся, то…. Поверьте, они только начинаются. Ведь сегодня мы разговаривали об артикуляционном аппарате детей, у которых проблемы совсем небольшие. Я имею в виду артикуляционные. Я бы даже сказал, что это профилактические упражнения. Но, принцип, заложенный в них, верный. Это игра, ваша любовь и систематичность. Забыл последовательность, но вы то помните.

Ключевые слова: лечение дизартрии, игровые упражнения

Еще рекомендуем:
После публикации трех статей, в которых директор НИЦ Биокибернетики Андрей Блудов разъяснял механизм заикания, в редакцию продолжают поступать письма с вопросами. Почему заикающийся говорит "странным" голосом. Сегодня Андрей Анатольевич продолжит ответы на них — пояснит, какие изменения происходят с голосом заикающегося человека.

Є величезне бажання підняти людину морально, навчити її розуміти і тоді з'являться радісні відчуття, посмішка , а інколи навіть сльози радості від того, що нарешті я зрозумів як правильно говорити. Заїкання: розповідь про заїкання - Впевненість. Одним з таких пацієнтів, який спочатку прийшов на консультацію, а потім придбав програмний комплекс, був Радченко Міша, 20 років, який проживає в Києві.

За этот месяц, что я занимаюсь с программой BreathMaker, мне удалось выработать несколько иной голос, нежели чем тот, что был у меня до занятий. Заикание news: Победа над своим заиканием. И я стараюсь на практике применять эти навыки: на работе, дома и в транспорте, т.е. говорить по-новому.

вторник, 9 декабря 2008 г.

Лечите дизартрию играючи

Лечите дизартрию играючи.Лечение дизартрии
Сегодня я собирался перейти к артикуляционным упражнениям. Но, ознакомившись с материалами, решил немного повременить. Не так это просто, как некоторым кажется. Один мой знакомый, узнав про мое занятие, удивился. Чего я, мол, огород горожу там, где уже распаханное поле. Дал бы набор упражнений, и пускай занимаются. А если чего не поймут, то это уже их проблема.

Ох, и «намусорила» у нас западная культура. Особенно меня возмущает фраза: «это не мои проблемы». Или «это твоя проблема». Какой-то мерзостью попахивает от этих изречений. Хотя, вроде бы все верно. Человек сам должен стараться решить все встающие перед ним проблемы. Но я не об этом. Я о том, как мы себя ощущаем, когда рядом беда. А, впрочем, беседовать о нравственности, неблагодарное занятие. Да я и не смогу переубедить тех, для которых создана броня из слов: «это не мои проблемы».

Сегодня речь опять пойдет о подготовительном этапе, после которого уже начнется артикуляционная гимнастика. И сразу отмечу, что речь идет о тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии. Ну, как можно начать заниматься артикуляционной гимнастикой с ребенком, который не может осознанно пошевелить языком. У родителей опускаются руки. И напрасно. Путь к излечению есть. Да, он не такой быстрый, как хотелось бы. Но главное, что он есть.

Для начала нужно научить ребенка выполнять артикуляционные движения хотя бы пассивно. Что я этим хочу сказать? Вы, или логопед, показываете ребенку, например движение губами. Вы вытягиваете губы в трубочку и произносите звук «у». Медленно покажите ребенку, как вы произносите этот звук. Несколько раз, медленно показываете. Покажите ему рисунок слоненка, у которого хоботок вытянулся в произношении этого звука. Поверьте, у ребенка постепенно начнут вырабатываться артикуляционные движения, необходимые для произнесения этого звука.

После занятия посмотрите с ним мультфильм со слоненком. Попросите его показать, как делает слоненок хоботом. Понятно, что слоненок не хоботом звуки издает. Но ведь наша с вами задача состоит в том, чтобы дать ребенку какую-то опору, но которую он в дальнейшем сможет установить правильный звук. И здесь важны все доступные нам обращения к органам чувств. Привыкайте использовать и слух ребенка, и зрение, и осязательные ощущения. Всё вместе ускорит процесс обучения и сделает достигнутые успехи необратимыми.

Но принцип, описанный выше, является основополагающим в традиционной методике логопедического воздействия. Главное здесь последовательность: сначала выработка пассивных речевых движений. Через какое-то время к пассивным добавляются активные движения. И в итоге мы должны подойти к полностью активным непроизвольным артикуляционным движениям. Когда ваш ребенок заговорит мы постепенно уберем дополнительные анализаторы (зрительные, осязательные). Ребенок постепенно должен научиться говорить с закрытыми глазами, чтобы ничего не мешало (и не помогало) его ощущениям от производства речи.

То, что я вам говорю, вы наверняка услышите от опытного логопеда. И не только услышите, но и будете принимать в этом прямое и непосредственное участие. Моя задача подготовить вас к этой работе.

Я знаю, что многие родители используют упражнения для развития определенный артикуляционных движений. Я с ними полностью согласен. Главное, не переборщить. И тем самым не отвратить ребенка от систематических занятий. Опять напоминаю, что вам в этом поможет игровая форма занятий. Игры можно придумывать самим. Чтобы они выглядели свежими. Как только вы заметите, что ребенку становиться неинтересна многократно используемая форма игры, то надо придумывать новую. Если сложно это сделать самим, то обратитесь к специалистам. У них наверняка в запасе имеется несколько видов.

Вот, например, существуют несколько упражнений для развития некоторых звуков («р», «л», и шипящих). Для произнесения этих звуков необходима определенная артикуляционная позиция (поза), когда язык нужно поднять к верхним зубам. «Чистое» упражнение сводится к тому, что нужно широко раскрыть рот и показать язык. Далее язык кладется на нижнюю губу и загибается в форме ковшика. Потом «ковшик» заводится внутрь рта и поднимается к верхним зубам. Рот закрывается и язык опускается за нижние зубы. Вот такое полезное упражнение. Как можно его «обыграть»?

Расскажите ребенку, что его рот, это волшебная пещера, куда складываются сокровища Али Бабы. Но сокровищ так много, что их приходится загружать в пещеру специальным экскаватором. По команде «Сим-сим, откройся» пещера медленно открывается и из нее «выезжает» ковш экскаватора (язык) и опускается на землю (на нижнюю губу). Чтобы сокровища нагруженные в ковш (на язык) не рассыпались, нужно поднять его стенки (поднять боковые стороны и кончик языка). Теперь ковш с сокровищами может заехать в пещеру. Только не рассыпав сокровища. Ковш заехал внутрь и поднялся к верхним зубам, чтобы разбойники могли зайти в пещеру. Далее, по команде «Сим-сим, закройся» пещера (рот)закрывается и ковш может опуститься вниз, чтобы разбойники смогли выгрузить сокровища.

Таким образом можно «раскрасить» любое скучное упражнение. И вы, уважаемые родители, обязательно с этим справитесь. А теперь попробуйте сами придумать и «оправдать» следующее упражнение, которое необходимо для производства свистящих и шипящих звуков. Начало немного похоже на предыдущее упражнение. Нужно широко открыть рот и положить язык на нижнюю губу. А дальше начинает работать кончик языка. Поднимите кончик языка к верхней губе, а потом опустите его к нижней. Поднимите кончик языка к верхним зубам и постучите по ним. Далее опустите его к нижним зубам и посчитайте язычком нижние передние зубы. Закройте рот.

Вот такое, на первый взгляд, несложное упражнение. Дерзайте. Если получится интересная история, то пришлите ее, пожалуйста, мне. Я с удовольствием помещу ее в блог.

Ключевые слова: дизартрия, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
если бы не заикался. Муж считает, что это в первую очередь — проблема общения, так как сам с собой Алеша разговаривает совершенно нормально. Заикание. Кто виноват и что же делать. К сожалению, в нашей поликлинике нет врачей, к которым можно обратиться с такой проблемой.

Дуже хочеться розповісти про рідкі, але дуже радісні випадки, коли у людей швидкість становлення звички говорити правильно триває не цілий місяць, а кілька тижнів, один або два. Заїкання: розповідь про заїкання - Радість. Це найчастіше буває у діток, які серйозні і відповідальні і дуже зацікавлені у тому, щоб говорити красиво. Але інколи це буває і у дорослих, які також досить відповідально ставляться до своїх тренувань.

Заикание и особенности голоса. Заикание news: Заикание и особенности голоса. Блудов А. и Жириновский В. НТВ Принцип Домино

понедельник, 8 декабря 2008 г.

Мимический массаж при дизартрии

Мимический массаж при дизартрии.Лечение дизартрии

«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений и бюро похоронных процессий, что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко». Я бы еще добавил в перечень жизненно необходимых дел массаж. Почему? Да вы загляните в Интернет и убедитесь сами, чего только не массируют.

Извините за литературное отступление, которое ненавязчиво превратилось во вступление. Может, это получилось не столь изысканно и свежо, как хотелось. Но, если честно, я хотел хоть немного света принести в ваш дом. Да, люстра «уведена» у Ильфа и Петрова. Вон и клеймо сбоку: «Двенадцать стульев». Ну и что? Свет то остался, и он ваш. Простите, если ляпнул чего по простоте душевной.

Да, да, речь о массаже. Я бы назвал массаж одним из самых замечательных изобретений человека! После парикмахерских. Ведь массаж объединяет в себе удовольствие и здоровье. Нас с детства приучили, что лекарство должно быть горьким и невкусным. А вот мы давайте оставим своим детям убеждение, что лечение, это очень приятно.

В предыдущей нашей беседе я говорил, что перед артикуляционными гимнастиками неплохо бы проводить массаж мимических мышц и мышц речевого аппарата. Давайте я вам, и изложу, как это делается. Чего вы будете рыскать по сайтам, в поисках нужной методики.
Начнем с массажа лица, а точнее лицевой мускулатуры. Тут существует одна особенность, на которую я хочу обратить ваше внимание. Мышцы лица могут быть, как перенапряжены, то есть находятся в спастичном состоянии, так и ослаблены, паретичны.

Наша задача мышечное состояние лица ребенка привести к норме. В ослабленных мышцах надо повысить тонус, а если мышечный тонус повышен, то его надо успокоить. Как узнать, какие мышцы требуют какого массажа? У логопеда. При псевдобульбарной дизартрии чаще встречаются перенапряженные мышцы лица. То есть массаж должен быть расслабляющий.

Массаж лица специалисты рекомендуют осуществлять двумя руками. Массаж делают или всеми пальцами (естественно, кроме большого), или двумя пальцами (средним и безымянным). Можно также производить массаж подушечками большого, но лучше среднего пальца.

Массаж надо производить в определенных направлениях. Для начала советуют движения от середины лба к височной части. Движения должны быть мягкими и равномерными.

Следующее направление массажа я бы назвал «очки». Средние пальцы рук расположите во внутреннем углу глаз (возле переносицы). Дальше, легкими движениями проведите подушечки пальцев по верхнему веку к внешним уголкам глаз и далее по нижнему веку к внутренним уголкам. Вы как бы вырисовываете на лице ребенка старые маленькие очки.

Очередное массажное движение будет иметь направление от корня носа, к височной области. Вы знаете, где находится корень носа? Совсем не там, где у деревьев. Корень носа находится в его верхней части и отделен ото лба переносицей. Теперь поняли? Отлично. Движения будут проходить от корня носа, долее по надбровным дугам и к височной области.

И последнее рекомендованное направления массажа лица проходит от уголков рта к козелку ушной раковины. Я когда прочел название «козелок», то бесповоротно понял, что это опечатка. Однако: век живи, век учись. Почему-то словом «козелок» назвали выступ хряща наружного уха. Он находится впереди отверстия наружного слухового прохода. Следовательно ваши движения будут проходить по щекам ребенка.

Этого массажа будет достаточно, чтобы расслабить мимические мышцы лица. Но мы на этом не остановимся, а попробуем вместе с массажем провести еще и мимическую гимнастику.
Например, мы массируем лоб и предлагаем ребенку игру в «удивление». Пусть он попробует поднять брови вверх, при этом широко открыв глаза. Ну, как, получилось? Нет? Не расстраивайтесь. Помогите ребенку поднять брови с помощью пальцев рук. Вот так. И обязательно похвалите его. Даже, если у него это плохо получилось. В следующий раз будет лучше.

Для следующих гимнастическо-мимических упражнений посадите ребенка перед зеркалом. Так ему будет проще контролировать свои движения. Игра будет называться: «кто кого переморгает». «Соревноваться» можно в моргании одним и двумя глазами. И вводите в мимические движения эмоциональную окраску. Пусть ребенок вам по подмигивает.

Ну, что, займемся щеками? Их мы будем надувать. Как воздушные шарики на праздник. Сначала надувайте две щеки вместе. Потом одну, как будто зуб заболел. А потом попробуйте перемещать воздух из одной щеки в другую. Получается? А теперь обратно. Здорово. Так даже у меня не совсем хорошо получается. В дальнейшем упражнения можно будет усложнить. Поучитесь набирать воздух под верхнюю губу. И самое сложное, по нижнюю.

Что еще можно ввести в мимическую гимнастику? Естественно надо играть в эмоции. Бог ты мой, какое творчество заложено в этой игре. Изобразите на своем лице радость. Пусть ваш ребенок угадает, что «говорит» ваше лицо? А потом пусть он изобразит что-нибудь эдакое: грусть или испуг, удивление или обиду. А уж вы постарайтесь угадать.

Цель такой мимической гимнастики не только в тренировке мимических мышц. Главное, чего мы добиваемся, это «вырастить» нервную связь между головным мозгом и мимическими мышцами. И ответную нервную линию, которая будет головному мозгу сообщать, о проделанной работе.

Ключевые слова: дизартрия, лечение дизартрии, мимика

Еще рекомендуем:
Мы занимаемся, в том числе, модификацией речи. Если у ребенка непонятная речь. При помощи программных фильтров речь улучшается — признаки дизартрии и спазмов (неравномерность речи по интенсивности, разрывы речи, неравномерный темп и другие недостатки) устраняются компьютерной программой в реальном времени.

Із усіх проблемних питань дуже частим є питання якості відтворення звуку. Заїкання: розповідь про заїкання - Налаштування. Часто телефонують пацієнти і запитують: „Що робити, коли ми не можемо підняти високу форманту голосу на другій частині заняття?”

Существуют еще и неблагоприятные условия, при наличии которых (достаточно одного) достаточно какого-либо сильного раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание. Заикание news: Так в чем жы причина возникновения заикания. Это физическая слабость детей, ускоренное развитие речи (3-4 года), скрытая психическая ущемленность ребенка на почве ненормальных отношений с окружающей средой, нехватка положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком, недостаточность развития моторики, чувства ритма.

воскресенье, 7 декабря 2008 г.

Занятия при дизартрии с ДЦП.

Занятия при дизартрии с ДЦП.Лечение дизартрии
Детский церебральный паралич тема особенная. Особенная глубиной и масштабом горя, которое выпало на долю детей и их родителей. Но что же делать. Как говорят мудрые бабушки: жить-то надо. И если существует малейшая возможность помочь этим людям, облегчить им жизнь, грех ею не воспользоваться.

Напомню, что мы ведем разговор о дизартрии, которая является частым спутником детского церебрального паралича. И притом в различных формах. Общим у этих дизартрий можно назвать то, что наблюдается на только недостаточность произвольных артикуляционных движений, но и слабость ощущений от этих движений. То есть, дети не чувствуют, или очень слабо ощущают движения языка, губ и других органов речи. А потому и возникают сложности в управлении этими движениями. Эти ощущения движениями врачи называют «кинестезиями».

Отсюда следует, что и лечить такую дизартрию соответственно, то есть развить эти кинестетические ощущения. Путь этот не быстрый. Но что делать. Как это делается? В, принципе особых секретов здесь нет. Это вы можете делать и сами, не призывая логопеда. Посадите ребенка напортив себя и покажите пальцем на свои губы или язык. Назовите то, что вы показываете. Попросите ребенка показать этот орган на себе. И назвать его. Потом ребенок должен научиться показывать эти органы на кукле или рисунке. Через некоторое время занятий предложите ребенку с закрытыми глазами показать на себе органы артикуляции и назвать их. Если ребенок осилил эту задачу, то считайте, что вы сделали первый шаг на пути к устранению дизартрии.

Не забывайте хвалить ребенка. Постарайтесь сделать эти занятия интересными. Превратите занятия в веселую игру, и тогда ваш малыш будет их ждать. Я надеюсь, вы понимаете, что от радостных занятий пользы гораздо больше, чем от «лечения», нудного и скучного. И ни в коем случае не ругайте ребенка за его неудачи. И не нервничайте в его присутствии. Ваше общение должно быть светлым.

Теперь можно заняться подвижностью речевого аппарата и ощущениями от этих движений. А для любого движения необходимы развитые мышцы. Совсем не значит, что у вашего ребенка неразвиты все мышцы речевого аппарата. Обратитесь к специалисту, и он обратит ваше внимание на неразвитые органы речи. Если это язык, то существуют специальные упражнения для этого органа. Так и называется: гимнастика для языка. Или гимнастика для губ.

Не поймите меня превратно, что мол я хочу исключить логопедов из процесса лечения. Ни в коем случае. Но я знаю много мам, которых не устраивает роль простого наблюдателя. И, опять таки, я знаю немало логопедов, которые, скажем так, без особой любви занимаются логопедической практикой. А любовь, простите за банальность, желательная составляющая любого лечения.

Еще пару слов о гимнастике для органов речи. Во время проведения таких занятий обязательно используйте все «работающие» анализаторы. Что я хочу сказать? Занимаетесь с ребенком, например, гимнастикой для языка, обязательно подключайте в процесс органы зрения и слуха. Пусть перед ребенком будет зеркало. Он должен видеть результаты своего труда, хотя и в форме игры. Говорите с ним о том, что он делает. Пусть и ушки включаются в процесс. Пусть ребенок касается язычка, тем самым подключает тактильные анализаторы. Все это превращает узконаправленную гимнастику языка в гимнастику центральной нервной системы и головного мозга.

Я забыл вам сказать, что перед артикуляционными гимнастиками неплохо бы проводить массаж мимических мышц и мышц речевого аппарата. Пусть логопед покажет вам, как это делается. Потом делайте массаж вы. А в дальнейшем ребенок сам должен освоить это занятие. Вы видите, как мы постепенно усложняем работу, как мышц, так и кинестезий (ощущений от работы мышц). То есть, развиваем нервную систему.

Ну, что, пора перейти к нижней челюсти. Да, у ребенка она ослаблена и не в состоянии производить полный объем движений. Несмотря на то, что мышцы нижней челюсти у ребенка развиты слабо, так они еще и находятся в постоянном повышенном тонусе. То есть, напряжены. Это общее состояние у больных детским церебральный параличом. Но и эта проблема поддается коррекции и тренировке. Только запомните, что все нужно делать последовательно: от менее сложного, к более сложному. И не забываете об игровой форме занятий.

Как тренировать нижнюю челюсть? Нельзя ребенку дать задание опустить нижнюю челюсть вниз. Или выдвинуть ее вперед. Он не сможет этого сделать. Он, просто не поймет вас. Задание нужно ставить в форме игры, используя наблюдательность ребенка. Вы замечали, что ваш малыш наблюдал за птицами. Он видел, как ворона каркает. Как она подбирает крошки с земли. Вот и поиграйте с ним в ворону. Попросите его показать, как ворона кушает. Как она каркает. Ребенок непроизвольно начнет выполнять «подмеченные» действия. Скажите ему, что ворона взяла в клюв большой кусочек. Пусть покажет, как она держит его во рту. То есть, вы попросили его зафиксировать позу открытого рта.

Так же, как и тренировке языка и губ у ребенка будут развиваться ощущения от движений нижней челюстью. Далее нужно тренировать «речевые позы» на счет. То есть, чтобы ребенок удерживал нижнюю челюсть в определенном положении до тех пор, пока вы считаете. Начните с небольшого удержания, например, считая до двух. Потом постепенно доведите удержание «позы» до пяти.

Знайте, что развивая движения (увеличивая амплитуду) нижней челюсти вы, тем самым, улучшаете процесс голосообразования. Так уж устроен наш голосовой аппарат, что когда нижняя челюсть опускается, происходит автоматическое поднятие мягкого нёба. Что, соответственно, открывает глотку, которая влияет на силу голоса. В дальнейшем переходите на тренировку нижней челюсти с произношением звука «а». Дальше нужно будет усложнять голосовые упражнения в зависимости от готовности ребенка.

Все, о чем мы говорили сегодня, это только подготовительный этап к серьезной работе. Только не говорите ребенку, что путь этот длинный. Каждый день, после каждого занятия, вселяйте в него силы и уверенность в успехе. Хвалите его и поощряйте.


Ключевые слова: дизартрия с ДЦП, лечение дизартрии

Еще рекомендуем:
Проблема заикания (логоневрозов) всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Заикание. Кто виноват и как вылечить. Врачи много веков искали способы наиболее эффективного лечения.

Коли людина починає розуміти і відчувати правильну мову, їй в ту ж мить вдається контролювати мовний процес, так як це було у Дортняка Олександра, якому 14 років, і який приїхав для лікування з міста Тернополя 15 вересня 2006 року. Заїкання: розповідь про заїкання - Зрозумів. Я пояснив мамі Надії Володимирівні принципи роботи голосового апарату людини.

Если Вы думаете, что новый метод лечения заикания разрабатывали в муках творчества престарелые ученые мужи и логопеды, то Вы далеки от истины. Заикание news: Заикание и новые технологии. Рождение методики – плод случайности. Именно так произошло у нас. Теория, можно сказать, «выросла» из практики.

Читатели «Дизартрия news»