суббота, 20 декабря 2008 г.

Зарядка для глотки и мягкого нёба

Зарядка для глотки и мягкого нёба.Лечение дизартрии

Я давно подбираюсь к теме тренировки глотки. И тем более мягкому нёбу. Я где-то встречал, что эти мышцы тоже можно тренировать. Но как? Для начала неплохо бы вспомнить, где это находится. Понятно, что где-то во рту. Надеюсь, это вы про нёбо говорите. Потому, что глотка находится за ртом. А нёбо, или как ее еще называют нёбная занавеска (Рalatum molle s. penadulun) – это и есть граница между ротовой полостью и глоткой. Там еще такой маленький язычок свешивается над основанием языка.

Короче, быстренько подошли к зеркалу (желательно хорошо освещенному), открыли пошире рот и поискали у себя это самое мягкое нёбо. Это как бы небесная сфера рта. Между зубов находится твердое нёбо, плавно переходящее в мягкое.

Я за всю свою жизнь столько раз не написал слово нёбо, как за последние две минуты. Все, с анатомией разобрались. Теперь перейдем конкретно к упражнениям.

1. Первое, что приходит на ум (чтобы задействовать мягкое нёбо и глотку) – это позевать. У меня само слово «зевота» уже вызывает непреодолимое желание позевать. А у вас?

Давайте чуть-чуть затормозим на упражнении «зевание». Вы знаете, отчего мы зеваем? От скуки? От желания заснуть? Дудки. Американские невропатологи в один голос утверждают, что мы зеваем для того, чтобы не заснуть. То есть, организм готов отойти ко сну, но время еще не пришло. Или мы находимся в неподходящем месте. И вот тогда начинается зевота. И не вздумайте сдерживаться, когда хочется зевнуть. Это полезно не только для глотки и мягкого нёба, но и для снятия усталости, психической нагрузки. И еще ученые утверждают, что при зевании все дыхательный пути раскрываются, расслабляются и…человек на долю секунды теряет сознание. От удовольствия. Кстати, не только человек. Понаблюдайте за своими домашними животными. Они тоже кайфуют таким образом.

Простите, за столь пространное отступление, но я не мог сдержаться, чтобы не поделиться с вами этой информацией. На чем мы остановились? На упражнении. Так вот, попробуйте позевать как с открытым, так и с закрытым ртом. Можно менять степени открытия рта. Только не вывихните челюсть (в бессознательном то состоянии). А чтобы усложнить это упражнение добавим к позевыванию гласные звуки: «и», «е», «я», «э», «а», «о», «у», «ы».

2. Следующее упражнение заключается в покашливании. Кашлять можно тоже как с открытым ртом, так и с крепко закрытым. Во время покашливания можно с напряжением сжимать кулаки. И самое симпатичное покашливание – это с высунутым языком. Перед зеркалом этого делать не рекомендую. К чему видеть такие страсти. И это упражнение можно усложнить гласными звуками: «и», «э», «а», «о», «у», «ы». Получится такое веселенькое покашливание. Прямо игра.

3. Вы когда-нибудь полоскали горло? Вопрос не праздный. Многие из молодых этого не проходили. Наберите много воды, поднимите голову вверх и по полощите горло, издавая звук «ы». Ну, как, получается? Молодцы. Теперь усложним упражнение, набрав в рот не воды, а сока с мякотью или, еще лучше, киселя. Он более тяжелый и вязкий. Это потребует больших усилий во время полоскания.

4. Боже, что за упражнения. Просто чудо. Теперь мы займемся глотанием того, чем полоскали горло. Только делать это будем маленькими глоточками, чтобы, выпивая половину чашки сока сделать глотков двадцать. Что, тяжело? Хочется двумя глотками все выпить? Сдерживайтесь. Дальше будет еще сложнее. Будем пить по каплям. Я серьезно. Выпейте водички, капель двадцать. Обязательно научите ребенка осознавать и запоминать ощущения, которые он испытывает при исполнении этого упражнения.

5. Следующие упражнения не столь вкусные, но не менее полезные. И, довольно не сложные. Встаньте прямо. Пальцами правой руки закройте нос. И надувайтесь. Понятно, что не живот надо надувать, а щёки. Почувствуйте, как напрягается мягкое нёбо в глубине рта. То есть упражнение не на растяжку щек, а на тренировку нёба.

6. Не менее полезно подобное упражнение, только с надуванием не щёк, а резиновых игрушек. Главное, что при надувании игрушки увеличивается давление воздуха на гортань и мягкое нёбо. Что и требовалось… тренировать.

7. Теперь попросите вашего ребенка высунуть язык изо рта. Через платочек или марлечку удержите язык ребенка двумя пальцами. Только аккуратно, не причините ему боли. И теперь пусть он попробует спрятать язык в рот. При таком положении будет работать не только мышцы мягкого нёба, но и основания языка. А теперь добавьте к этому упражнению извлечение звуков и-а. Как ослик просит, чтобы отпустили его язык.

8. Еще несколько упражнений с извлечением согласных звуков. Попробуйте медленно-медленно произнести звук «т». Правда, непривычно? Но полезно. То же самое повторите со звуками «д», «к» и «г». А теперь то же самое, только с гласными звуками. Начните со звука «а» и дальше продолжайте со звуками «у», «и», «о» и «э». Гласные звуки надо произносить как бы на твердой атаке. С нажимом.

9. Большую пользу для тренировки глотки и нёба могут оказать подражательные упражнения. Дети вообще любят подражать. Вот и пусть для начала помычат, как коровки. Раскатисто, длинно. Молодцы. А теперь нужно издавать стоны. Будто раненный боец на поле боя. А в заключении можно посвистеть. Но это не все дети умеют делать. А упражнение полезное. Если сможете, то обязательно научите. Лично у меня это не совсем лихо получается, поэтому помочь вам сможет только личный опыт.

10. Еще рекомендуется выполнять упражнение, в котором ребенок должен вдохнуть воздух ртом и носом одновременно. А потом выдохнуть через рот. Но не просто выдохнуть одним движением, а выполнить ряд толчкообразных выдохов. Как паровозик «дышит». Хотя, наверное, трудно объяснить ребенку, как дышит паровоз, которого он в глаза не видел. Но вы уж постарайтесь как-то это объяснить. Порисуйте. Попыхтите. И ваше пыхтение не пройдет даром.

11. Кстати, коль мы задели тему паровоза, то есть еще одно упражнение на развитие мышц мягкого нёба. Научите ребенка выдавать изо рта горячую струю воздуха. Горячая струя у нас получается, когда мы хотим согреть озябшие руки. Пусть ребенок по приходу с зимнего гулянья и займется этим упражнением.

Ключевые слова: мягкое нёбо, глотка, упражнения

Еще рекомендуем:
Существует много внутренних вопросов, которые человек задает доктору очень редко. Заикание: доктор О.Сухомлин о заикании - Осознал. «Мы уже столько денег выкинули на лечение, и все без толку, может, вы хоть чем-то поможете?»

Часто маленькие дети не понимают, что от них хотят, а некоторые вообще боятся наушников и микрофона. В этих случаях с лечением лучше подождать, но эти вопросы решает врач на консультации. Заикание news: Успешное лечение заикания у детей. Обычно маленький ребёнок «непоседа», а работа с программой достаточно тяжела даже для взрослого, необходимо корректировать время работы с программой и в каждом случае назначать индивидуальную программу лечения.

Необходимо отметить, что невроз как нозологическая единица был введен в медицинскую практику шотландским врачом William Cullen в 1776 году. До настоящего времени концептуального единства взглядов среди многочисленных исследователей в области неврозологии не отмечается. Заикание и психотерапия. Это, в свою очередь, порождает различия в классификационных построениях и подходах к диагностике и лечению данной патологии.

пятница, 19 декабря 2008 г.

Непроизвольные артикуляционные движения

Непроизвольные артикуляционные движения.Лечение дизартрии
Мы с вами все глубже и глубже погружаемся в проблему дизартрии, чтобы лучше понять: что же все-таки происходит внутри нашего дорогого человечка. Каковы очертания той болезни, которая поселилась в маленьком организме.

Вот, например, у вашего ребенка неплохо развит язык. Просто любо дорого смотреть, как он с лихостью достает кончиком языка крыльев носа. Ну, вроде бы, что еще надо. Язык развит и готов к любым выкрутасам. Но не тут-то было. Нос он достать может, а вот коснуться места над верхней губой не получается. Что-то стоит на пути выполнения этого совсем не сложного движения. И нет никакого паралича в речевом аппарате, и с головой нет проблем, а язык не может выполнить, казалось бы, такую простую задачу.

Все дело в дискоординационных расстройствах. То есть, артикуляционные движения есть, а вот точности их исполнения нет. Это можно сравнить с изготовлением дудочки из вербы. Вам никогда не приходилось ее изготавливать? А я в детстве пытался. Именно пытался, а не изготавливал. Вроде все делал правильно, как и другие мальчишки. И верба у нас была одинаковая. И ножи острые. И все делал так, как и другие ребята, но дудочка отказывалась издавать звуки. Видно все я делал чуть-чуть не так. В жизни очень часто не хватает именно чуть-чуть.

Вот и здесь язычок вашего ребенка чуть-чуть недоделывает каких-то важных движений. И в результате невнятная речь. А недоделывает почему? Из-за несоразмерности артикуляционных движений. Тут часто бывает так. Что движение чрезмерное (гиперметричное), а не недостаточное. А в таком деле, как звукопроизношение, точность важна как в часовом механизме.

И особую сложность вашему ребенку доставляет соединение, вернее чередование артикуляционных движений. Кажется, чего уж проще: сначала губы вытянуть в хоботок, а потом быстро перевести в широкую улыбку. Но не получается у ребенка сделать это легко и быстро. Начинают появляться какие-то посторонние движения. Чаще всего это мелкое дрожание языка, а точнее его кончика. И это происходит не тогда, когда ребенок пытается произнести отдельно стоящий «изолированный» звук, а именно в середине слова или предложения, когда все должно происходить на автоматическом уровне.

Это как на дорогах Москвы в последние годы. Кажется, что здесь ехать? Минут пять и я на месте. А на самом деле дай бог за час добраться. Пробки, плохие дороги, нервы через край. Вот-вот. Нервы. Только не через край, а в процессе «строительства». Вот и жмем: то на газ, то на тормоз. И речь такая же, как в пробке: замедленная и скандированная.

Естественно, в артикуляционном аппарате все гораздо сложнее, чем на автодорогах. Ведь для того, чтобы произнести определенный звук мало дать команду, например мышцам языка, поднять кончик вверх. Надо еще дать команду другим мышцам расслабиться, и не тянуть его вниз. Это как в сказке про Тяни-Толкая. Если не будет очень четкого взаимосогласованного действия, то правильного звука не получится.

От такой несогласованности в действиях артикуляционного аппарата и появляются совершенно лишние, я бы даже сказал насильственные движения не только данного речевого аппарата, но иногда и других частей тела. И это один из характерных признаков дизартрии. Что происходит с произношением, я думаю, вы сами догадываетесь. Речь становится малопонятной, а иногда практически невозможной.

А дальше начинается цепная реакция. От таких «несанкционированных» движений у ребенка начинается волнение, то есть эмоциональное напряжение, которое еще больше провоцирует эти движения. Какие это движения? Да, ничего приятного. Возможны гримасы на лице, натянутая, почти насильственная улыбка. У некоторых больных наблюдается подергивание языка, мелкое его дрожание, а то и выбрасывание языка вперед. Непроизвольное открывание рта и подергивание губ.

И эти непроизвольные движения могут отмечаться не только во время разговора, но и в состоянии покоя. Да и какой это покой. А уж когда мы пытаемся что-то сказать, то есть произвести произвольные артикуляционные движения, то тут все только усиливается. Короче, ни промолчать, ни сказать.

В отличие от насильственных движений, которые присутствуют как в состоянии «покоя», так и при произвольных движениях существуют и так называемые «синкинезии». Эти непроизвольные сопутствующие движения возникают только при произвольных движениях. Напоминаю, что произвольные движения, это автоматические артикуляционные движения при разговоре. Так вот, что вытворяют эти самые «синкинезии». Ребенок, например, делает движение языком вверх, чтобы произнести какой-нибудь звук. И вместе с языком начинает подниматься нижняя челюсть. А иногда начинают сокращаться мышцы шеи, и в результате, одно движение языка вверх приводит к разгибанию головы. При дизартрии довольно часто встречается «связка» языка с пальцами правой руки. То есть, пальцы, особенно большой палец правой руки, совершают движения, которые соответствуют движению языка.

Я уже упоминал в предыдущих разговорах о том, что у детей с дизартрией бывает нарушение проприоцептивной обратной связи. За этим умным словом «проприоцептивный» прячется то, что ребенок не может оценить положение своего языка, или губ. И как мы ему не будем объяснять, что нужно поднять кончик языка, он нас не поймет. Если он слабо ощущает положение своего языка, то, как он может его изменить. И тут показывай ему, не показывай – положение не изменишь. Сначала нужно развить эту обратную связь, а уж потом идти дальше.

Вы заметили, чем больше мы погружаемся в симптоматику дизартрии, тем яснее проявляется громаднейшая проблема не только речевого аппарата, но и центральной нервной системы с отдельными областями головного мозга. И эту проблему необходимо, и возможно преодолеть. Естественно, в одиночку с ней практически не справится. Естественно, нужно подключать специалистов. Но очень многое будет зависеть от вас. От вашего терпения. От вашей ежедневной работы. И от знаний, которые мы с вами и пытаемся почерпнуть.

Ключевые слова: дизартрия, насильственные движения

Еще рекомендуем:
Исследовав несколько тысяч пациентов, мы установили, что у 65% имеется следующий диссонанс: ведущий глаз — левый («исторические» левши), ведущая рука — правая. Как правило, заикание возникало в возрасте 5–7 лет в момент акцентуации руки, когда ребенок учился рисовать и писать. Заикание. Кто же виноват и что желать. Истинной причиной возникновения данного вида заикания является фактор переученного левшизма. Причем переучивание чаще всего носит подражательный характер. Это первый тип заикания.

Коли до мене звертається пацієнт із питанням, чи можна поговорити з людиною, яка вже вилікувалась, то згідно деонтологічної точки зору я не маю права давати адресу або телефон людини, яка лікується або вилікувалась. Заїкання: нарис О.Сухомлина о заїканні - Вилікувався. І можу дати телефон або адресу тільки в тому випадку, якщо людина сама дозволяє давати свої дані.

У меня исчезло заикание и сейчас я чувствую себя более уверенно. Заикание news: Я стал уверен в себе. В институте все говорят, что я изменился и голос стал более привлекательным.

среда, 17 декабря 2008 г.

«Обследование» младенца

«Обследование» младенца.Лечение дизартрии
Как обнаружить псевдобульбарную дизартрию в раннем возрасте? Если ребенок настолько мал, что не в состоянии еще произнести никаких осмысленных звуков? Да и вообще, он только ест и спит. И еще кричит. Это я как папаша говорю. Многие мамы сейчас набросились бы на меня с обвинениями в невнимательности. «Моему ребенку только несколько дней, а он уже все понимает. Только пока сказать не может». «А мой, как увидит меня, так сразу же улыбается». Простите меня, милые любящие мамы. Конечно же, я не прав. Конечно же, ваш ребенок самый умный и замечательный малыш на всем белом свете. Да, с молодыми мамами нужно быть осторожней.

Под грозными криками возмущенных мам я позабыл тему сегодняшнего разговора. Напомните мне, пожалуйста. А, как обнаружить псевдобульбарную дизартрию у младенцев в самые первые дни его жизни. Спасибо за напоминание.

Первое, на что следует обратить внимание внимательной мамы, это на крик младенца. Крик может быть такой силы и напора, что его слышно, заходя в подъезд дома. Я уже как-то говорил, что у новорожденных детей особый, не «закомплексованый» голос. Он действительно обладает хорошей «проникающей» силой. Кто из нас не бодрствовал, когда ночью за стенкой плакал малыш.

Так вот, иногда встречается детский крик, который и криком-то не назовешь. Лежит такой малыш в кроватке, личико скорчено от крика, а голосок слабенький-слабенький. Некоторые мамы не нахвалятся, какой у них тихий и «воспитанный» ребенок. А ведь тут не радоваться надо, а беспокоиться. Слабый крик младенца и есть первый симптом того, что у ребенка возможны дизартрические проблемы. Довольно часто в этом тихом крике слышатся носовые оттенки. А иногда и крика то никакого нет, так, отдельные всхлипывания, и то на вдохе.

Следующий симптом, указывающий на возможное присутствие псевдобульбарной дизартрии, можно обнаружить во время кормления ребенка грудью. Понаблюдайте за ребенком: как он берет грудь, как сосет, как глотает молочко. Если малыш плохо берет грудь и сосательные движения его вялы, то стоит насторожиться. Только не надо делать скоропалительных выводов. Ребенок может быть просто сонным. Понаблюдайте несколько дней, а потом уже действуйте. Если у ребенка действительно присутствует дизартрическая проблема, то он часто при сосании материнской груди захлёбывается, а из его носа может вытекать молоко. Наблюдайте за губами такого ребенка, они у него во время кормления могут синеть.

Я вот описываю симптомы заболевания, а сам думаю: не запугать бы вас. Перепуганные мамы иногда бывают небезопасны. Главное, чего я хочу достигнуть разговором на тему о ранней диагностике псевдобульбарной дизартрии – это вооружить вас знаниями. Чтобы вы понимали, что происходит с вашим ребенком. И чтобы обязательно рассказали врачу о своих наблюдениях. Договорились?

Обратите внимание на дыхание ребенка. Оно не должно быть поверхностным и аритмичным. Кстати, если у ребенка насморк, то он тоже может захлебываться при сосании, и дышать неправильно. Разговор наш не о ребенке, который простыл. Мы говорим о симптомах, которые проявляются у не простуженных детей.

Иногда, при псевдобульбарной дизартрии возможна небольшая асимметрия лица ребенка и отвисание нижней губы. Большую часть времени маленькие детишки находятся с соской во рту. К этому предмету можно относиться по-разному. Одни «затыкают» ей рот ребенка на долгие месяцы. Другие ограничивают до минимума нахождения этого «симулятора» во рту малыша. Это личное дело каждой мамы в отдельности. Я предлагаю, опять-таки, внимательно понаблюдать: как ребенок с ней управляется. В нашем случае следует обратить внимание на захват соски: если соска держится во рту плохо, как будто что-то мешает ребенку крепко держать ее во рту – скажите об этом вашему доктору.

Прошло несколько месяцев. Ваш ребенок подрос. В его крике появились нотки раздражения или обиды. Или не появились? Это я к чему? Если крик вашего «повзрослевшего» ребенка все такой же однообразный и монотонный, то это еще один симптом, говорящий об описываемой речевой проблеме. Как я говорил выше, интонационная составляющая голоса развивается в первые месяцы жизни ребенка. И дальше, когда начинается период «гуления», эти интонационные «виражи» говорят нам об эмоциональном состоянии малыша.

Общеизвестный факт, что малыши очень любят играть с подвесными игрушками и погремушками. Я не совсем понимаю, какую роль (я имею в виду развивающую) выполняет шумовой эффект. Но речь и не о моей сообразительности. Я о другом. У маленьких очень цепкие пальчики. Как вцепятся в погремушку или колечко пластмассовое, так не отдаст без «боя». «Нашим» детям подавай погремушку побольше, так как с маленькими игрушками нам заниматься трудно.

Когда наш малыш еще подрастет, то могут появиться проблемы в питье из чашки. Почему? Потому, что при псевдобульбарной дизартрии не развивается (или медленно развивается) нервная связь мышц гортани и головного мозга. Этот процесс называется иннервацией. Дальше ребенку будет трудно жевать твердую пищу, кусать яблоки.

Про дальнейшие неприятности, которые могут ожидать вашего малыша, мы сегодня говорить не будем. Я и так вас достаточно «настращал». Я надеюсь, вы на меня за это не в обиде. Как там говорится: предупрежден, значит вооружен. А главное, даже если у вашего ребенка псевдобульбарная дизартрия, то в настоящее время ее можно победить. Главное раньше обнаружить и начать лечить.

Ключевые слова: дизартрия, младенец, обследование

Еще рекомендуем:
ВЫ, наверное, не раз обращали внимание, что ваша собственная речь, записанная на магнитофон или на автоответчик, вами же воспринимается совершенно по-иному. Заикание: камень преткновения - как воспринимаем голос. Многие даже удивляются: «Неужели это мой голос, и неужели я так говорю?» Хочу сразу заверить, что аппаратура здесь не причем.

Врачи нашего центра понимают эту проблему и с некоторого времени у нас проводятся бесплатные первичные занятия для того, чтобы человек был уверен в том, поможет ли программа ему или нет. Заикание: быль о заикании - Уверенность. Конечно же, в конце этого занятия можно приобрести, но можно ее и не покупать, а приобрести попозже.

По моему, в последнее время я стал замечать успех в своей речи. Я сдавал документы в ОВИРе для получения загран паспорта.Заикание news: уверенность в своей речи... Обстановка была нервная, народа много, и я не успевал до окончания рабочего дня сдать документы, хотя были большие надежды на то, чтобы это осуществить.

вторник, 16 декабря 2008 г.

Дефекты дыхания

Дефекты дыхания.Лечение дизартрии
Много лет я дышал ртом. Практически, только ртом. Мне трудно вам объяснить, какой дискомфорт я испытывал от этого, особенно по ночам. И привыкнуть к этой проблеме мне не удавалось. Пока однажды, я не закрыл перед сном рот (у меня был очередной насморк) и не сказал себе: всё, хоть умри, но рот я сегодня уже не открою. Я не умер, а через 2-3 минуты засыпал с «разложенным» носом. Что же произошло? Я себе это объяснил так: организм начал задыхаться и бросил все свои резервы на борьбу с заложенность носа. Инстинкт самосохранения в действии. Этим нехитрым и быстрым способом я лечу себя уже лет двадцать.

Если вы думаете, что какая разница, чем дышать, приведу некоторые данные. Врачи обследовали ряд учеников, у которых с успеваемостью в школе были проблемы. И что? У половины из этих троечников было нарушено носовое дыхание. При дальнейших исследованиях оказалось, что действительно: от того, чем дышит ребенок (ртом или носом) зависит не только его физическое, но и интеллектуальное развитие.

Как ни странно, но при дыхании через рот в легкие попадает гораздо меньше воздуха. Да, да. Именно меньше. И попадает он преимущественно в верхние отделы легких. Я уже не говорю, … нет, именно говорю о том, что если бы воздух в легкие попадал через нос, то он бы очистился и согрелся до безопасной температуры. То есть приобрел необходимый «товарный» вид.

Коль нос не принимает участие в дыхательном процессе, сразу возникают проблемы с голосом. Он становится монотонным и гнусавым. И не заметить этого, уважаемые родители, невозможно. А понаблюдайте, как это неправильное дыхание отражается на приеме пищи: у ребенка пропадает аппетит. А вы попробуйте кушать с прищепкой на носу. Попробуйте. Что? Задыхаетесь? Правильно. Хотя это совсем не правильно.

Хотите еще «страшилок» на тему дыхания? Получите. При неправильном дыхании может развиться кариес. То, что зубы у такого ребенка постепенно искривляются, я уже говорил? Под нашей черепной коробкой находится жидкость, омывающая мозг. Так вот, если мы дышим преимущественно ртом, то в этой жидкости накапливаются опасные для нервной системы вещества. Как результат такие дети раздражительны и плаксивы. Также у детей дышащих ртом наблюдается рассеянность и вялость.

Как бороться с этим неправильным дыханием. Я не рекомендую для детей открытый мной метод. Это для таких же ненормальных, как и я. А для детей есть только один метод: тренировка. Кстати, врачи рекомендуют похожий метод, но не столь кардинальный. То есть, рот ребенка закрывают рукой и просят дышать только носом. В чем разница? В моем случае нос не дышит вообще. А нос ребенка должен находиться в открытом состоянии. Так вот, через несколько дней таких тренировок ребенок начинает привыкать дышать носом. Чтобы усложнить занятие, нужно приучить ребенка закрывать рот ладошкой во время ходьбы.

Если ваш ребенок долгое время дышал исключительно ртом, то у него ослабли мышцы носа. Как их тренировать? Очень просто: читать вслух. Понятно, что это упражнение помогает более старшим детям. А как же с теми, кто еще не умеет читать? Те должны читать на память известные стихотворения. Да просто больше разговаривать. Попросите его подробно рассказать о событиях в детском садике, чем кормили, во что играли. То есть, для тренировки носового дыхания нужно больше разговаривать.

Надо следить, чтобы речь была четкой и понятной. Рекомендуется особое внимание уделять произношению согласных звуков «п», «б», «в», «м», «ш», «ф», «т» и «ж». Эти звуки надо произносить громко и обязательно следить за дыханием. Чрезвычайно полезно упражнение, при котором кисти рук находятся на задней стороне шеи, и при этом нужно сделать шесть вдохов и медленных выдохов. Рот, естественно, закрыт.

Поставьте ребенка прямо. Голова смотрит прямо. Рот закрыт. Теперь пусть он закроет пальцем правой руки правую ноздрю и сделает медленный вдох и выдох левой ноздрей. Потом пусть он проделает все то же самое с левой ноздрей.

Самое простое упражнение для преодоления ротового дыхания это сосание леденцов. Если во рту находится леденец, то ребенок хочет он этого, или нет, перейдет на носовое дыхание. Еще рекомендуется твердая пища, пережевывая которую, ребенок тоже будет вынужден дышать носом.

Вот еще ряд упражнений, которые рекомендуется выполнять при нарушении носового дыхания. И естественно, одним из важнейших условий при выполнении этих упражнений, это дыхание только носом.

Ноги на ширине плеч. Рот закрыт. Мордочка улыбается. Медленное поднятие рук вперед и далее вверх. При поднятии вдох, при опускании – выдох. И так семь раз.

Пятки вместе, носки врозь. Помните, так стоят солдаты. Нос закрыт пальцами. Громко и не быстро считаем до десяти. Как только досчитали, быстро открываем нос и закрываем рот. И вот теперь делаем глубокий вдох носом и выдох через него же. Повторите семь раз.

Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. Сейчас будем подниматься на носках. При поднятии вдох, при опускании – выдох. Рот закрыт. Можно немного усложнить упражнение. Для этого при поднятии на носки надо поднять руки вверх. А при возвращении в исходное положение опустить их вниз.

Станьте прямо. Руки вдоль туловища. Начинаем медленно и глубоко дышать носом. При вдохе живот выпячиваем (как будто наполняем воздухом), а при выдохе живот втягиваем. То есть учимся диафрагмальному дыханию.

Станьте прямо. Впрочем, вы так и стоите. Первая часть упражнения такая же, как и в предыдущем упражнении. Глубоко носом вдыхаем, живот выпячиваем. И… задерживаем дыхание на секунду. Далее наклоняемся вперед и выдох. Руки обвисают как плети, расслабленные.

И в заключении сядьте и глубоко дышите носом: вдох – выдох, вдох – выдох. Я бы еще порекомендовал закрыть глаза. Тогда все внимание ребенка будет сосредоточено на выполнении упражнения.

Ключевые слова: дизартрия, дыхание носом

Еще рекомендуем:
Открытие произошло, как это часто бывает, случайно. В свое время НИЦ биокибернетики, выполняя работы по заказу военных, разрабатывал методики программного устранения разрывов речи в реальном времени при технических неполадках. Где прячется причина заикания. И вот оказалось, что данные методики также могут успешно применяться для устранения разрывов речи при заикании. Этот «побочный» эффект нас весьма заинтересовал.

Вспоминается случай, который был в начале моей работы в 2005 году, когда к нам обратился мужчина 35-ти лет, который работал в банковской сфере. Заикание: быль о заикании - Радость. Он говорил, что ему нужна речь без заикания срочно. Его совсем не интересует, сколько стоит программа.

Он приобрел программу в конце апреля, пришедши предварительно на первичный бесплатный прием. Заикание news: Более уверенно говорю. Он начал заниматься с программой и, конечно же, начал красиво говорить.

понедельник, 15 декабря 2008 г.

Речевое развитие

Речевое развитие.Лечение дизартрии
Не устаю напоминать, что чем раньше вы займетесь речью ребенка, тем эффект будет более весомым. Особенно, если у ребенка есть предрасположенность к дизартрии. Наш речевой аппарат так сложно устроен, что иногда диву даешься, как все работает. Вернее, мы обращаем на него внимание, когда он перестает работать, и вот тут уже даемся диву. Вот, казалось бы, какое отношение к речи имеют руки? Или ноги? А ведь имеют. И не только для того, чтобы закрыть срочно рукой рот, чтоб чего не ляпнуть.

Ну, вот, например, специалисты советуют прививать детям умение обращаться с предметами, игрушками. Оказывается, это стимулирует ребенка запоминать новые слова. Допустим, вы подарили ребенку новую игрушку. Что за этим следует? Ребенок обязательно выучит ее название, звуки, которые она издает, массу попутной информации. Он запомнит ее цвет, форму, применение и.т.д.

Конечно, это не значит, что для того, чтобы ребенок учил новые слова необходимо покупать новые игрушки. Существует масса развивающих игр, в которых может участвовать любой предмет, находящийся в квартире. Наша задача заинтересовать ребенка этим предметом. Обязательно надо называть «имя» того предмета, который находится в ваших руках, или в руках ребенка.

Если у вашего ребенка существуют речевые проблемы, то специалист вам обязательно подскажет, на что нужно обратить особое внимание. Какие именно игры помогут развивать то или иное отставание от нормального развития.

Я уже говорил о пользе массажа, но не грех повторить, что перед тем, как заняться с ребенком «лечебными» играми начинать надо именно с него. Не забудьте про небольшую дыхательную и артикуляционную гимнастику. Объясните ребенку, что такую подготовку делают и спортсмены, перед выходом на арену. И летчики занимаются гимнастикой, чтобы натренировать свое тело к большим нагрузкам. Придайте этим занятиям чувство значимости.

«Разговорите» ребенка. Пусть он произнесет несколько известных и доступных ему слов. Этим самым вы активизируете его внимание, настроите на восприятие нового. Я вот раньше не понимал, зачем ребенку нужны всякие пирамидки и кубики. А ведь с помощью этих игрушек ребенок овладевает навыками умения к осмысленным, целеустремленным действиям. Это для нас нет ничего сложного, чтобы надеть кольца на стержень пирамидки. А для вашего малыша это большой шаг на пути освоения задуманных действий.
Обязательно разговаривайте с ребенком о цвете колечек пирамидка. О «больших», «меньших» и совсем маленьких кольцах. Пусть сначала просто научится собирать кольца на ось. А потом, постепенно, усложняйте задачу. Пусть он собирает ее по вашей команде: сначала кольцо одного цвета, потом второго и т.д.

Точно так же и с кубиками. Вся их прелесть в том, что на их гранях расположены рисунки, которые могут помочь составить задание любой сложности. От простого: сложить кубики один на другой, до сложного: сложить вместе животных, или предметы нарисованные на кубиках. Занимаясь такими играми и постоянно разговаривая с ребенком мы даем ему возможность накопить речевые впечатления. Он стремится повторить за нами слова и предложения. Но, напоминаю, никакого принуждения. Пусть у них самих возникнет потребность повторять за вами слова. Это будет зависеть от степени заинтересованности ребенка. А это зависит от вашего творческого подхода.

А если вы будет настаивать, чтобы ребенок обязательно повторил за вами название предмета или новые слова, то эффект может последовать противоположный. Ребенок может замкнуться. Подобные игры он будет ожидать не с удовольствием и интересом, а со страхом. Он начнет бояться речевого общения. А вот это исправить будет ой как непросто. Поэтому спокойствие и терпение должны стать вашими постоянными спутниками в общении с ребенком.

В одной очень умной книге я прочел, что мы никогда не сможем сделать детей похожими на себя. Максимум, чего мы сможем достичь, это стать похожими на них. Почему я вспомнил сейчас слова Халиля Джебрана? Да вот к чему. Если вы видите, что ребенок не настроен вести диалог, не отвечает на ваши вопросы, тогда примените следующую тактику: повторяйте за малышом звуки, которые он произносит. Поговорите немного на его языке. Или поговорите сами с собой. В смысле произносите слова и за себя, и за него. Задавайте ребенку вопросы и сами на них отвечайте. Этот прием иногда неплохо работает.

Только не повторяйте за ребенком неправильно произнесенные или сокращенные слова. Произносите слова так, как они должны звучать. А то ребенок с удовольствием воспримет ваше подражание за норму.

Читайте ребенку сказки. Читайте именно так, как учили в школе: с выражением. То есть читайте с изменением высоты звука, темпа, интонации. Например, читая разговор медведя надо говорить медленно. А за зайца быстро и отрывисто. Это я к примеру говорю. У ребенка должен развиваться речевой слух. Он должен различать речь взрослых по высоте и по эмоциональной окраске. Придумайте игры на эти речевые оттенки. Например, пусть ребенок угадывает, чей голос звучит из-за двери. Или откуда слышится голос. Так же ребенок должен научиться регулировать громкость голоса, тембр. Как? Во-первых, с удовольствием. А во-вторых, все тем же дедовским способом: повторять за вами; играть в разных зверей; изображать звуки техники.

Заниматься с ребенком нужно каждый день. Хотя я это, наверное, напрасно говорю, вы и так все понимаете. Разговаривать с ребенком нужно постоянно. Называйте предметы, которые он видит. Говорите, что это за звук он слышит. Все это будет развивать ребенка, и естественно улучшать его речь.

Научите ребенка сравнивать различные предметы. Начните с самого легкого: какой предмет больше. Или какой предмет легче. Пусть малыш возьмет в руки сравниваемые предметы и ощутит разницу. Естественно, подсказывайте ребенку правильный ответ. Но научите его главному: «увидеть» разницу. Постепенно усложняйте условия. Пусть предметы разняться не так явно, как вначале.

А в дальнейшем научите ребенка описывать предметы. Это упражнение имеет огромное значение в активизации разговорного словаря. Дальше пойдут загадки и другие, более сложные игры. Но это уже ближе к школе. Да, да. Вот так, «играючи», вы вместе с вашим малышом научитесь разговорной речи.

Ключевые слова: дизартрия, речевое развитие

Еще рекомендуем:
Считается, что дыхание является одной из немногих, если не единственной функций, которая с одной стороны обеспечивает поддержание жизненно важных параметров организма, а с другой — поддается эффективному волевому контролю. Заикание: победили на одном дыхании. Влиять на дыхание гораздо легче, чем, скажем, на работу сердца или почек.

У нас в штате есть системные инженеры, которые работают на Киев и Киевскую область. Заикание: заметки о заикании: Настройка. Эта услуга, конечно, платная, но на самом занятии я всегда объясняю...

Имелось ввиду, что если заикание раннее, то чаще возникает у тех, у кого родственники не заикались. Т.е. "наследственность", увы, никто не отменил. Заикание news: Наследственность. Просто она больше влияет на "позднее" заикание. Мне кажется, что такие исследования имеют исключительно "академический интерес".

воскресенье, 14 декабря 2008 г.

Займемся диафрагмальным дыханием

Займемся диафрагмальным дыханием.Лечение дизартрии
Ну, и что будем делать с дыханием? Да, нет, вы не волнуйтесь. Вопрос, как всегда, риторический. И он больше относится ко мне, чем к вам. Просто не хочется банально в тысячный раз повторять, что дыхание – это основа жизни. Как говорится, не вдохнешь – не выдохнешь. А не выдохнешь, и слова не произнесешь. Кстати, если очень много вдохнешь, то тоже хорошего мало. Главное научится правильно дышать. «Ах ты, боже мой, - запричитала женщина неопределенного возраста, - всю жизнь прожили, а теперь, оказывается, дышали мы неправильно». Да мы много чего в этой жизни делали и делаем не на пользу себе. Я ведь сейчас пишу о детях? Если вы хотите, чтобы и ваши дети повторили ваши ошибки, то, пожалуйста. Только делайте это осознанно.

Что-то меня с утра понесло. А ведь тема сегодняшнего разговора, как вы надеюсь, догадались, дыхание. Дыхание, без которого невозможно нормальное развитие речи. Дыхание, которое является энергетическим реактором нашей речевой системы: и артикуляции, и звукопроизношения.

Вы когда-нибудь слышали про диафрагмальное дыхание? Хочу уточнить, что диафрагмальное дыхание не имеет никакого отношения к дефрагментации. Дыхание бывает трех видов: ключичное (самое поверхностное), грудное (когда раздвигаются ребра), и грудобрюшное (диафрагмальное). Между грудной и брюшной полостью находится самая большая мышца в организме – диафрагма. И вот когда она включается в процесс дыхания, то это и есть то, к чему хорошо бы стремится.

Сегодня мы и познакомимся с упражнениями, которые поспособствуют выработке диафрагмального дыхания. Эти упражнения специально рассчитаны для маленьких детей, у которых дизартрия или другие проблемы речевого характера. Эти упражнения помогут научиться правильно распределять выдох.

Систематические занятия этими дыхательными упражнениями помогут воспитать правильное речевое дыхание, которое явится надежной базой для произнесения предложений различной длины.

Прежде чем приступить к занятиям я бы вам порекомендовал сделать влажную уборку в том помещении, где будут проходить занятия. Еще его нужно хорошо проветрить. Я думаю, что все понимают, зачем это нужно. А кто не понимает – спросите у остальных.

Опять-таки, простите за глупые напоминания, но я все же рискну навлечь на себя ваш гнев, предупредив, что после сытного обеда или ужина эти упражнения делать не рекомендуется. Лучше всего эти упражнения проводить на голодный желудок. А если ваш ребенок против этого, то не заставляйте его. Пусть спокойно поест, а примерно через час-полтора можно приступать к занятиям.

Форма одежды (как любят говорить в армии) – свободная и просторная. Чтобы не стесняла движений. То есть та, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно.

Вот, собственно и все приготовления. Нет, еще небольшое предупреждение. Довольно часто во время выполнения упражнений у детей напрягаются мышцы рук или груди. А у некоторых – мышцы шеи. Этого нельзя допускать. Следите внимательно и останавливайте детей, если у них напрягаются перечисленные мышцы.

Первое упражнение я бы назвал «метель». В упражнении участвуют двое: мама пускает снег (вату или мелко нарезанные бумажки), а ребенок выступает в роли ветра, который разметает снежинки по всей комнате. Я думаю, что вашему ребенку понравится это упражнение. Мамам (представляющим предстоящую уборку) – тоже. Губы «ветра» должны быть вытянуты вперед и немного округлены. А вот щеки надувать не надо. Главное здесь – длинный выдох.

Мы в детстве играли в такую игру. Брали кусочек поролона, это был мяч. Клали его на стол (без скатерти). Делали ворота из спичечных коробков. И айда гонять в футбол. Мяч передвигали по полю с помощью «ветра в голове», то есть, как и в предыдущем упражнении дули на поролон, стараясь загнать его в ворота противника. Мы тогда и предположить себе не могли, что выполняли упражнение на диафрагмальное дыхание.
Теперь перейдем к водным «процедурам». Берем большой таз и наполняем его водой. Теперь нам понадобятся «корабли». Это могут быть: поролоновые или пенопластовые кусочки, мячики от пинг-понга. А еще лучше, если папы сделают маленькие кораблики с бумажными парусами. Поверьте, ребенка будет трудно отвлечь от таких занятий.

Еще одно любимое занятие детворы, это пускание мыльных пузырей. Что здесь можно добавить? Если ребенок не хочет надувать мыльный пузыри, то надувайте их вы, но так, чтобы они летели в его сторону, а он их «отбивал» своим дуновением. А еще лучше займитесь теми упражнениями, которые ему по душе.

Как я мечтал в детстве о губной гармошке. Если честно, то я и сейчас бы с удовольствием поучился играть на ней. Вот вам еще один спортивный снаряд для занятия дыхательными упражнениями. Снаряд, правда, шумный, но эффективный. Потому, что для того, чтобы гармошка зазвучала, нужна хорошая, уверенная струя воздуха. И еще одно достоинство губной гармошки в том, что она играет как на выдохе, так и на вдохе. То есть ребенок должен вдыхать и выдыхать воздух через гармошку.

Для того, чтобы ребенок учился управлять силой выдыхаемого воздуха можно предложить такое упражнение. Возьмите прозрачный пластиковый стаканчик и нарисуйте на нем цветные полоски, показывающие разные уровни. Налейте в стаканчик воды по самую низкую метку. Возьмите трубочку от коктейля и, выдувая воздух в воду, создайте «бульбы». Чем сильнее в трубочку дуть, тем выше будут подниматься бульбы. Теперь пусть ребенок создает бульбы, а вы говорите, до какого цвета полоски они должны доставать. Тут важно умение соотносить зрительное восприятие с силой дыхания.

А под приближающийся Новый год можно предложить ребенку упражнение со свечами. Свечи конечно должны быть разноцветными. Вы устанавливаете свечи в ряд и просите ребенка дуть то на синюю, то на красную свечу. Сначала дуть надо медленно, чтобы пламя откланялось, но не тухло. А потом сильно, чтобы загасить свечу. Заканчивать это упражнение нужно так, чтобы ребенок постарался задуть как можно больше свечей на одном выдохе. Пусть он ставит все новые и новые рекорды.

Ключевые слова: дизартрия, постановка диафрагмального дыхания

Еще рекомендуем:
То, что разработано в нашем центре, основано на совершенно другом подходе к решению проблемы. Наиболее важных методик — три. Что, если у ребенка проблемы с речью? Первая — методика CAF, устраняющая разрывы и другие нестабильности речи в реальном времени, когда мы, по сути, протезируем речевой круг между губами и ушами, используя микрофон, компьютер и наушники.

Достаточно часто пациенты спрашивают, как мы можем вылечиться, если наша логопед сказала, что заикание не лечится. Заикание: быль о заикании -Осознал. Мне таким пациентам приходится объяснять суть анатомических процессов в коре главного мозга, а также суть их физиологической работы. Но это только знания, а человеку еще нужен и собственный опыт.

Для начала интересное определение понятия характер: Заикание news: Характер - это темперамент ребенка, вписанный в окружающую среду. Вот так просто. А темперамент, по утверждению того же д-ра Кагана, это «наследственный биологический вклад в эмоциональный, познавательный и рефлекторный образ ребенка». Такие образные определения в наших книжках найти трудно.

Читатели «Дизартрия news»