понедельник, 29 декабря 2008 г.

Куда стремится голос

Куда стремится голос.Лечение дизартрии
Вы, мои дорогие мамы и папы, в скором времени станете хорошими логопедами. Пусть, не для всех желающих. Пусть, в масштабах своей квартиры. Но вы обретете опыт и знания, которые никогда и никому не мешали. Вот вы сейчас удивленно пытаетесь понять: к чему я клоню. Да, к тем же знаниям. Ваш ребенок стал говорить гораздо лучше. Вы видите, какие результаты приносят ваши многотрудные действия. То, что вашего ребенка стали понимать окружающие, это ваша заслуга.

Сегодня я хочу вас познакомить с той целью, к которой вы можете продолжить движение вместе с вашим ребенком. Но, прежде всего, несколько слов о здоровье. За окном зима. Самое уязвимое… впрочем, и об этом мы уже не раз говорили. О чем? Да, о том, что холод и сырость очень вредны для голоса. Вернее, для голосовых связок и дыхательных путей.

И вообще, на первых порах, когда с помощью дыхательной и артикуляционной гимнастики, вы только начали обретать хороший голос – будьте с ним очень осторожны. Этот голос еще очень слабый и неокрепший. Он, как только что проклюнувшийся птенец, глядит вокруг и ждет восторгов. И поддержки. Вот здесь и начинается другая, новая жизнь голоса ребенка. Для начала нужно голос из слабого, превратить в сильный и выносливый. Для этого не надо каких-то заумных упражнений. Если ваш ребенок уже умеет читать, то чтение вслух и будет именно тем тренажером, который поможет сделать голос более выносливым. Только не нагружайте его сверх разумной меры. Делайте это осторожно, и постепенно увеличивайте нагрузку.

Очень часто дети, у которых дизартрия, имеют немного хриплый голос. О чем это говорит? В первую очередь о том, что что-то мешает полному смыканию голосовых связок. И это «что-то» - узелки, которые появляются у детей, которые много кричат. Или по другой причине перегружают голосовые связки. Так, что следите, чтобы ребенок не добавил себе голосовых проблем. Голос вашего малыша может стать звучным. То есть чистым и ясным. Понятно, что дикция у вас сейчас на первом плане. Но не останавливайтесь на достигнутом.

Многолетние наблюдения показали, что еще одной проблемой дизартриков является монотонность голоса. Речь течет, как медленная река, не вызывая эмоционального всплеска. А ведь, если продолжить эту метафору, то голос ребенка должен журчать, как быстрый ручей, переливаясь гаммой звуков и оттенков. И этот «ручей» называется на научном языке – «диапазоном голоса». В этом понятии уместились высота голоса и его громкость, сила и тембр звука.

Кстати, хочется напомнить, что каким бы широким ни был диапазон голоса, все равно присутствует такое понятие, как «средний уровень». То есть, это точка отсчета, или средняя линия голоса, вокруг которой, взлетает и падает, извивается и затихает наша речь. Но не стоит увлекаться излишним варьированием голоса. Голос с большими перепадами тоже не воспринимаются, как здоровый. Все должно быть гармонично и направлено на донесение содержания речи.

Или подтекста. Пройдет совсем немного времени, и в голосе вашего ребенка появится и эта богатейшая краска. А с применением подтекста, речь несет не только содержательную часть, но и эмоциональный смысл. И очень часто эти «части» не совпадают, что делает нашу речь более богатой и загадочной.

Но мы немного отклонились, подобно ручью, от основного направления разговора. Просто я хотел зацепить ваше внимание на том, что голос не должен быть однообразным. Ни тихим, как у больных людей. Ни излишне громким, как у тех же, не отличающихся здоровьем людей. А зачем нам такой имидж? Помните, я как-то писал, что «чем здоровее звучит голос, тем больше в нас здоровья»? То есть присутствует прямая и обратная связь голоса и здоровья. Поэтому, говорите сами уверенным, здоровым голосом и научите этому своего ребенка. И это положительно отразится на здоровье вашей семьи.

А еще я рекомендую «приделать» голосу крылья. Ведь на крыльях легче передвигаться по воздуху. Я не шучу. Вы что, никогда не слышали о таком понятии, как полетность голоса? Странно. Тогда остановлюсь на этом подробнее.

Вы никогда не замечали, что есть люди, голос которых слышен на довольно большом расстоянии? И без особых усилий оратора? Этим пользуются профессиональные «говоруны». Особенно театральные актеры. Здесь все дело в силе голоса. Не в громкости, а в силе. Громкость достигается усилением потока воздуха. А сила – использованием резонаторов. Особенно грудного.

Так вот, когда голос, рожденный в трахее отражается в грудном резонаторе, усиливается, и через органы дыхания, преобразившись в голосовых связках и артикуляционном аппарате, отправляется в самые дальние углы зрительного зала или аудитории. Вот и весь секрет «крылатого» голоса.

И научиться этому тоже можно. Если захотите. Есть довольно простой способ обретения «полетности» голоса. Встаньте с вашим ребенком друг против друга на небольшом расстоянии. Сразу оговорюсь, что при этом вам лучше всего находиться в спорт зале или на улице. Чтобы не натворить разрушений в доме. Так вот, возьмите в руки мяч и бросьте его своему ребенку. Бросьте вместе со «словом». То есть произносите во время броска слово, мысленно отправляя его в полет к ребенку. Он проделывает то же самое. Сделайте шаг назад. То есть увеличьте расстояние между вами. И опять отправьте в полет с мячом, но уже другое слово. Обязательно условие в этом упражнении, представлять «полет» слова. Вот, собственно, и все.

И еще одна характеристика голоса – адаптивность. Мы с вами не сидим на одном месте, а «шатаемся по жизни» (пардон) и помещениям. И окружающее нас пространство имеет различные акустические возможности. И нам нужно научить ребенка приспосабливать свой голос к окружающей среде. Ведь, в зависимости от объема помещения зависят и те усилия, которые нужно прилагать для нормальной слышимости. Даже в одной комнате нужно говорить по-разному, в зависимости от включенного или выключенного телевизора, или присутствия гостей. И это ребенок должен усвоить благодаря вашим подсказкам и играм.

Ключевые слова: дизартрия, голос

Еще рекомендуем:
ВНАЧАЛЕ давайте вспомним главное из того, что мы уже обсуждали. Начнем с проблем, связанных с заиканием. У ребенка проблемы с речью. Их решение основано на убедительной статистике: большинство пациентов нашего Научно-исследовательского центра — это люди, которые имеют ведущий левый глаз, а пишут правой рукой.

Під час телефонної розмови на консультації мені часто доводиться навіть запитувати деяких пацієнтів про логічність їхніх запитань. Заїкання: лікар О.Сухомлин про заїкання - Впевненість. Оскільки людина, у якої є сумніви, часто негативно налаштована.

Так в чем же причина?Каким образом пение заставляет заикание отступить? И почему украинские песни выделила учительница В.Ланового?

воскресенье, 28 декабря 2008 г.

Общая методика артикуляционных упражнений

Общая методика артикуляционных упражнений.Лечение дизартрии
Продолжая тему, затронутую в предыдущем сообщении, попробую привести несколько основных положений, касающихся методики проведения артикуляционных упражнений. То есть я познакомлю вас с некоторыми общими правилами выполнения речевой гимнастики.

Прописанный логопедом (или иным специалистом) комплекс упражнений нужно выполнять полностью, без каких-либо исключений. Понятно, что одно упражнение будет даваться ребенку легче, тогда как с другим могут возникнуть довольно большие трудности. Как поступить в таком случае? «Пожалеть» ребенка или заставить через силу выполнять трудное упражнение?

Я рекомендую избрать третий вариант. Какой? Сделать все возможное, чтобы ребенок сам захотел выполнить это упражнение. И каким это образом?

  • Ну, во-первых, постарайтесь понять, в чем причина затруднения. Чаще всего ребенок не совсем понимает, чего от него хотят. Мы уже говорили, что некоторые дети, у которых дизартрия, не ощущают положения своих артикуляционных органов. Потому и выполнить вашу команду не могут.

Для этого, сначала упражнения выполняйте перед зеркалом и в медленном темпе. Это поможет подключить визуальные «контролеры» за действием.

Еще рекомендую подключить осязательные рецепторы. Если вы хотите объяснить ребенку, чтобы он приподнял кончик языка, например, то коснитесь его платочком. Это может помочь объяснить, чего вы от него хотите.

  • Во-вторых, как я уже неоднократно говорил, упражнения должны иметь игровую форму. Используйте образы инопланетян или зверей, машин или растений. Все сгодится для придания упражнению элемента игры. Тут очень важно держать нить игры в своих руках. Постоянно поддерживайте игровую интригу.
  • И, в-третьих, хотя, наверное, это самое главное, поговорите с логопедом. Возможно, это упражнение было дано преждевременно. Может быть, есть другое упражнение, выполняющее то же действие, но с меньшей нагрузкой. То есть, держите постоянную связь с логопедом. Не стесняйтесь лишний раз обратиться к нему и проконсультироваться.
Не пытайтесь забегать вперед и объяснить дитяти всю последовательность артикуляционных движений. Вы этим не только не поможете ребенку, а только запутаете его. И запугаете. Все нужно делать поэтапно. Прежде, чем покорить Эверест, опытные альпинисты покоряют более низкие вершины. И ваши задачи должны быть конкретные и понятные. Я бы даже сказал – односложные. То есть, не: сначала сделай то, потом это, а уж потом вот такое. А так: сделай это. А теперь сделай вот это, и т.д. Такой порядок выполнения упражнений не только облегчит ребенку его понимание, но и укажет на то место в упражнении, о которое ваш ребенок «спотыкается».

Для того, чтобы у вашего ребенка быстрее появились ощущения от движения и положения речевого аппарата проводите с ним следующую игру. Пусть он «догадается», чем занят сейчас его язык? Или какой он: широкий, или узкий? А где сейчас «гуляют» губы? Понятно, что детям будет сложно, особенно вначале, найти правильный ответ на ваш вопрос. Но вы упростите игру. Пусть он имеет возможность задавать наводящие вопросы. Скажем два-три вопроса на одну загадку. Поверьте, такие «загадки» понравятся вашему ребенку. Тем самым повысится эффективность артикуляционных упражнений.

Заниматься артикуляционными упражнениями нужно каждый день. Для того, чтобы они приносили максимальный эффект достаточно уделять им не больше 10 минут. Ни в коем случае не доводите занятия до переутомления. Как только вы заметите, что движения ребенка становятся более вялыми и неточными, сразу прекращайте это упражнение.

Количество повторов каждого упражнения дело очень субъективное. Как мы уже поняли, перегружать мышцы артикуляционного аппарата нельзя. Это вам не бицепс и ни пресс, которые развиваются именно в период наибольшего напряжения. Здесь все гораздо тоньше и аккуратней. Количество подходов для вас определит логопед, но и ваша наблюдательность должна быть постоянный контролером.

Про положения, в которых лучше всего выполнять артикуляционную гимнастику, мы тоже уже разговаривали. Логопеды считают, что лучшее положение для занятий – это положение сидя. Спина прямая, тело расслаблено. За исключением занятий перед зеркалом, ребенок должен находиться напротив вас. Ведь он должен видеть ваши «показы». Поэтому в помещении должно быть светло и тепло. Иногда рекомендуется женщинам ярче подкрасить губы, чтобы ребенок более четко видел движения губ.

Ну, и несколько слов о важной составляющей любых занятий – эмоциональном настрое. Как ребенка, так и вас. Дети очень чутки к настроению родителей и поэтому вы уж постарайтесь всегда быть в форме. А для вашего малыша положительный эмоциональный настрой – залог положительного эффекта от занятий. И не забывайте это настроение поддерживать. Это достигается путем постоянной положительной оценки стараний ребенка. Только не «отделывайтесь» общей фразой: очень хорошо. Ребенок должен знать, что именно хорошо он делает.

Кстати, очень хороший и действенный метод воспитания ребенка сводится не к поощрению и наказанию, а к поощрению и не поощрению. Чувствуете разницу? Только, это не касается наших артикуляционных занятий. Здесь наша задача постоянно подогревать желание заниматься речевым аппаратом и улучшать свою речь. Про игровой метод занятий я вам уже все уши прожужжал. Но, что я могу поделать, если это действительно очень важно и полезно. А вот про соревнование я вам еще не говорил.

Да и как можно соревноваться, находясь дома наедине с ребенком. В детском садике другое дело, скажете вы. И я вам отвечу, что вы не совсем правы. Соревноваться можно и с самим собой. Например: за какое количество дополнительных вопросов ребенок определит местонахождение своего языка? Вначале это будет три, четыре, пять или больше вопросов. Но в дальнейшем ребенок может «бить рекорды» уменьшая череду вопросов. А за рекордом следует награда. Это вы тоже должны заранее продумать. Только очень важно это делать празднично и радостно.

Ключевые слова: дизартрия, артикуляционные упражнения

Еще рекомендуем:
Понимая всю сложность проблемы дизартрии, особенно при детском церебральном параличе, мы стараемся максимально помочь нашим пациентам. Невнятная речь. На нашем сайте находится бесплатная программа и описание методики работы с этой программой, которую может получить любой человек, страдающий дизартрией и нуждающийся в коррекции речи.

Для голосування організація висунула кілька спікерів, серед яких був і Віталій, який займається з програмою всього лише трішки більше двох тижнів. Заїкання: лікар О.Сухомлин про заїкання - Радість. Після закінчення демонстрації він займає місце кращого спікера, і стає лідером. Це досить висока мотивація для того, щоб займатися з мовою далі і зафіксувати вміння керувати своєю мовою на підсвідомості.

Учеными установлено, что основные мозговые структуры, отвечающие за речепродукцию, их пропорциональные отношения, в том числе и по полушариям головного мозга, закладываются в процессе внутриутробного развития плода. Задержки развития речи. Однако после рождения ребенка, в течение первого года его жизни, масса мозга увеличивается в 2,5 раза и продолжает расти в дальнейшем, правда не столь высокими темпами.

«Правильность» в выполнении упражнений

«Правильность» в выполнении упражнений.Лечение дизартрии
На протяжении последнего времени мы много говорили о различных гимнастиках и упражнениях, которые призваны помочь ребенку обрести правильную, хорошую речь. Ведь нормальная речь, это комплекс сложнейших артикуляционных движений, вернее, движений артикуляционных органов и системы дыхания. Оказывается, мало научить ребенка произносить тот или иной звук, хотя это ой как непросто. Гораздо сложнее научить его сочетать эти звуки в слова. А для этого нужно так «натренировать» артикуляционный аппарат, чтобы он был в состоянии быстро менять свое положение, перестраиваться и при этом действовать очень скоординировано.

Это как при обучении аккомпанементу на гитаре: каждый аккорд в отдельности вроде бы «берешь», а вот на то, чтобы научится играть мелодию нужно угрохать гораздо больше времени.

Чтобы «мелодия» речи звучала плавно и красиво необходимо выработать хорошую подвижность артикуляционных органов. А также речевые органы должны обладать достаточной силой. В общем, как мы уже не раз говорили, это сложный двигательный процесс, учиться которому ребенку приходиться несколько лет. Это здоровому ребенку. А в нашем случае все значительно сложнее. И то, что у здорового ребенка происходит «на автомате», у наших детей требует сознательной работы.

Для того, чтобы достичь нужного результата и придумана масса артикуляционных упражнений и гимнастик. Без них, увы, практически невозможно скорректировать речь больного дизартрией. Но эти упражнения нельзя применять бездумно. Ведь, отчего их так много? Да оттого, что все они придуманы для коррекции определенных двигательных недостатков речевого аппарата. Тренировать нужно только (!) те мышцы, которые не развиты должным образом. Только их, а не все вместе. На всякий случай. Мол, хуже не будет. Напрасно вы так думаете.

Упражнения должны быть очень конкретными, точными и целенаправленными. В каждом конкретном случае их может быть разное количество. Это может быть одно, или два упражнения, которые ваш ребенок должен научиться качественно выполнять. А может быть и десять. В каждом конкретном случае по-разному.

И сделать правильный выбор упражнений не поможет никакой Интернет или умная книга. Только опытный логопед! Я бы даже порекомендовал обратиться за консультацией не к одному, а к нескольким специалистам. Все мы люди. Все мы можем ошибаться. Только в вопросе лечения ребенка хотелось бы избежать любых ошибок. Поэтому, не спешите довериться первому «встречному» логопеду. Качество нынешних специалистов нужно перепроверить. Я прошу не обижаться грамотных и внимательных логопедов. Но ведь вы не хуже нас знаете, как учатся и получают дипломы сегодняшние специалисты.

Итак, мы усвоили, что подбирать упражнения для вашего ребенка будет логопед. Вы, конечно же, можете проконсультироваться с ним по поводу вычитанных где-то гимнастик. Но, не принимайте решение самостоятельно. Ваша задача сводится к тому, чтобы научиться у логопеда правильному выполнению этих упражнений. Помочь ребенку правильно выполнять движения. Под словом «правильно» подразумевается не только точность движения, но и плавность его выполнения, темп и сила. И, самое главное, устойчивый переход от одного движения к другому.

Давайте подробно разберем составляющие «правильного» выполнения артикуляционного движения.

  • Что следует понимать под словом – «точность»? Точность можно определить конечным результатом движения. Если в конце движения речевой орган окажется там, куда мы его и направляли. И еще, плюс к этому, он должен обрести (или сохранить) нужную форму.
  • Под словом «плавность» подразумевается не только речевое движение без толчков и подергиваний, но и отсутствие дрожания органа, которое указывает на излишнее напряжение мышц. И еще, если вы (или ваш ребенок) выполняете определенное артикуляционное движение, то при этом должны оставаться в покое другие части тела. Нельзя допускать никаких сопутствующих движений. Мы уже говорили, что иногда при некоторых упражнениях начинают двигаться пальцы рук или голова.
  • С «темпом» выполнения упражнений тоже есть некоторые нюансы. Логопед вам обязательно должен сказать, с какой скоростью надо выполнять то или иное упражнение. Обычно, все упражнения начинаются с более медленного темпа, чтобы ребенок хорошо прочувствовал артикуляционное движение. Потом темп обычно ускоряется. А в результате ребенок должен научиться управлять темпом упражнения. Вернее, темпом речевого движения.
  • Я в перечислении «правильных» качеств я упустил такое понятие, как «устойчивость». Здесь следует понимать способность удерживать речевую «позу» нужное время. Под речевой «позой», в данном случае, мы понимаем конечный результат движения речевого органа, чаще всего, языка.
  • И осталось у нас, как я написал, «самое главное» достижение артикуляционных гимнастик – устойчивый переход от одного речевого движения к другому. В этом плавном и достаточно быстром переходе и прячется чаще всего, секрет хорошей речи. Это та конечная цель, к которой направлены основные силы артикуляционной гимнастики.

И еще хочу напомнить вам один древний принцип, которого следует придерживаться при выполнении любых гимнастик и упражнений. Это диалектический принцип: от менее сложного, к более сложному. То есть, должна присутствовать определенная последовательность в «нагрузке». Любое сложное движение должно быть подготовлено более простыми.

Ключевые слова: дизартрия, упражнения

Еще рекомендуем:
Мы занимаемся, в том числе, модификацией речи. Если у ребенка стертая речь. При помощи программных фильтров речь улучшается — признаки дизартрии и спазмов (неравномерность речи по интенсивности, разрывы речи, неравномерный темп и другие недостатки) устраняются компьютерной программой в реальном времени.

Хочу розповісти про один з випадків, який стався із Сичовою Тетяною, 27 років, з міста Харкова, яка приїхала до нас наприкінці 2005 року і придбавши програмний комплекс, почала вдома займатися. Заїкання: лікар О.Сухомлин про заїкання - Налаштування. Займаючись тиждень, у неї зовсім не виходило підняти високу форманту голосу вище 30%. Консультації по телефону по налаштованою комп'ютера результату не дали. Було ще кілька звернень, після яких я порекомендував змінити звукову карту.

Часто маленькие дети не понимают, что от них хотят, а некоторые вообще боятся наушников и микрофона. Лечение заикания у детей. В этих случаях с лечением лучше подождать, но эти вопросы решает врач на консультации.

Читатели «Дизартрия news»