четверг, 29 января 2009 г.

Формируем речевое дыхание у дошкольника

Формируем речевое дыхание у дошкольника
Некоторые люди, следящие за этими публикациями в интернете, могут удивиться: и зачем это я уделяю так много времени такому «простому» вопросу, как дыхание. Ну, сказал один раз – и хватит. Если бы жизни было все так просто: сказал один раз – и хватит. И часто у вас так случается? Или как и большинство, с ближайшего понедельника начинаете новую жизнь? Делаете утреннюю зарядку? После шести часов вечера на кухню ни ногой?

Здоровому человеку можно «и хватит». Но на наших страницах речь совсем о других людях. О наших детях, у которых существует речевая проблема. И я буду продолжать искать материалы, и доносить их до глаз родителей.

Вы знаете, что нарушение речевого дыхания специалисты наблюдают практически во всех случаях речевой патологии? Не только у детей с дизартрией, но и у тех, у кого заикание, алалия, ринолалия и т.д.


Дело даже не в нарушении речевого дыхания, а в его несформированности. Ведь физиологическое дыхание и речевое дыхание, это не одно и то же. Речевое дыхание начинает формироваться у вашего малыша вместе с развитием речи. То есть с момента гуления и лепета, и заканчивается, обычно, к десяти годам. Но это, оговорюсь, у здоровых детей. В нашем случае все сложнее.

Мы не можем полагаться на естественное развитие у ребенка речевого дыхания. Нам нужна специальная методика, с помощью которой возможно было бы обучить ребенка правильному дыханию. В последнее время такая методика появилась. Во всяком случае, так утверждает ее автор Хатнюкова (Шишкова) Т. Г. Она (методика) позволяет детям с дизартрией обрести нормальный голос и выразительную интонационную окраску.

Согласно этой методике основное время в коррекции речевого дыхания отводится развитию легких (увеличению объема вдыхаемого воздуха) и формированию грудобрюшного типа дыхания. В принципе, и другие методики рекомендовали то же самое. Посмотрим, что нового предлагается в данном методе.
Опытным путем нами было выявлено, что быстрые вдохи через нос осуществляются благодаря быстрому сокращению диафрагмальной мышцы, эти дыхательные движения развивают ее подвижность (лабильность), то есть мышца получает способность быстро переходить из одного состояния в другое (сокращение – расслабление).
В тренировке диафрагмальной мышцы тоже нет ничего принципиально нового. Без развития этой мышцы диафрагмального дыхания не получишь. Читаем дальше.
Нами опытным путем установлено также, что у детей один быстрый вдох через нос дает недостаточный объем вдыхаемого воздуха. Достаточный объем воздуха в легких создается, по нашей методике, благодаря осуществлению двух быстрых вдохов следующих один за другим без перерыва на выдох.
Так вот в чем собака зарыта? В двух коротких вдохах носом? Именно таким образом автор предлагает плавное увеличение объема легких? Вы спросите, а почему нельзя делать один глубокий вдох ртом? Потому, что это может вызвать гипервентиляцию легких, которая приводит к парадоксальному кислородному голоданию мозга с явлениями гипоксии. А вот это уж точно нашему ребенку не нужно.

Запомнили ноу-хау данного метода? Два быстрых вдоха через нос (без паузы) и один свободный выдох. Таким образом автор метода решает две задачи: увеличивает объем легких и тренирует диафрагмальную мышцу. Плюс обретается автоматизация грудобрюшного дыхания.

Далее автор метода рекомендует обратиться к уже известной нам парадоксальной дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой. Почему именно к ней? Потому, что в упражнениях, предлагаемых Стрельниковой, постоянно участвует голова. Не в смысле мыслительного процесса, что никогда не помешает, а в смысле изменения ее положения, что в свою очередь тренирует тонические шейно-лабиринтные рефлексы. Так уж мы устроены, что для того, чтобы повернуть голову нужно поработать и межреберными и косыми мышцами живота. Вот уж, воистину, живот командует головой.

Но не только "голову" автор «арендует» у парадоксальной гимнастики. Все остальные части тела тоже. Дело в том, что Стрельникова придумала, как с помощью своей гимнастики тренировать дыхательную мускулатуру. Она ставит грудную клетку в очень затруднительное положение: в момент вдоха сжимает ее или руками, или наклоном туловища. Отсюда и отличный результат.

Автор метода предлагает обратить внимание на зависимость речевого дыхания от интонационного характера речи. Действительно, почти всегда «планируем» вдох на интонационную паузу. Если предложение короткое, то там можно обойтись без «планирования». Если же оно длинное, то мы ищем логически завершенную фразу, и после нее делаем вдох. То есть, речевое дыхание пристраивается к интонационной и ритмической структуре речи. Замечательную фразу сказали по этому поводу на американском образовательном сайте компании Каплан: «во время речи ритм дыхания следует за ритмом мышления».

В последующих статьях мы подробно разберем упражнения данной методики Хатнюковой (Шишковой) Т. Г. Пока же мы нашли только одно «новенькое» . И это не мало. Особенно, если окажется действенным.

Так уж сложилось, что я давно перестал верить «на слово». Особенно в интернете. Уж как только авторы не расписывают свои достижения (я не говорю о Хатнюковой (Шишковой) Т. Г.), а на деле все сводится к тому, чтобы сделать себе имя на рынке оказания помощи страждущим. Время покажет, кто чего стоит.

Ключевые слова: дизартрия, речевое дыхание

Еще рекомендуем:
Основные представительства: Москва, Санкт-Петербург, Таганрог (Азовское море), Киев (Украина), Севастополь (Черное море), Вильнюс (Литва). Адреса, где лечат дизартрию и заикание. Центр Коррекции Речи проводит жесткий отбор специалистов среди врачей и логопедов.

Я могу дать телефон или адрес только в том случае, если человек сам разрешает давать свои данные. Очерк 1 о заикании. Вылечился. Одним из таких пациентов есть Александр Виноградов, который был у нас в конце 2005 года. Он пришел на лечение, имея только ту информацию, которую прочитал в объявлении газеты и также информацию, которая была дана по телефону.

Отчего же зависит темп речи? Только ли от врожденных факторов? Темп и скорость речи. Давайте разбираться. Для начала надо сказать, что темп речи зависит от скорости продуцирования речи. То есть от скорости, с которой мозг придумывает что сказать, дает команду артикуляционному аппарату, который и воспроизводит задуманное.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»