суббота, 31 января 2009 г.

Второй этап формирования речевого дыхания. Комплекс 1

Второй этап формирования речевого дыхания. Комплекс 1
Второй этап формирования речевого дыхания у дошкольника посвящен упражнениям, которые нам известны, как парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Если говорить точнее, то интерпретация этой гимнастики с учетом предложений Т. Г. Хатнюковой (Шишковой). Цель второго этапа определяется как дальнейшее развитие уже обретенного ребенком грудобрюшного типа дыхания. Плюс к этому данные упражнения должны помочь увеличить объем вдыхаемого воздуха.

Автор методики предлагает три комплекса специальных упражнений, которые, примерно, за три с половиной месяца должны решить эту задачу. При выполнении упражнений особое внимание следует уделить вдоху (именно здесь и спрятано ноу-хау).

Сегодня мы познакомимся с первым комплексом этих упражнений. Именно он и познакомит нас со специальным вдохом при выполнении определенных движений. В комплекс входит пять упражнений, которые необходимо выполнять по следующей схеме:
  • сначала осваивается первое упражнение;
  • потом осваивается второе;
  • прежде, чем перейти к третьему на повторить первые два;
  • чтобы перейти к четвертому надо повторить первые три;
  • в заключении выполнять все пять.
Теперь давайте научим ребенка «правильно» вдыхать воздух для выполнения упражнений. Вдох должен быть коротким и шумным. Ребенку предлагается «превратиться» в собаку и показать, как она обнюхивает предметы. Если у вас нет собаки, то придется на время самому в нее «превратиться», чтобы объяснить ребенку, чего от него хотят.

А дальше вы учите ребенка выполнять «сдвоенный» вдох. Для того, чтобы ребенок понял, чего от него хотят, во-первых, можно ему это показать, а во-вторых, можно предложить ему делать вдохи по вашей команде. И еще одна рекомендация автора относится к «месту действия». Упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнения. А про то, что упражнения нужно выполнять в игровой форме я уже и говорить устал. А вы слушать.

Упражнения нужно выполнять по три – четыре раза. Это в начале. Со временем количество повторов довести до двенадцати.

Упражнение № 1.

Исходное положение: стоя у зеркала. Ребенок стоит прямо, голова чуть приподнята, руки в боки – этакая уверенная стойка. Ноги на ширине плеч. Настроение отличное.

Суть упражнения: «Превратится в щенка» и принюхиваться. То есть совершать два коротких шумных вдоха носом и один произвольный выдох.

Выполнение упражнения. Кажется, как просто. На самом же деле, все гораздо сложнее.
Как только вы попросите ребенка превратиться в щенка, как он тут же начнет приседать на четвереньки и вилять воображаемым хвостиком. Нам же нужно, чтобы ребенок выполнял это упражнение стоя. И не просто стоя, но в указанном исходном положении.
Естественно, что без показа здесь не обойтись. Так что и вам предстоит стать на время щенком, у которого может двигаться только лицо. Ни плечи, ни голова, ни руки.
Так и быть, разрешаю подвигать носом и глазами. Поморщить нос, как будто унюхали что-то неприятное. Или наоборот, приятное.
Короче, придумывайте, что хотите. Главное, чтобы ребенок выполнял два коротких вдоха и один выдох.
Имейте в виду, что это упражнение «базовое». Именно сейчас мы учим ребенка «правильно» вдыхать, чтобы в дальнейшем у нас уже не возникало с этим проблемы.

Предупреждение.
Внимательно следите, чтобы у ребенка не возникала гипервентиляция легких. Напоминаю, что гипервентиляция – это перенасыщение крови кислородом и вымывание из нее крайне необходимого углекислого газа. Гипервентиляция возникает при глубоком и частом дыхании. Поэтому «наш» вдох не глубокий, а два коротких. Следите, чтобы ребенок правильно делал вдохи. А то некоторые дети вместо двух коротких вдохов выполняют два глубоких. А это неправильно и опасно.
Упражнение № 2.
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнить два коротких шумных вдоха носом, при этом поворачивая голову влево. Потом вернуть голову в исходное положение вместе с выдохом. Следующие два коротких шумных вдоха носом сопровождают поворот головы направо. И опять возвращение головы в исходное состояние с одновременным выдохом.

Выполнение упражнения. Я думаю, что для выполнения данного упражнения особых объяснений не требуется. Главное придумайте, зачем щенок выполняет такие движения. Что он таким образом «вынюхивает».
Упражнение № 3.
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, за исключением рук. Они находятся в опущенном, расслабленном состоянии, а не на поясе.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнить два коротких шумных вдоха носом, при этом поднять свою ведущую (в зависимости правша ребенок или левша) к уху. Голова же при этом поворачивается в противоположную от руки сторону. То есть, если ребенок поднял правую руку, то голова при этом должна повернуться влево. Потом голова возвращается в исходное положении вместе с выдохом.

Выполнение упражнения. Опять-таки, оправдайте это движение в игровой форме. Ну, руку, поднимающуюся к уху можно оправдать телефонным звонком. А уж поворот я оставляю для вашего воображения.
Упражнение № 4.
Исходное положение: то же, что и в первых двух упражнениях. То есть руки на поясе, ноги на ширине плеч, плечи расправлены, голова смотрит прямо.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнить два коротких шумных вдоха носом, при этом поднять голову вверх. Потом голова возвращается в исходное положении вместе с выдохом.

Выполнение упражнения. Игровое «оправдание» упражнение полностью оставляю за вами.
Упражнение № 5.
Исходное положение: Ребенок стоит прямо, голова чуть приподнята, руки в боки – этакая уверенная стойка. Ноги на ширине плеч. Настроение отличное.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнить два коротких шумных вдоха носом, при этом наклонить голову к правому плечу. Потом голова возвращается в исходное положении вместе с выдохом. Следующие два коротких шумных вдоха носом сопровождают наклоном головы к левому плечу. И опять возвращение головы в исходное состояние с одновременным выдохом.

Выполнение упражнения. Игровое «оправдание» упражнение опять-таки полностью оставляю за вами.
Вот мы и познакомились с первым комплексом специальных упражнений. Оценка за вами.

Ключевые слова: дизартрия, дыхательные упражнения

Еще рекомендуем:

Неврологические методы. Медикаментозное торможение (фенибут, транквилизаторы, противосудорожные препараты и т.д.). Ранее известные методы лечения заикания. Седативные (успокаивающие) отвары и настойки трав. Физиотерапевтические процедуры - тормозные методы.

Після тривалих неполадок з технікою Таня не відмовилась працювати , ідучи до переможного кінця. Звичайно ж, я завжди підтримую таких людей. Зараз вона розмовляє як диктор телебачення. Нарис про заїкання 3. Налаштування. Людина може виправити будь-яку проблему, якщо це можливо логічно і є власне бажання. Але, хочу зазначити, що у більшості випадків комп'ютери працюють добре, і програма налаштовується досить швидко.

Итак, почти все знают, каким богатством они обладают в … «лице» голоса. Особенно если этот голос огранен низким тембром. При потере голоса. Но жизнь полна неожиданностей, и не всегда приятных. У вас в ближайшее время важные переговоры, а вы потеряли голос. Что делать?

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»