вторник, 20 января 2009 г.

Снимаем напряжение с мышц

Дизартрия. Снимаем напряжение мышц
Мы уже говорили, что при псевдобульбарной дизартрии наблюдается значительное повышение мышечного тонуса в некоторых частях артикуляционного аппарата. И прежде, чем начинать какие-либо занятия с ребенком надо расслабить эти мышцы. Надо постараться снять эти напряжения. Расслабить речевой аппарат.

Как это делать с более-менее взрослыми детьми мы уже говорили. А вот как снять спастическое напряжение у младенца? В богатом опыте логопедических находок на этот случай есть несколько приемов и упражнений. Давайте учиться.

Для начала нужно подобрать то положение, в котором младенец менее всего напряжен. Особенно его мышцы лица, языка и шеи. Чаще всего это положение лежа на столе. Естественно, на стол нужно подстелить теплую и мягкую ткань, чтобы ребенок ощущал себя комфортно, а не испытывал дополнительного раздражения.

Начнем с того, как можно расслабить мышцы шеи вашего ребенка.
  • Положите его на спину так, чтобы голова немного свешивалась со стола. Левой рукой поддерживайте голову малыша снизу, а второй рукой начинайте выполнять головой круговые движения. Только не очень большой амплитуды. Помните, что ваша цель расслабить мышцы шеи. Движения производите сначала по часовой стрелке, а потом в противоположную сторону.
  • Можно еще выполнить такое упражнение. Ребенок находится в том же положении, что и в предыдущем случае, т.е. голова свешивается с края стола. Но она опирается не на вашу руку, а на заранее подготовленную дощечку (покрытую мягкой тканью). Упражнение заключается в том, что мы двигаем дощечку из стороны в сторону, тем самым снимая мышечные зажимы.
  • Следующее упражнение можно выполнять и в положении ребенка: лежа на животе. Голова так же немного свисает со стола. Лоб ребенка опирается на подготовленную дощечку. Выполняя боковые движения, мы также расслабляем мышцы шеи.
  • Простые поглаживания тоже приносят положительный расслабляющий эффект. Можно просто поглаживать шею сверху вниз ладонями рук. А теперь удлините амплитуду движения. Начните поглаживание сверху от околоушной части лица, а заканчивайте в районе подмышек. Или начните движение с затылочной части и ведите ладони (или кончики пальцев) по боковым сторонам шеи до подмышек.
  • Знайте, что расслабление мышц шеи очень часто расслабляет мышцы корня языка.
Не надо делать все перечисленные упражнения. Достаточно выбрать из них одно или два, которое понравится вашему малышу и будут иметь хороший результат.

Следующий объект нашего расслабляющего воздействия – это лицо.
А процедура, с помощью которой мы это воздействие произведем – массаж.
  • Ребенок находится на том же столе лежа на спине. Естественно, ноги его будут находиться в согнутом состоянии (как обычно). Мы должны согреть свои пальцы интенсивным потеранием ладоней одна о другую. Личико вашего малыша прямо перед вами. Начинайте делать кончиками пальцев легкие поглаживания от центра лба к вискам, тем самым, принося ребенку массу положительных эмоций. «Пройдитесь» таким образом по всему лбу.
  • А теперь изменим направление движения кончиков пальцев. Теперь они будут двигаться от бровей к волосам, то есть перпендикулярно предыдущим движениям.
  • И последнее направление движения пальцев: от середины лба огибая глаза, по щекам вниз, к шее и плечам.
Движения должны быть четкие и точные. Чтобы расслабить мышцы не стоит захватывать все области лица. Делайте упражнение именно так, как указано.

Теперь сосредоточим свое внимание на мышцах губ.
Ребенок лежит на спине в том же положении. Только голова опять немного свешивается назад.
  • Располагаем указательные пальцы посередине между уголками рта и серединой верхней губы. Нашли эти серединки? Молодцы. Наша дальнейшая задача сдвигать и раздвигать указательные пальцы. При этом верхняя губа будет то собираться в складочку, то растягиваться. Потом перемещаем указательные пальцы на нижнюю губу и проделываем то же упражнение.
  • Дальше наши указательные пальцы меняют направление движения с горизонтального на вертикальное. То есть теперь мы перемещаем верхнюю губу вверх, открывая десны. А нижнюю губу, соответственно будем двигать вниз.
  • Не забывайте разговаривать с ребенком и выполнять упражнения с улыбкой и с прибаутками.
  • Указательные пальцы размещаем в уголках рта ребенка. Наша задача растягивать губы малыша в улыбку. Это первая фаза упражнения. А во второй фазе выполняем обратное движение, то есть, приближаем уголки рта к центру.
  • Упражнения можно выполнять как при открытом состоянии рта, так и при закрытом. Таким образом, мы стараемся снять напряжение с губ. Хороший результат будет виден по нормальному положению губ.
Нам осталось расслабить мышцы языка.
  • Мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому, если ребенок открывает рот, опуская нижнюю челюсть, автоматически расслабляется спастически приподнятый язык.
  • Мы уже говорили, что для того, чтобы расслабить какую-либо мышцу, ее для начала нужно ощутить. Чтобы ваш малыш понял, что от него хотят, положите на его язык кусочек бинта. Ребенок сразу ощутит инородное шершавое тело и поймет, что именно от него хотят. Подключите визуальный ряд, пусть он в зеркале увидит, что у него находится на языке.
  • А потом все будет сводиться к тому, чтобы он научился отличать расслабленный язык, он напряженного. И это приблизит его к устранению спастичности.
  • И еще один способ расслабления спастичного языка. Положите ребенка на живот. Пусть он откроет рот, а вы стерильным бинтом захватите его язык. Начинайте двигать языком ребенка из стороны в сторону. Только очень аккуратно, не причиняя ребенку боли. Говорите ребенку, что вы делаете. Пусть он смотрит на это упражнение в зеркало. Со временем уменьшайте усилия для движений языка. Ребенок начнет потихоньку сам выполнять эти движения.

Ключевые слова: дизартрия, расслабление мышц

Еще рекомендуем:
Начало изучения заикания как одной из форм невроза было положено опубликованием в 1889 году И.А. Сикорским результатов многолетних исследований по проблеме диагностики и лечения этого вида речевого расстройства, названного автором логоневрозом, впоследствии также получившим наименование "невроз Сикорского". Психотерапия заикания. В своей работе автор впервые подробно описал внешние проявления различных неврологических вариантов логоневроза.

Коли до мене звертається пацієнт із питанням, чи можна поговорити з людиною, яка вже вилікувалась, то згідно деонтологічної точки зору я не маю права давати адресу або телефон людини, яка лікується або вилікувалась. Нариси про заїкання. Вилікувався. І можу дати телефон або адресу тільки в тому випадку, якщо людина сама дозволяє давати свої дані.

Какой вывод можно сделать из процитированного изречения ученого? Что голос рождается не в голосовых связках? Это мы вроде и так знаем. Альтернативная теория голоса. Место рождения звука, по утверждению Грузинова – бронхиальная система.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»