пятница, 23 января 2009 г.

Тест на готовность к школе

В предыдущей главе (если можно так сказать), речь шла о выявлении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Сейчас я хочу познакомить вас с методикой, с помощью которой можно проверить уровень готовности ребенка к школе. И не только.

Это методика Керна-Йирасека, которая состоит их трех заданий. Нас с вами больше интересуют второе и третье задание, так как они затрагивают развитие тонкой моторики руки. А как мы уже знаем, этот фактор является одним из показательных, для определения дизартрии.

Что нам нужно для проведения теста?
Прежде всего, лист бумаги размера А-4, то есть обычный офисный лист бумаги. Одну сторону этого листа мы оставим чистым. На этой стороне ребенок будет выполнять первое задание. А вторую разделим на две равные части. Пополам. В одной половинке напишем прописью какое-нибудь слово. Например, имя ребенка. А на второй половине нарисуем десять точек в определенном порядке. Например, как располагаются кнопки с цифрами на мобильном телефоне. Образец письменного слова и точки мы расположим с левой стороны, оставив правую сторону для выполнения заданий.
Вот, собственно, и все приготовления. И еще один совет. Ребенок не должен быть усталым или раздражен. Выберите момент, когда он будет в хорошем бодром настроении.
Задание № 1.
Попросите ребенка нарисовать на чистой стороне листа человека. Пусть это будет мужчина. Какой это будет мужчина, в чем одет – все это решает сам ребенок. Время на рисование ограничивать не надо.
Задание № 2.
Покажите ребенку написанное вами слово на второй стороне листа. Объясните ребенку, что вы здесь написали слово. Скажите, что он еще не умеет писать, так как не ходит в школу. Но пусть он внимательно посмотрит на написанное, и попробует написать такое же слово. Рядом написать, на пустом месте. Опять-таки, время на выполнение задания не ограничено.
Задание № 3.
Покажите ребенку нарисованные вами точки. Пусть он нарисует рядом такие же. Пусть не спешит и будет внимательным.
Вот и все «задачки». А теперь давайте поговорим о том, как расшифровать выполненные ребенком задания.
Оценка «творчества» ребенка должна быть в пределе от 1 до 5. Причем пятерка – это самая нехорошая оценка. Соответственно единица – отличная. Ниже я приведу рисунки и описание оценки из чешского издания книги Ярослава Йирасека «Диагностика школьной зрелости». В книге приводится образцы детских рисунков и оценка, которую за эту работу дали специалисты.
Трактовка выполнения задания.
Задание № 1. Ребенок нарисовал мужчину, в силу своих умений и видений.
Test na gotovnost k shkole 1
1 балл.
Чтобы получить столь высокую оценку изображенный мужчина должен иметь туловище, руки и ноги. И, конечно же, голову, с глазами, носом, ртом и ушами. На голове должны быть волосы или головной убор. И шея должна быть пропорционально изображена. На руках, вернее на кистях рук, должны иметься пальцы. То есть, чем подробнее нарисована фигура, тем более высокой оценки она достойна. И самое главное, что фигура должна быть изображена синтетически, то есть, когда все части тела «связаны» между собой, как бы перетекают одно из другого. Особое место я бы уделил пальцевой моторике ребенка, позволившей ему четко изобразить мелкие детали.
Вывод: Этот рисунок говорит о высоком интеллектуальном уровне ребенка. И естественно, о его готовности к школе.
2 балла.
Второй рисунок тоже хорош. От первого он отличается не совсем пропорциональным туловищем и большей схематичностью изображения. Вы видите, что на этом рисунке отсутствует синтетичность изображения? Руки и ноги «пририсованы» к туловищу, а не являются его частью. Для получения этой оценки ребенок может не дорисовать шею, палец или волосы, но на лице изображенной фигуры должны быть нарисованы все органы.
Вывод: Автор этого рисунка тоже готов в школе, но ему нужна будет помощь родителей.
3 балла.
Специалисты оценивают этот рисунок, как ниже среднего. Вроде имеются все части тела, и руки синтетически «крепятся» к туловищу, и кисти рук присутствуют. Но полностью отсутствует шея, ступни ног, уши и волосы.
Вывод: Ребенок в школу не готов. Увы. Родителям рекомендуется больше читать ребенку. Просите его пересказывать услышанное. Пусть он больше занимается лепкой из пластилина, собирает конструкторы и пазлы. То есть следует развивать мелкую моторику рук.
4 балла.
Естественно, это низкий уровень. Рисунок примитивен. Узнать человека на рисунке можно, но говорить о «подробном» видении малыша не приходится.
Вывод: О школе не может идти речи. Налицо отставание в развитии интеллекта и мелкой моторики рук.
5 баллов.
Очень низкий уровень рисунка. Назвать изображенное существо человеком нельзя.
Вывод: Обратитесь к психоневрологу. Налицо отставание в психическом развитии ребенка.
Задание № 2. Срисовывание письменных букв.
Test na gotovnost k shkole 2
1 балл. Очень удовлетворительное срисовывание. Учтена и высота заглавной буквы. Ребенок выделил три отдельных слова. Соблюдена горизонтальность изображения.

2 балла. Разборчивость изображенных букв налицо. Отсутствует горизонтальность изображения и не соблюдена величина букв.

3 балла. Разборчивость букв гораздо хуже. Горизонтальность изображения отсутствует. Можно заметить разделение «текста» на две части.

4 балла. Похожи только две буквы. Разделения и горизонтальности нет.

5 баллов. Сами все видите. Копирования нет вообще.

ЗаданиеTest na gotovnost k shkole 3 № 3. Копирование группы точек.
1 балл. Почти точное совпадение с оригиналом. Уменьшение рисунка допустимо. Увеличение тоже, но не большое. Рисунок параллелен с образцом.

2 балла. Количество точек соответствует образцу. И расположение точек тоже. Можно допустить отклонение трех точек.

3 балла. Рисунок похож на образец. Размер рисунка не превышает образец вдвое. Точек не должно быть больше 20 и меньше 7. Можно допустить поворот рисунка.

4 балла. Рисунок совсем не похож на образец. Но он состоит из точек.

5 баллов. Копирования нет вообще.

Теперь подсчитайте балы, набранные вашим ребенком за три задания. Если ребенок наберет от 3 баллов до 9 – это значит, что он готов к школе.
Это тестирование должно стать поводом для повышенного внимания к ребенку.

Ключевые слова: психологическое тестирование ребенка

Еще рекомендуем:
Основные представительства: Москва, Санкт-Петербург, Таганрог (Азовское море), Киев (Украина), Севастополь (Черное море), Вильнюс (Литва). Адреса, где лечат заикание. Лечение заикания на Черном море и дельфинотерапия.

Досить часто пацієнти запитують, як ми можемо вилікуватись, коли нам сказала наша логопед, що заїкання не лікується. Нарис про заїкання. Зрозумів. Мені таким пацієнтам доводиться пояснювати суть анатомічних утворень у корі головного мозку, а також суть їхньої фізіологічної роботи. І все ж це лише знання.

В одном старом-старом фильме начинающая певичка (именно певичка, потому как глупая) улучшала свой голос, поглощая десятками сырые яйца. Забота о голосе. Любой здоровый человек от такого количества съеденных яиц закукарекал бы, а ей хоть бы что. Не действуют яйца на бесталанных. А на талантливых? Как ни жаль, но тоже.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»