четверг, 22 января 2009 г.

Выявление речевых нарушений

Выявление речевых нарушений
Устранить речевые нарушения довольно непросто. Это уже понятно всем, иначе бы мы так долго об этом не говорили. И я не в первый раз повторю, что чем раньше речевое нарушение будет выявлено, тем больше шансов на успешное излечение и коррекцию.

Какими критериями надо пользоваться родителям, чтобы на самой ранней стадии определить, что у ребенка не все в порядке? Давайте разбираться.

  • Первый и самый простой способ диагностики речевого расстройства у вашего ребенка можно назвать «сравнительный». То есть, надо сравнить речевое развитие ребенка с его ровесниками. Мамы часто гуляют со своими маленькими детьми и делятся «достижениями» своих чад. Так вот, если у нескольких сверстников вашего малыша речевых навыков гораздо больше – стоит обратить на это внимание.
  • Вы начали замечать, что малыш не реагирует на ваши слова. Понятно, что дети часто заигрываются и не «слышат» голоса мамы, которая зовет его кушать. Но возможно и другое объяснение такому поведению. Ребенку трудно произносить слова или отдельные буквы и он, чтобы уйти от трудностей, делает вид, что не слышит. То есть защищается доступными ему способами. Обратитесь к логопеду и он сможет дать точный ответ: лукавит ваш ребенок или нет.
  • Возможна и еще одна схема «странного» поведения. Обычно, нормально развивающиеся дети общаются с родителями в определенном ритме и по определенной схеме. То есть, когда говорит один, второй слушает и молчит. И наоборот. То есть, присутствует своеобразная очередь на высказывание. Иногда случается так, что родитель и ребенок не «совпадают» в такой очередности и ритме. Это не доставляет удовлетворения ни ребенку, ни его собеседнику. И тогда ребенок может отказаться от общения, то есть ему трудно обретать навык «очередного» общения и он замыкается в своем мире. Опять-таки, опытный специалист сможет «разрулить» эту ситуацию.
Давайте сразу оговорим такой момент, что у ребенка нет проблемы со слухом. То есть, врач отоларинголог не находит слуховых проблем.
  • Одним из выразительных критериев дизартрической проблемы у вашего ребенка является плохая пальчиковая моторика. Другими словами, ваш малыш не справляется с некоторыми бытовыми и игровыми задачами, связанными с точной работой пальцев. И пуговицу застегнуть он не может, и шнурки завязать для него непреодолимая проблема. Поэтому, если вы заметили за своим ребенком такой «грешок» - есть повод сходить к логопеду.
  • Ну, и естественно сама речь ребенка красноречиво указывает на речевые проблемы. И здесь, в первую очередь, проявляются «недоработки» артикуляционного аппарата. Некоторые дети выбрасывают буквы из слова, или заменяют их другими. Почему? Ответ только один: они сталкиваются с трудностями, когда пытаются произнести «те» буквы. И решают эту проблему путем наименьшего сопротивления. Объявляют эти буквы несуществующими.
Так устроена детская психика.

Я помню, как сын моего институтского друга решил проблему большого количества чужих людей (когда мы с друзьями завалились к ним в гости). Он закрыл глаза и «удалил» нас из своего сознания. Раз не вижу – значит, этого нет. И так с закрытыми глазами родители и увели его в соседнюю комнату. Так и в нашем случае. Труднопроизносимую букву можно объявить несуществующей в собственном мире. И все. Нет ее.
  • И последнее, на что следует обращать внимание (конечно, не в последнюю очередь) – это трудности в речедвигательном аппарате. Или рот плохо открывается. Или слюна постоянно выделяется из уголка губ. Или спастический зажим языка. Или судорожные мимические движения. Все это говорит о том, что просто наблюдать за этим нельзя. Само это не пройдет. И рассчитывать на то, что ребенок перерастет эти проблемы ни в коем случае нельзя.
Если ребенок посещает детское дошкольное заведение, то там специалисты должны обратить внимание на речевые нарушения. И подсказать вам, что нужно делать. Но это в идеальном случае. На самом же деле, ответственность за судьбу ребенка лежит только на вас. И эту ответственность нельзя переложить на чьи-нибудь плечи. Такова родительская ноша.

И даже когда логопед начнет заниматься с вашим ребенком, даже в этом случае от вас зависит очень многое. Роль родителей здесь колоссальная. Логопед только на занятиях будет обучать ребенка определенным упражнениям. А вот обретение речевых навыков ваша задача. Ежедневное, ежеминутное общение с ребенком превращается в часть терапевтического процесса. Только в этом случае можно рассчитывать на успешный результат.

Желательно решить речевые проблемы ребенка до школы. Все отлично понимают, с какими трудностями может столкнуться ребенок, когда он придет в школу с дефектом речи. Школьный мир очень часто бывает жесток к таким ребятам. Но если уж так случилось, что не удалось до школы скорректировать дефекты речи, ребенок должен быть готов войти в этот мир.

Естественно, в школе тоже есть логопеды, задача которых помочь ребенку в обретении артикуляционных навыков. Но рассчитывать на то, что школьные логопеды вернут ребенку нормальную речь, не приходится. И не потому, что они этого не умеют. Вопрос в другом. Школьный специалист только укажет направление, в котором нужно двигаться и подскажет приемы и упражнения. Остальное за семьей.

К старшим классам многие дети «свыкаются» со своей речью и даже находят преимущества в этом. Их лишний раз не спрашивают, не вызывают к доске. То есть относятся к ним со снисхождением. Это, с одной стороны, опасная тенденция. Как только ребенок смирился – устранить дефект будет практически невозможно. С другой же стороны, ребенок обрел внутренний (хоть и зыбкий) покой. Хотя, какой это «покой», мы с вами отлично понимаем.

Я расписал довольно мрачную картину. На самом деле, многие дети устраняют дефекты речи и не страдают от них. И это должно вооружить вас уверенностью и оптимизмом.

Ключевые слова: речевые нарушения

Еще рекомендуем:
Власти штата Айова должны выплатить около миллиона долларов шести пожилым людям, которые подали иск в связи с тем, что их в детстве использовали в эксперименте по стимулированию заикания. Бесчеловечный эксперимент. Заикание.В течение полугода в 1939 г. ученые из университета Айовы, проводившие этот эксперимент, подвергали детей-сирот различным унижениям. В ходе этого исследования проверялась теория о том, что психологическое давление вызывает заикание.

Коли до мене звертається пацієнт із питанням, чи можна поговорити з людиною, яка вже вилікувалась, то згідно деонтологічної точки зору я не маю права давати адресу або телефон людини, яка лікується або вилікувалась. Нариси лікаря. Вилікувався. І можу дати телефон або адресу тільки в тому випадку, якщо людина сама дозволяє давати свої дані.

Часто маленькие дети не понимают, что от них хотят, а некоторые вообще боятся наушников и микрофона. Лечение логоневроза у детей. В этих случаях с лечением лучше подождать, но эти вопросы решает врач на консультации.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»