воскресенье, 25 января 2009 г.

Взрослая дизартрия

Взрослая дизартрия
Мы столько времени уделили причинам возникновения и коррекции дизартрии у детей, что невольно возникло чувство неловкости перед взрослыми. Как будто их беда не заслуживает столь пристального внимания. Конечно же, это не так. Просто с детьми все гораздо сложнее. Сложнее потому, что дети сталкиваются с этой проблемой, вообще не умея говорить. Не имея речевого навыка, не имея развитого речевого аппарата. Да и вообще, не умея говорить и понимать сказанное.

В этом плане с взрослыми проще. У взрослых дизартрия не разрушает восприятия речи на слух. Как человек слышал и понимал сказанное, так и после обретения дизартрии он все понимает. И читает так же, как читал раньше. И на его письменных способностях болезнь не отразилась. Изменилась речь.

Но давайте, поговорим обо всем по порядку. Для начала давайте ответим на вопрос: что может вызвать дизартрию у взрослого человека?
Ну, во-первых, это инсульт (нарушение кровообращения в головном мозге). Это самая распространенная причина дизартрии у взрослых.
Среди прочих причин можно назвать сосудистую недостаточность, воспаления и опухоли головного мозга, болезнями Альцгеймера (дегенеративным заболеванием центральной нервной системы), Паркинсона (хроническим прогрессирующим дегенеративным заболеванием центральной нервной системы), Хантингтона (генетическим заболеванием нервной системы). В этот список можно добавить рассеянный склероз и астенический бульбарный паралич.
Гораздо реже дизартрия возникает в результате травм головы, отравлений (свинцом или угарным газом) или передозировки приема лекарства. Закончат этот перечень инфекции и токсины, вызванные употреблением наркотиков и алкоголя. Как видим, в отличие от детей, дизартрия у взрослых может возникнуть и от «сознательных» актов.
Причины возникновения дизартрии мы обозначили, а дальше та же история, что и у детей. Речевой аппарат, как у ребенка, так и у взрослого человека требует слаженной одновременной работы ряда нейромышечных систем. И нарушение в любом звене системы (или взаимодействия систем) может привести к дизартрии.

Напомню, о каких системах идет речь.
  • Дыхательная система, которая состоит из носа, полости носа, носоглотки, гортани, трахеи и бронхов. Основная ее цель – это питание организма кислородом, выводом углекислого газа и голосообразование.
  • Артикуляционная система, которая состоит из гортани, голосовых складок, языка, твердого и мягкого нёба, зубов, губ и резонаторов. Основная цель артикуляционной системы (аппарата) – создание звуков речи, то есть речепроизводство.
  • Центральная нервная система, состоящая из головного и спинного мозга, которая с помощью периферийной нервной системы «организует» слаженную работу всего организма, и речь в том числе.
Легкие подают воздушную струю в трахею и гортань. Куда ж без воздуха. Воздух в гортани производит голос, который отражаясь в резонаторах, попадает в артикуляционный аппарат. А уж там за него берутся мягкое нёбо, язык, зубы, губы и челюсти. Что мы имеем на выходе? Гласные и согласные звуки, из которых творим слова и предложения. И на всем протяжении этой цепочки центральная нервная система отслеживает процесс и подает нужные команды.

Это идеальная картинка. А мы говорим о дизартрии. Дизартрия, это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Если дыхательная система находится в плохом состоянии, значит, голос может оказаться слишком тихим. Проблемы в гортани могут проявится в медленной, хриплой речи. Мягкое нёбо отвечает за то, чтобы голос был в «меру» носовым. А уж если речь неразборчива и нечетка – надо разбираться с языком, губами, челюстью и прочими «сотрудниками» артикуляционного аппарата.

Как же лечить дизартрию у взрослого человека?

Для того, чтобы усилить (натренировать) дыхательную систему довольно часто используют упражнения системы А.Н. Стрельниковой. Эту дыхательную систему еще называют парадоксальной. В чем ее парадоксальность? В том, что она идет в разрез с общепринятыми дыхательными гимнастиками. Мы привыкли к тому, что наклоняясь – делаем выдох. А распрямляясь – вдох. У Стрельниковой все наоборот: наклон, и резкий вдох; выпрямляясь – выдох. Но это в общих чертах. А конкретно это описано в ранних сообщениях.

Артикуляционная система тоже поддается тренировке. Мы уже описывали несколько комплексов артикуляционных упражнений, с помощью которых можно «научить» правильным действиям органы речеобразования. Конечно же, нужно делать массажи: при спастическом поражении мышц расслабляющие; при паретичном состоянии мышц наоборот, активизируем.

Центральная нервная система тоже «тренируется», как ни странно это звучит. Ее тренинги проходят одновременно с тренировками артикуляционной и дыхательной системы. Параллельно и незаметно глазу. То есть, выполняя артикуляционные и дыхательные упражнения автоматически «создаются» поврежденные нейронные связи.

В принципе, ничего нового, чем бы отличалось лечение взрослого человека, не найдено. Хотя? Время не стоит не месте, а бежит как спринтер от леопарда. И вместе с ним (временем) бежит и научная мысль. Это я клоню к тому, что в последние годы появились высокотехнологичные технические средства (это я про компьютеры) и высокоинтеллектуальное программное обеспечение к ним. И с помощью таких программ, как DART, вы можете провести коррекцию дизартрии в довольно короткое время.

Ключевые слова: дизартрия у взрослых

Еще рекомендуем:
Центр Коррекции Речи проводит жесткий отбор специалистов среди врачей и логопедов.
Для того, чтоб стать сертифицированным специалистом недостаточно прослушать семинар. Сертифицированные врачи и логопеды. Выдача сертификата производится только после 10 (десяти) практик эффективного лечения заикания, проведенных непосредственно в Центре под контролем автора метода, и ежегодном подтверждении данного сертификата.

Під час телефонної розмови на консультації мені часто доводиться навіть запитувати деяких пацієнтів про логічність їхніх запитань. Нарис про заїкання. Впевненість. Оскільки людина, у якої є сумніви, часто негативно налаштована.

А вот отчего голос стал хриплым – давайте разберемся. Хриплый голос. В обычном, здравом состоянии, голосовые связки представляют из себя две небольшие складочки. При вдохе и выдохе они раздвигаются, пропуская через себя воздух. А тот, в свою очередь, проходя, вызывает их вибрацию. Вот и возник звук, зависящий от формы складок.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

"У взрослых дизартрия не разрушает восприятия речи на слух" ????
Я уже писала, но вы удалили мой комментарий: при дизартрии (выраженной или грубой) обязательно нарушается восприятие речи на слух!!!! это я вам говорю, как практикующий афазиолог, как специалист по фонологическим нарушениям при дизартрии!изучите работы Винарской, Лопатиной, Бондарко и пр. и исправьте ужасающую ошибку в своём тексте!!!

Анонимный комментирует...

Не нарушается, это я говорю как болеющий дизартрией после ЗЧМТ

Researcher комментирует...

Дизартрия - это всё-таки неврологическое нарушение именно двигательного речевого анализатора. Сенсорный нарушается не обязательно, хотя нарушения возможны, если очаг поражения затрагивает одновременно и сенсорные зоны (травма например, рассеянный склероз). Однако, поражение сенсорного анализатора - это не прямое следствие поражения двигательного.

Читатели «Дизартрия news»