четверг, 5 февраля 2009 г.

Об Александре Стрельниковой

Об Александре Стрельниковой
Сегодня мне хочется поговорить с вами о вере. Уточняю: не о религии, а о вере в то, что делаешь. О вере в то, что читаешь. О вере в выздоровление своего ребенка. И о вере самого ребенка в то, что он делает.

Не знаю как вы, но лично я очень скептически отношусь к печатному слову. Особенно в интернете. Недаром это огромное виртуальное пространство называют «большой мусорной свалкой». Но, если бы в интернете был только мусор, в него бы никто не заходил. Разве что подростки реализовывали бы свои фантазии в многочисленных форумах. Как отделить правду ото лжи – сказать очень трудно. Общего правила для такого просеивания не существует. Вот и ищешь возможности как-то донести до людей хоть каплю веры.

Уже много раз я сталкивался с именем А.Н.Стрельниковой и ее методикой. Я не буду сегодня в очередной раз приводить ее упражнения, которые приносят громадную помощь. Я постараюсь познакомить вас с самой Александрой Николаевной. В мире так устроено, что чем лучше знаешь человека, тем больше ему веришь. Или не веришь.
В интернете очень мало информации об этой талантливой женщине.

Впервые я о ней услышал в восьмидесятых годах прошлого столетия, когда учился в театральном институте. Педагог по сценической речи обучала нас парадоксальным упражнениям, дабы развить диафрагмальное дыхание. Так, как мы были тогда молодые студенты-режиссеры, то относились к этим занятиям чисто теоретически. Мол, это актерам необходимо иметь хороший, сильный голос. А мы и так как-нибудь перебьемся. Мне казалось, что этот метод довольно старый и «классический».

А относительно недавно я узнал, что это не совсем так. В тридцатых годах прошлого века у матери Александры Николаевны, педагога-вокалиста, ученицы великой певицы Полины Виардо, начала вызревать мысль о создании такой методики, с помощью которой можно было бы «создать» правильное дыхание. Естественно, это касалось воспитания будущих певцов. И случилось так, что ее родная дочь, начинающая певица, лишилась голоса. Как тогда казалось навсегда.

Уже тогда, Стрельникова-старшая, а звали ее тоже Александра, пришла к выводу, что проблемы певческого голоса (и непевческого тоже) можно объяснить несколькими общими причинами.
Во-первых, это дизритмия дыхательной системы, а говоря точнее, мускулатуры, которая и выполняет дыхательный процесс.
Во-вторых, это проблемы функции диафрагмы. А от диафрагмы зависит работа не только легких, но и сердца, и органов брюшной полости.
И, в-третьих, это проблема психоэмоционального состояния человека.
Рассуждения Стрельниковой-старшей шли по такому пути: если в дыхательном процессе участвуют мышцы, то почему бы их не тренировать, как и все остальные. То есть, мышцы нужно постоянно напрягать, и тогда они будут в хорошем работоспособном состоянии. И эту свою догадку она решила опробовать на потерявшей голос дочери. И, как вы уже догадались, ее старания увенчались успехом.

Певческий голос был возвращен Александре Николаевне, которая решила не возвращаться на сцену, а целиком посвятить себя вокально-педагогической деятельности. Дочь продолжила дело матери и развивала ту методику, которая вернула ей голос. Ведь мы всегда верим в то, через что сами прошли. В 1972 году А.Н.Стрельникова запатентовала методику, созданную ей и матерью. Патент был получен на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (авторское свидетельство № 411 865).

Ну и что? Вы думаете, что эту методику сразу взяли на вооружение? Напоминаю, что это был 1972 год. Традиционные лекари из Минздрава не просто проигнорировали это открытие, а наоборот, приняли его в штыки. Почему? Да потому, что они, в свое время, поназащищали докторские диссертации, в которых доказывали совершенно иное. Это я так думаю, исходя из жизненного опыта и прочитанных книг. Да, в принципе, и не важно, что послужило причиной неприятия методики. Важно то, что трудно сосчитать больных, которым эта методика могла помочь, но, увы. Чиновники от медицины решили иначе.

Но хорошее всегда найдет путь к людям. Тем более, что А.Стрельникова работала в театрах Москвы. И возвращала голоса не только певцам, но и драматическим артистам. Сейчас стало хорошим тоном публиковать отзывы людей, которым помогли те или иные клиники или целители. Если бы Александра Сергеевна могла (или хотела) придать гласности имена тех, кому она помогла, то мы бы увидели имена всеми любимых артистов Андрея Миронова, Аллы Пугачевой, Армена Джигарханяна, Софии Ротару, Ларисы Голубкиной, Ольги Воронец и еще тысячи людей, которым она помогла. Вы сами понимаете, что этот список очень велик. Но мог быть в несколько раз больше.

В дальнейшем практика показала, что данная методика оздаравливает (восстанавливает) не только голос, но и весь организм. Ведь дыхание – это основа здоровья. Ее упражнения помогают при приступах от удушья при бронхиальной астме, при болезни Паркинсона. Но вы же понимаете, что научные исследования о влиянии этой методики на организм человека не велись. Потому и неизвестно, где еще могут принести пользу упражнения А.Стрельниковой.

В сентябре 1989 года Александра Николаевна трагически погибла. Ей так и не удалось официально опубликовать свою методику и познакомить людей с ее чудодействием. Но среди артистического круга она жила. Напомню, что в 1983 году этому методу меня обучали в московском театральном вузе. Не официально, конечно.

Благодаря ученику и последователю, врачу Михаилу Щетинину методика не умерла, хотя официальная медицина, насколько мне известно, не приняла ее до сих пор. В 2000 году он сумел опубликовать книгу, знакомящую читателей с упражнениями этой методики и своими комплексами упражнений при различных заболеваниях.

Сейчас появилась масса «соавторов» и фальсификаторов, которые прикрываясь именем А.Стрельниковой, а зачастую выдают ее упражнения за свои, штампуют книги и брошюры. Будьте внимательны. Не раздавайте свою веру налево и направо. Особенно, в вопросах здоровья.

Ключевые слова: Стрельникова

Еще рекомендуем:
Установлено, что голос является зеркалом электроэнцефалограммы и «зажатый» голос влияет на эффективную работу мозга, в особенности на мобилизацию оперативной и долгосрочной памяти. Если у ребенка проблемы с речью. Берегитесь как чрезмерного интонирования (более 38 Гц), которое нарушает работу «интеллектуального» бета-ритма мозга, так и монотонного голоса, который активирует «частоту страха» — около 7 Гц.

Із усіх проблемних питань дуже частим є питання якості відтворення звуку. Нарис про заїкання 3. Налаштування. Часто телефонують пацієнти і запитують: „У нас слабкенький звук, ми не знаємо що робити, коли в навушниках чуємо запинання або незрозумілі шуми?”, „Що робити, коли затримка звуку за короткий час дуже виростає?” Такі запитання задаються саме від того, що погано налагоджений комп'ютер.

Cвоим голосом, благозвучным или крикливым, вы непроизвольно создаете вокруг себя приятную или тяжелую атмосферу. Музыка голоса. Смысл произносимых вами слов не оказывает на это почти никакого влияния. Его достаточно только для того, чтобы собеседник мог дать вам более или менее обдуманный ответ.

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Спасибо, что рассказали о самом авторе дыхательной гимнастики. Ссылок на дыхательную гимнастику Стрельниковой в интернете много, а вот об авторе методики скудные сведения.

Читатели «Дизартрия news»