понедельник, 2 февраля 2009 г.

Тренировка длинного выдоха

Тренировка длинного выдоха
С вдохом, слава богу, покончили. Вдохнули в себя столько, что теперь еще долго будем выдыхать. Я, как и положено, все упражнения проверяю на себе. Так после последних комплексов меня так и тянет сделать «двойной короткий шумный вдох». Я и представить себе не могу, каким образом я бы задышал через три месяца. Надеюсь, вы понимаете, что это шутка.

Только не расслабляйтесь. Еще целую неделю вам придется делать этот «ноу-хаувный» вдох. Хотя, как следует из заглавия, тренировать нам придется выдох.

Упражнение № 1.
Исходное положение. Для выполнения этого упражнения ребенок должен стоять прямо. Голова чуть приподнята. Руки на поясе. Ноги на ширине плеч или чуть меньше.

Суть упражнения. Ребенок должен сделать два коротких шумных вдохов носом, а при выдыхании пропеть гласные звука. Начните со звука «А». Потом будем петь и другие гласные звуки: «О», «У», «И», «Э». Автор метода предлагает петь красиво. Но это понятие относительное. Главное, чтобы ребенок не кричал и не насиловал голос. И старался «петь» долго.

Выполнение упражнения. После первой недели два коротких шумных вдоха носом заменяем на один короткий быстрый вдох ртом. Для того, чтобы «красиво» объяснить ребенку, как это делается, разыграйте сценку удивления. Или испуга. Покажите ему, как это делается. Я уверен, что вашему ребенку это понравится. Только следите за тем, чтобы при вдохе не прозвучали посторонние звуки. Вдыхать нужно беззвучно!

А вот выдыхать будем «припеваючи». И петь не какие-то банальные стихи, а чистые звуки, перечисленные выше. По очереди. На одном выдохе одна буква.
Дирижируйте этому пению. Пусть ребенок при взмахе вашей руки сделает удивленный вдох, а при опускании пропоет выдох.
Упражнение № 2.
Исходное положение. Как нудно описывать исходное положение, когда оно то же, что и в предыдущем упражнении. Не буду.

Суть упражнения. Вот в описании всегда встречается что-нибудь новенькое. Вот и сейчас мы к предыдущему упражнению добавим руки. Они будут подниматься вместе с выполнением быстрого вдоха. То есть вместе с рукой «дирижера». А опускаться медленно, вместе с пропеванием гласного звука «А».

Выполнение упражнения. Покажите ребенку, чего вы от него хотите. Объясните ему, что он артист, который стоит на сцене. Вокруг много зрителей. Светят прожектора. Только не перестарайтесь. А то он начнет нервничать, а это нам абсолютно ни к чему.
Упражнение № 3.
Исходное положение. Я категорически отказываюсь описывать предыдущее исходное положение. Как будто не понятно, что ребенок как стоял, так и остается стоять с опущенными руками, немного расставленными ногами и приподнятым подбородком.

Суть упражнения. В этом упражнении задача ребенка усложняется. Вначале все, как и раньше: быстрый вдох через рот. А потом ребенок должен пропеть гласные звуки, меняя высоту голоса (выше - ниже) и его силу (то громче, то тише). Меняя не на одном выдохе, а при разных вдохах.

Выполнение упражнения. Естественно, вы остаетесь руководителем (дирижером) процесса. Перед выполнением упражнения объясните ребенку, от имени кого он будет издавать звуки. Или от имени паровоза (как предлагает автор). Или от имени автомобильного гудка. Или от имени коровы или теленка. Покажите ребенку, чего вы от него хотите. Сделайте упражнение вместе с ним.

Кстати, вы знаете какие звуки издает паровоз? Напоминаю – «У». И корова с теленком тоже «у»кают. А вот автомобиль «и»кает. Придумайте вместе с ребенком, кто издает звуки «А», «О», «Э».
Упражнение № 4.
Исходное положение. И чего я привязался к этому исходному положению? Пусть остается таким, как и во всех предыдущих упражнениях.

Суть упражнения. Ребенок должен сделать быстрый вдох ртом, а на выдохе ему придется пропеть не один звук, а целых три: «АОУ». И не только в этом заключается трудность. Дело в том, что это «трезвучие» придется петь с разными интонациями.

Выполнение упражнения. Какие же это интонации, спросите вы? Ответ будет краток: с такими, какие придумаете. Начните с вопросительной. Потом попробуйте обиженную. Короче, не буду лишать вас радости творческих открытий.
Только покажите ребенку, как это нужно проделать. Спойте разок-другой сами. А там и ребенок подключится. Не забывайте дирижировать процессом.
Упражнение № 5.
Исходное положение. Ну, слава богу. Автор методики разрешил произвольное исходное положение. Даже странно, как это? А можно стоя на голове? Или все же лучше на ногах?

Суть упражнения. Теперь понятно, почему произвольная стойка. Сейчас ребенок будет участвовать в побитии рекорда и занесения имени в книгу Гиннеса. То есть ребенок должен голосить. Как можно дольше держать звук на выдохе.

Выполнение упражнения. Я вас не напугал словом «голосить»? Напугал-таки. Простите. Но вы меня не правильно поняли. Орать не надо. Надо долго звучать. Надо сделать быстрый вдох ртом и на выдохе долго тянуть любой звук.
Объясните ребенку, что для того, чтобы голос звучал долго, нужен не сильный крик, а спокойное, я бы даже сказал тихое, пение. Наша задача научить ребенка длительному звучанию. Записывайте рекорды вашего ребенка и не забывайте вручать ему заслуженную награду.
Ключевые слова: дизартрия, дыхательные упражнения

Еще рекомендуем:
Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Невроз и заикание. Это определение было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского

Нещодавно до нас звернувся тато восьмирічного Олега, який заїкався. Нарис про заїкання 6. Дисципліна під час домашньої роботи. На занятті в центрі Олег себе поводив дуже старанно виконуючи всі мої вказівки при роботі з програмою. Йому все вдавалося досить легко.

Разговор пойдет о шепоте, уникальной речевой составляющей. Свист и шепот. Мы с вами уже как-то привыкли, что в нашей речи обязательно участвуют голосовые связки. Сидят они себе в гортани и вибрируют. И голос льется в поле ласковым дождем… .

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»