среда, 25 февраля 2009 г.

Упражнения на развитие пространственного мышления

Упражнения на развитие пространственного мышления
Продолжим заниматься формированием пространственного мышления. В предыдущем сообщении я писал, что перечисленные тесты нужно не только для определения развития ребенка, но их можно использовать как упражнения для занятий с детьми.

В прошлый раз мы занимались понятиями «лево» и «право». Сегодня мы займемся другими направлениями ориентирования: «вверх» и «вниз», «сверху» и «снизу». А также познакомимся с предлогами, которые помогают ориентироваться в пространстве. Это предлоги: в, за, от, из, из-за, около, перед. Давайте без лишней демагогии приступим к упражнениям.

Упражнение № 1.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. Как вы уже усвоили ребенку упражнения нужно преподносить в игровой форме. Понятия «вверх» и «вниз» можно объяснить ребенку во время прогулки. Если вы гуляете зимой – то лучшим «тренажером» окажется снежная горка. Чтобы спустится «вниз» нужно сначала подняться «вверх». Летом это можно проделать на искусственной горке. Главное, чтобы ребенок не просто катался, а спрашивайте его: куда он сейчас направляется?
В домашних условиях в качестве тренажера можно использовать все: от детской пирамидки, до большого шкафа с множеством полок.
Главное превратить сие действие в интересную и познавательную игру.
Упражнение № 2.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. С понятиями «сверху» и «снизу» тоже не сложно придумать игру. В качестве реквизита используйте стопку книг или журналов, ту же детскую пирамидку с цветными кольцами и т.п. Или заготовьте лист чистой бумаги и несколько вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур (треугольники, кружки и квадраты). Размещайте их в разных частях белого листа и просите ребенка объяснить, какая фигура сверху, а какая снизу.
Потом попросите ребенка размещать цветные фигуры по вашей команде.
А еще сделайте три кружка: красный, желтый и зеленый. Этакий светофор. Вы не только сможете «отработать» понятия «сверху» и «снизу», но и дать урок правил дорожного движения.
Упражнение № 3.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве с помощью предлогов.
Выполнение упражнения. Возьмите любую детскую сказку. В каждой сказке обязательно встречаются понятия, указывающие на место действия. Или герой сказки, например, Красная Шапочка, направляется «из» дома к бабушке; «перед» ней возникает волк «из-за» кустов и т.д. Задавайте ребенку наводящие вопросы. Откуда вышла Красная Шапочка? Где живет волк? А где живет бабушка? В ответах ребенка должна звучать указанные предлоги.
Упражнение № 4.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве с помощью предлогов.
Выполнение упражнения. Покажите ребенку картинку и попросите его рассказать, что на ней нарисовано. Во время рассказа задавайте наводящие ориентировочные вопросы, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал предлоги «под», «над», «на».
Или поиграйте с ребенком в такую игру. Пусть ребенок находит загаданный предмет, по вашей инструкции. А в инструкции должны звучать перечисленные выше предлоги. Не забывайте подключать «цветные» словечки, чтобы ребенок заодно ориентировался и в цвете.
Упражнение № 5.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. Вы говорите ребенку фразу с предлогом, определяющим местоположение, а ребенок должен сказать фразу, с противоположным предлогом. Например, вы говорите: «кошка лежала под стулом». А ребенок должен поменять место кошки и сказать: «кошка лежала на стуле». Придумайте сами интересные и понятные фразы.
Упражнение № 6.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространственном определении. Вставить нужный предлог.
Выполнение упражнения. Вам необходимо произнести предложение, умышленно пропустив предлог. А ребенок должен «вставить» пропущенный предлог в ваше предложение. Например, вы говорите: «Дедушка вышел …дома». Ребенок должен понять, что вы хотели сказать и добавить: «из дома». «Котенок залез …шляпу». «Дерево растет … окном».
Упражнение № 7.
Цель упражнения. Понять, что перепутано в предложении.
Выполнение упражнения. На стене лежит перина, на кровати же картина. Дед в печи, дрова на печи. Дальше подключайте свою фантазию.
Упражнение № 8.
Цель упражнения. Выполнение ваших инструкций и ответы на ваши вопросы.
Выполнение упражнения. Давайте ребенку задания. Например: «положи ложку в тарелку». И дальше задайте ему вопрос: Где лежит ложка? Или возьмите ключ и дайте ребенку задание положить ключ на полку, или в книгу, или за книгу, или под книгу. При выполнении действия спрашивайте ребенка, чтобы в ответах он указывал место расположения ключа с помощью предлогов.
Ключевые слова: дизартрия, упражнения

Еще рекомендуем:
Неправильно думать, что раз заикание усиливается при появлении эмоций во время общения, то нужно лечить «неправильную психологию общения». У ребенка проблема с речью? Любые естественные и даже минимальные эмоции могут вызвать срыв стабильности речи из-за хронически повышенного тонуса речевого центра.

Наприкінці першого заняття, як це у нас завжди відбувається, він свідомо заговорив без жодного спазму, абсолютно розуміючи, яким чином йому це вдається робити. Нарис про заїкання перший. Вилікувався. Придбавши програмний комплекс, він почав займатися щоденно по півтори години на добу, як говорилося в інструкції. Інколи він займався навіть трішки більше.

И все-таки, мог ли В.Лановой вылечить заикание украинскими песнями? Мог. Просто у него была легкая форма заикания. А украинские песни протяжные. Слоги в этих песнях длинные. И плюс все вышесказанное подарило нашему театру и кинематографу замечательного актера.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»