воскресенье, 15 марта 2009 г.

Фонематический слух

Фонематический слух
Давайте сразу оговорим терминологию. Фонемы – это звуки речи. А фонематический слух – это способность человека эти звуки (фонемы) различать. Как вы сами понимаете, это не всегда так просто. Почему? А вы сами попробуйте услышать все звуки в … китайском языке. Ну, как? Вот так и ребенку, очень тяжко приходится. А чтобы у него это лучше получалось, нужна ваша помощь. Ежедневная. Ежечасная. Ежеминутная.

Дети часто путают близкие по звучанию звуки речи. А если учесть, что с дикцией у нас далеко не все идеально, то как же ему научится правильно слышать, а потом еще правильно говорить? Некоторые специалисты утверждают, что фонематический слух развивается в возрасте четырех – пяти лет. Что-то мне в это не очень верится. У меня сложилось впечатление, что речевой слух у ребенка начинает развиваться с первой недели жизни.

Вы разве не замечали, что ваш новорожденный малыш буквально с первой недели реагирует на звуки? Замечали? Правда, реакция эта в первую неделю жизни ребенка чуть испуганная. Нам с вами могут не поверить, но мы-то точно знаем, что ребенок уже в таком раннем возрасте реагирует на звуки. Хотя бы переменой в поведении.

А к концу второй недели он начинает прислушиваться к погремушкам, навешанным заботливыми бабушками в детской кроватке. И не только прислушивается, но и пытается найти источник звука.

На третьей неделе у нашего малыша появляется несколько иная реакция на звуки. Только что он «гулил» о чем-то своем, детском. Но при резком звуке, например, дверного звонка, затихает. Как будто пытается услышать: кто там пришел?

На четвертой неделе он начинает прислушиваться к звукам. Попробуйте позвенеть над кроваткой колокольчиком, и вы увидите, как у вашего ребенка начинают затормаживаться движения и он прислушивается.

А вот нам уже пошел второй месяц. И теперь мы слышим не только звуки колокольчика, но и голоса взрослых людей. Поначалу ребенок реагирует на голос с некоторым испугом. Но это на чужие голоса. А на голос мамы ребенок реагирует переменой поведения, что доставляет нам особенное удовольствие.

Боже, как летит время. И вашему ребенку уже пошел третий месяц. И теперь его интересуют не только громкие звуки, но и тихие. Поиск говорящего осуществляется не только глазами, но и поворотом головы. Кстати, очень рекомендую поиграть с ребенком в прятки. Погремите погремушкой, находясь сначала с одной стороны кроватки, а потом с другой. И вы увидите, как он целенаправленно будет вас искать.

Нам два с половиной месяца. Попробуйте поругать ребенка за «намоченную» постель и вы увидите живую реакцию ребенка на ваш угрожающий голос.

Еще через неделю ребенок начинает прислушиваться к мелодичным звукам. Хотя вы и пели ему колыбельные с первого дня, но отдавать предпочтение музыке он начинает примерно сейчас. И радуется музыке, «как ребенок». А уж отыскивает источник звука он с большой уверенностью.

Нам около трех месяцев. Ребенок не только быстро отыскивает источник звука, но и всем своим видом и поведением указывает на то, что он вас слышит. И его радость от общения написана на лице малыша и в движениях его рук и ног.

Хотите, верьте, хотите, нет, но вашему ребенку уже три месяца! Какой-нибудь занудный чиновник сказал бы, что ребенок прожил первый квартал. Пора отпраздновать эту дату хорошим концертом. Да-да, ребенок готов воспринять что-нибудь классическое. Кстати, молодым родителям хочу подсказать, что классическая музыка, это Чайковский, Бетховен, бах и прочие «древние композиторы». А рэп и рок отложите на более позднее время. Я имею в виду на более взрослое время. Кстати, вам тоже будет полезно послушать классическую музыку. Надо быть с ребенком на одной ноге, а не отставать от него в первые же месяцы.

В четыре месяца пора подражать звукам, которые издают эти взрослые. Особенно те, которые они поют. Правда интересно, что первые звуки, которые ребенок пытается повторять – это звуки музыки, певческие интонации. Вашу речь он тоже пытается повторить, но это трудно. Для этого нужен развитый артикуляционный аппарат. А для того, чтобы петь – нужно хорошее настроение.

Пять месяцев. Ну, кто хочет со мной поговорить? Голова ребенка ищет «собеседника» независимо от местоположения: и на животе, и на спине. Ребенок узнает голоса близких людей, которые проводят с ним достаточно много времени. В этом возрасте ребенок начинает познавать звуки окружающего мира. А что самое интересное, так это то, что он начинает прислушиваться к себе, к собственному голосу. Очень полезное занятие, и не только для детей.

Чем ознаменовать полугодовой юбилей? Родители могут отмечать, как хотят. А вот для ребенка это дата особая: ребенок научился различать свое имя. Правда, значительное событие? Мало того, он еще и некоторые другие имена научился различать. Вот такие у нас успехи.

К семи месяцам мы уже научились понимать осмысленные звуки. То есть, можем адекватно отреагировать на некоторые звуки, особенно если после них предлагают поесть или погулять.

К девяти месяцам наше увлечение музыкой достигло определенных успехов. У ребенка появились любимые мелодии, при которых он замирает и внимает. Правда и нелюбимые появились. Но с ними проще: заныл – и музыка замолкла.

С днем рождения! Вашему ребенку исполнился год. И как успехи вашего малыша? О, он уже понимает часто употребляемые вами слова! Замечательно. Значит, скоро будем ожидать первые слова. Поздравляю!

Ключевые слова: фонематический слух

Еще рекомендуем:
Мы не используем лекарственные и др. средства , тормозящие психику, потому что после их отмены заикание возвращается, а также потому что при длительном их использовании страдает концентрация внимания, замедляется развитие школьника или студента. Принципы лечения заикания. Мы никогда не проводим "занятия в группах" - только индивидуальные, потому что самый слабый участник группы невольно ее лимитирует.

На першому місяці заняття була проведена повторна консультація з питання якості власної роботи, а також впевненості у правильній роботі комп'ютера вдома.Нариси про заїкання. Вилікувався. Олександру більше двадцяти років, і навчання йому давалося нелегко. До кінця першого місяця Олександр розмовляв на багато краще, але бажаної звички ще не утримував.

Вот свеженькая информация из Англии. Шеффилдские ученые утверждают, что мужское ухо не всегда может хорошо расслышать женский голос. Голоса мужчины и женщины. Они говорят, что мозг английских мужчин гораздо позже научился разбирать женскую речь. То что говорят английские джентльмены они слышали очень давно, а вот с леди произошла задержка.

Комментариев нет:

Читатели «Дизартрия news»