суббота, 31 января 2009 г.

Второй комплекс дыхательной гимнастики

Второй комплекс дыхательной гимнастики
Ко второму комплексу упражнений можно приступать только в том случае, если ребенок хорошо освоил первый. И никак иначе. Потому, что второй комплекс это практически те же упражнения, что и в первом, только выполняются они не в исходном положении стоя, а при ходьбе. Естественно, что это довольно сильно усложняет задачу.

Давайте немного остановимся на темпе ходьбы. Автор метода рекомендует сначала выполнять упражнения в замедленном темпе. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок понял суть упражнения и правильно его выполняет, можно темп увеличить до естественного. Кстати, ритм упражнений легко задавать хлопками в ладоши.

Насколько я понял, это еще одно ноу-хау автора метода. Во всяком случае у Стрельниковой ни о какой ходьбе и речи нет. Все ее упражнения сугубо статические. Очень интересно, как ее упражнения будут сочетаться с движениями. Давайте смотреть, что же предлагает автор метода.

Упражнение № 1.
Исходное положение. В исходном положении нет ничего особенного. Ребенок стоит и ожидает нашей команды.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнять шаги и, в то же время, выполнять дыхательные упражнения. Разберем упражнение по порядку. На первом шаге делаем двойной короткий и шумный вдох носом. А на последующих трех шагах выполняем произвольный выдох. И опять на шаге двойной короткий вдох носом, и опять на три шага выдох.

Выполнение упражнения. Для того, чтобы ребенок лучше понял суть упражнение, вы должны ему его показать. И, естественно, предложить игровую форму его выполнения. Что здесь можно придумать? Марширующий щенок-разведчик? Или робот-пылесос? Или поросёнок Нюх-Нюх вышел на прогулку? Подойдет любой вариант, главное, чтобы он понравился ребенку.
На первом этапе автор рекомендует не обращать внимание на положение рук. Пусть они движутся так, как удобно ребенку. Пока, во всяком случае.

Упражнение № 2.
Исходное положение. Исходное положение не меняется. Ваш ребенок стоит в ожидании новых интересных воплощений.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнять шаги так, как и в предыдущем упражнении. Только на этот раз, дыхательные упражнение будет выглядеть так: на первом шаге делаем двойной короткий и шумный вдох носом, одновременно с которым надо повернуть голову налево. На последующих трех шагах ребенок делает произвольный выдох и возвращает голову в исходное положение. На следующем, пятом шагу, ребенок вместе с коротким шумным двойным вдохом носом поворачивает голову направо. И опять на последующих трех шагах возвращает голову в исходное положение.

Выполнение упражнения. Хочу уточнить, на счет возврата головы в исходное положение. Оно должно произойти на втором шаге, а дальше ребенок отдыхает и готовится к следующему движении. Короче, я думаю, что и так всем все понятно. И чем больше я об этом говорю, тем больше запутываю.
Не забудьте про игровую форму. Это упражнение еще больше похоже на движения робота. Но выбор игры за вами. И не «стесняйтесь» показывать ребенку, как он должен действовать. Упражняться.
Упражнение № 3.
Исходное положение. С исходным положением экспериментировать не будем, а оставим его прежним.

Суть упражнения. Понятно, что ребенок продолжает маршировать. Только теперь на первом шаге он делает двойной короткий шумный вдох носом с одновременным поднятием ведущей руки к уху. На остальных трех шагах голова возвращается в исходное положение вместе с выдохом.

Выполнение упражнения.
Это упражнение очень похоже с поломанным роботом. Что-то у него там внутри перегорело, и голова постоянно поворачивается в одну сторону. Да и марширование больше похоже на неисправность.
Короче, показывайте работу робота на собственном примере. И помните, что в данном упражнении мы тренируем речевое дыхание, а не артистические способности ребенка.
Упражнение № 4.
Исходное положение. Вы не поверите, но и на этот раз исходное положение не изменилось.

Суть упражнения. Вместе с «выученными» двойными вдохами и маршированием ребенок выполняет поднятие головы вверх. Естественно, на первом шаге. Дальше по накатанной схеме.

Выполнение упражнения. Покажите ребенку, как выполняется это упражнение и вместе с ним приступайте к выполнению. Как игрово оправдать это упражнение? Скажите ребенку, что робот после ремонта перестал поворачивать голову и поднимать к уху руку. Но стал поднимать голову вверх. Вот такое у нас качество ремонта. Кризис.
Упражнение № 5.
Исходное положение. Ох уж это исходное положение. Я уже и не знаю, чтобы такое придумать, для того, чтобы без раздражения сказать, что оно прежнее.

Суть упражнения. Все то же самое, что и в предыдущих упражнениях, за исключением того, что на первом шаге будем наклонять голову то вправо, то влево. Именно на первом шаге. А дальше свободно выдыхаем и возвращаем голову в исходное положение. Естественно делаем сдвоенный короткий и шумный вдох на первом шаге.

Выполнение упражнения. Робот явно требует капитального ремонта. Или механический комар кусает его, то за одну щёку, то за другую. Этакий компьютерный комар с лазерным жалом.
Извините за «игровой» бред. Но я надеюсь, он послужит хорошей основой, оттолкнувшись от которой вы придумаете свою интересную историю.

Ключевые слова: дизартрия, дыхательная гимнастика

Еще рекомендуем:
Врач невропатолог ( в настоящее время принято говорить невролог), доктор медицины Джеймс Пейпец создал и научно подтвердил оригинальную теорию "циркуляции эмоций" в глубинных структурах мозга, включая лимбическую систему. Заикание. Психология. "Круг Пейпеца" создает эмоциональный тонус нашей психики и отвечает за качество эмоций, включая эмоции удовольствия, счастья, гнева и агрессии.

В моїй практиці така мотивація спостерігалася ще у тих випадках, коли тато або мама заїкались і їм це зовсім не заважало жити, вони з цим вже змирилися, але коли в них народилася дитина, вони за будь-що захотіли виправити своє мовлення. Нарис про заїкання 4. Радість. Я ж сам вважаю, що найсильніша мотивація не тільки у випадку мовлення, але й для вирішення будь-якої іншої проблеми в житті є любов.


Состояние голоса определяется не только работой голосовых связок, а всего голосового аппарата. Крик ребенка. На голосовую функцию большое влияние оказывает и общее состояние всех органов, систем организма человека дыхательной, нервной, эндокринной, иммунной системы и других.

Второй этап формирования речевого дыхания. Комплекс 1

Второй этап формирования речевого дыхания. Комплекс 1
Второй этап формирования речевого дыхания у дошкольника посвящен упражнениям, которые нам известны, как парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. Если говорить точнее, то интерпретация этой гимнастики с учетом предложений Т. Г. Хатнюковой (Шишковой). Цель второго этапа определяется как дальнейшее развитие уже обретенного ребенком грудобрюшного типа дыхания. Плюс к этому данные упражнения должны помочь увеличить объем вдыхаемого воздуха.

Автор методики предлагает три комплекса специальных упражнений, которые, примерно, за три с половиной месяца должны решить эту задачу. При выполнении упражнений особое внимание следует уделить вдоху (именно здесь и спрятано ноу-хау).

Сегодня мы познакомимся с первым комплексом этих упражнений. Именно он и познакомит нас со специальным вдохом при выполнении определенных движений. В комплекс входит пять упражнений, которые необходимо выполнять по следующей схеме:
  • сначала осваивается первое упражнение;
  • потом осваивается второе;
  • прежде, чем перейти к третьему на повторить первые два;
  • чтобы перейти к четвертому надо повторить первые три;
  • в заключении выполнять все пять.
Теперь давайте научим ребенка «правильно» вдыхать воздух для выполнения упражнений. Вдох должен быть коротким и шумным. Ребенку предлагается «превратиться» в собаку и показать, как она обнюхивает предметы. Если у вас нет собаки, то придется на время самому в нее «превратиться», чтобы объяснить ребенку, чего от него хотят.

А дальше вы учите ребенка выполнять «сдвоенный» вдох. Для того, чтобы ребенок понял, чего от него хотят, во-первых, можно ему это показать, а во-вторых, можно предложить ему делать вдохи по вашей команде. И еще одна рекомендация автора относится к «месту действия». Упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнения. А про то, что упражнения нужно выполнять в игровой форме я уже и говорить устал. А вы слушать.

Упражнения нужно выполнять по три – четыре раза. Это в начале. Со временем количество повторов довести до двенадцати.

Упражнение № 1.

Исходное положение: стоя у зеркала. Ребенок стоит прямо, голова чуть приподнята, руки в боки – этакая уверенная стойка. Ноги на ширине плеч. Настроение отличное.

Суть упражнения: «Превратится в щенка» и принюхиваться. То есть совершать два коротких шумных вдоха носом и один произвольный выдох.

Выполнение упражнения. Кажется, как просто. На самом же деле, все гораздо сложнее.
Как только вы попросите ребенка превратиться в щенка, как он тут же начнет приседать на четвереньки и вилять воображаемым хвостиком. Нам же нужно, чтобы ребенок выполнял это упражнение стоя. И не просто стоя, но в указанном исходном положении.
Естественно, что без показа здесь не обойтись. Так что и вам предстоит стать на время щенком, у которого может двигаться только лицо. Ни плечи, ни голова, ни руки.
Так и быть, разрешаю подвигать носом и глазами. Поморщить нос, как будто унюхали что-то неприятное. Или наоборот, приятное.
Короче, придумывайте, что хотите. Главное, чтобы ребенок выполнял два коротких вдоха и один выдох.
Имейте в виду, что это упражнение «базовое». Именно сейчас мы учим ребенка «правильно» вдыхать, чтобы в дальнейшем у нас уже не возникало с этим проблемы.

Предупреждение.
Внимательно следите, чтобы у ребенка не возникала гипервентиляция легких. Напоминаю, что гипервентиляция – это перенасыщение крови кислородом и вымывание из нее крайне необходимого углекислого газа. Гипервентиляция возникает при глубоком и частом дыхании. Поэтому «наш» вдох не глубокий, а два коротких. Следите, чтобы ребенок правильно делал вдохи. А то некоторые дети вместо двух коротких вдохов выполняют два глубоких. А это неправильно и опасно.
Упражнение № 2.
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнить два коротких шумных вдоха носом, при этом поворачивая голову влево. Потом вернуть голову в исходное положение вместе с выдохом. Следующие два коротких шумных вдоха носом сопровождают поворот головы направо. И опять возвращение головы в исходное состояние с одновременным выдохом.

Выполнение упражнения. Я думаю, что для выполнения данного упражнения особых объяснений не требуется. Главное придумайте, зачем щенок выполняет такие движения. Что он таким образом «вынюхивает».
Упражнение № 3.
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, за исключением рук. Они находятся в опущенном, расслабленном состоянии, а не на поясе.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнить два коротких шумных вдоха носом, при этом поднять свою ведущую (в зависимости правша ребенок или левша) к уху. Голова же при этом поворачивается в противоположную от руки сторону. То есть, если ребенок поднял правую руку, то голова при этом должна повернуться влево. Потом голова возвращается в исходное положении вместе с выдохом.

Выполнение упражнения. Опять-таки, оправдайте это движение в игровой форме. Ну, руку, поднимающуюся к уху можно оправдать телефонным звонком. А уж поворот я оставляю для вашего воображения.
Упражнение № 4.
Исходное положение: то же, что и в первых двух упражнениях. То есть руки на поясе, ноги на ширине плеч, плечи расправлены, голова смотрит прямо.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнить два коротких шумных вдоха носом, при этом поднять голову вверх. Потом голова возвращается в исходное положении вместе с выдохом.

Выполнение упражнения. Игровое «оправдание» упражнение полностью оставляю за вами.
Упражнение № 5.
Исходное положение: Ребенок стоит прямо, голова чуть приподнята, руки в боки – этакая уверенная стойка. Ноги на ширине плеч. Настроение отличное.

Суть упражнения. Ребенок должен выполнить два коротких шумных вдоха носом, при этом наклонить голову к правому плечу. Потом голова возвращается в исходное положении вместе с выдохом. Следующие два коротких шумных вдоха носом сопровождают наклоном головы к левому плечу. И опять возвращение головы в исходное состояние с одновременным выдохом.

Выполнение упражнения. Игровое «оправдание» упражнение опять-таки полностью оставляю за вами.
Вот мы и познакомились с первым комплексом специальных упражнений. Оценка за вами.

Ключевые слова: дизартрия, дыхательные упражнения

Еще рекомендуем:

Неврологические методы. Медикаментозное торможение (фенибут, транквилизаторы, противосудорожные препараты и т.д.). Ранее известные методы лечения заикания. Седативные (успокаивающие) отвары и настойки трав. Физиотерапевтические процедуры - тормозные методы.

Після тривалих неполадок з технікою Таня не відмовилась працювати , ідучи до переможного кінця. Звичайно ж, я завжди підтримую таких людей. Зараз вона розмовляє як диктор телебачення. Нарис про заїкання 3. Налаштування. Людина може виправити будь-яку проблему, якщо це можливо логічно і є власне бажання. Але, хочу зазначити, що у більшості випадків комп'ютери працюють добре, і програма налаштовується досить швидко.

Итак, почти все знают, каким богатством они обладают в … «лице» голоса. Особенно если этот голос огранен низким тембром. При потере голоса. Но жизнь полна неожиданностей, и не всегда приятных. У вас в ближайшее время важные переговоры, а вы потеряли голос. Что делать?

пятница, 30 января 2009 г.

Упражнения для диафрагмального дыхания

Упражнения для диафрагмального дыхания
В предыдущем сообщении мы познакомились, в общих чертах, с «новой» методикой развития речевого дыхания. Вернее, познакомились с теорией, описанием метода. Давайте посмотрим, что рекомендуется делать на практике. Вся практическая часть методики разбита на пять этапов. Сегодня мы рассмотрим первый этап, который является подготовительным. По утверждению автора методики упражнения, которые проводятся в подготовительный период, традиционные. То есть, ничего уникального в них нет.

Но, тем не менее, давайте познакомимся с этими упражнениями.





Упражнение № 1.

Исходное положение.
Ребенок должен находиться в положении лежа на спине. Чтобы упражнение не вызывало негативной реакции, положите его на теплое, приятное на ощупь одеяло. Голова должна находиться на небольшой подушке, так, чтобы ребенок видел свой живот.
Суть упражнения.
Возьмите небольшую легкую игрушку (я бы рекомендовал рыбку или кораблик), и положите ее на область диафрагмы. Знаете, где это? Это в районе солнечного сплетения. Для выразительности упражнения можно игрушку немного сместить в область живота. Когда ребенок будет дышать диафрагмальным дыханием, то кораблик на его животе начнет подниматься и опускаться.

В этот момент, очень важно заострить внимание ребенка на то, что благодаря его правильному дыханию кораблик «поплыл» по морским волнам. Помогите ему «нарисовать» морскую картинку. Спросите, куда плывет корабль? Какой груз он везет? И есть ли на корабле юнга? А по чему плывет корабль? По морю? Море большое. На нем волны, которые то опускаются (выдох), то поднимаются (вдох).

Благодаря такой «психологической» настройке ребенок сможет быстрее перейти на диафрагмальное дыхание. Не забывайте акцентировать его внимание, что море и кораблик «оживают» только потому, что он правильно дышит. Помогите ему запомнить ощущения от этих движений.

Я так долго описывал нюансы этого упражнения, а ведь на самом деле оно должно продолжаться не более трех минут.
Кстати, о «длительном описании». Я глубоко убежден, что с ребенком нельзя заниматься упражнениями так же, как и с взрослыми. Почему? Да потому, что взрослый выполняет упражнения благодаря сознательному побуждению. Им движет конкретная цель. Дети видят мир иначе. И наши «цели» для них пустое место. Их может заинтересовать игра. Вот та основа, на которой строится познание ребенком мира. И эта же основа поможет ему в выполнении упражнений. То есть сделает их «важными» для него.

Упражнение № 2.

Исходное положение
то же, что и в предыдущем упражнении.
Суть упражнения.
Это упражнение несколько сложнее, чем первое. Почему? Дело в том, что мы убираем главный творческий катализатор «кораблик». Иначе говоря, убираем из предыдущего упражнения «волшебный ключик», благодаря которому ребенок создал у себя на животе удивительный и «реальный» мир, и возвращаем его в настоящее.

А в настоящем на место кораблика мы кладем ладошку ребенка. Для чего? Для того, чтобы ребенок подключил к процессу познания диафрагмального дыхания тактильные ощущения. В предыдущем упражнении мы призвали на помощь визуальный ряд. Но, как известно, чем больше органов чувств мы подключим в процесс – тем успешней будет результат. В данном случае, «качание» руки, точнее, ощущения, возникающие в руке от качания на животе, станут дополнительным «закрепителем» правильного дыхания.

Я так душещипательно «прощался» с корабликом и с придуманным морским пейзажем напрасно. Ребенок быстро соорудит новый. И его ладошка может превратиться в спасательный плот, который соорудили моряки после кораблекрушения. И картинка на животе окраситься в более эмоциональные цвета.

И все это ребенок сделает. Вам главное напоминать ему, чтобы он акцентировался на ощущениях в своей руке.

Опять таки, все эти «кораблекрушения» должны продолжаться не более трех минут.
Упражнение № 3.

Исходное положение.
В отличие от двух предыдущих данное упражнение выполняется в положении сидя, а еще лучше стоя. А еще лучше, если ребенок будет с обнаженным торсом. Если температурные условия в квартире это позволяют.
Суть упражнения.
Да, в принципе, ничего нового в этом упражнении нет. Та же ладошка, тот же живот. Те же движения ладошки вместе с животом. Вот только «сказку» придумать сложнее. Ведь море с живота стечет! Во что теперь превратить этот перевернувшийся мир? В воздушный шар, надуваемый насосом? Давайте, создание нового мира я оставлю для вас. Придумайте игровую «расцветку» этого упражнения вместе с вашим ребенком. Уверяю, что «собственный мир» принесет гораздо больше пользы.

Хочу только напомнить, что в данном упражнении ребенок должен ощущать, как во время дыхания надувается и сдувается его живот. Рекомендуется выполнять это упражнение перед зеркалом, чтобы ребенок видел, что происходит с его животом во время правильного дыхания.

Длительность этого упражнения три-четыре минуты.
Вот, собственно, и все упражнения подготовительного периода. Логопед должен вам подсказать, как правильно контролировать выполнение данных упражнений. И еще, наблюдайте за своим малышом. Ведь от упражнений он должен перейти к автоматическому режиму диафрагмального дыхания. И как только вы (с логопедом) заметите, что это произошло, знайте, что подготовительный период остался в прошлом. Ваш ребенок покорил бурные воды диафрагмального дыхания.

Ключевые слова: дизартрия, дыхание

Еще рекомендуем:
До появления BreathMaker определяющей идеей в лечении заикания и логоневрозов являлась идея использования различных специфических или не специфических тормозных методик с целью торможения центра Брока. Ранее известные методы лечения заикания. Замедление (торможение) темпа речи или речь нараспев (именно центр Брока ведает темпом речи).

Достаточно часто пациенты спрашивают, как мы можем вылечиться, если наша логопед сказала, что заикание не лечится. Очерк о заикании 2. Осознал. Мне таким пациентам приходится объяснять суть анатомических процессов в коре главного мозга, а также суть их физиологической работы. Но это только знания, а человеку еще нужен и собственный опыт.

Что значит изменить голос? Некоторые возмутятся, что голос им дан от рождения и изменить его они не в силах. Поверьте, в силах. Довольно часто наш голос – это результат многолетнего зажима. Надо менять голос. Психологического зажима. Стоит зажим убрать – и голос немного понизиться, что уже благо. Научитесь расслабляться. Вот несколько полезных упражнений на релаксацию (на расслабление).

четверг, 29 января 2009 г.

Формируем речевое дыхание у дошкольника

Формируем речевое дыхание у дошкольника
Некоторые люди, следящие за этими публикациями в интернете, могут удивиться: и зачем это я уделяю так много времени такому «простому» вопросу, как дыхание. Ну, сказал один раз – и хватит. Если бы жизни было все так просто: сказал один раз – и хватит. И часто у вас так случается? Или как и большинство, с ближайшего понедельника начинаете новую жизнь? Делаете утреннюю зарядку? После шести часов вечера на кухню ни ногой?

Здоровому человеку можно «и хватит». Но на наших страницах речь совсем о других людях. О наших детях, у которых существует речевая проблема. И я буду продолжать искать материалы, и доносить их до глаз родителей.

Вы знаете, что нарушение речевого дыхания специалисты наблюдают практически во всех случаях речевой патологии? Не только у детей с дизартрией, но и у тех, у кого заикание, алалия, ринолалия и т.д.


Дело даже не в нарушении речевого дыхания, а в его несформированности. Ведь физиологическое дыхание и речевое дыхание, это не одно и то же. Речевое дыхание начинает формироваться у вашего малыша вместе с развитием речи. То есть с момента гуления и лепета, и заканчивается, обычно, к десяти годам. Но это, оговорюсь, у здоровых детей. В нашем случае все сложнее.

Мы не можем полагаться на естественное развитие у ребенка речевого дыхания. Нам нужна специальная методика, с помощью которой возможно было бы обучить ребенка правильному дыханию. В последнее время такая методика появилась. Во всяком случае, так утверждает ее автор Хатнюкова (Шишкова) Т. Г. Она (методика) позволяет детям с дизартрией обрести нормальный голос и выразительную интонационную окраску.

Согласно этой методике основное время в коррекции речевого дыхания отводится развитию легких (увеличению объема вдыхаемого воздуха) и формированию грудобрюшного типа дыхания. В принципе, и другие методики рекомендовали то же самое. Посмотрим, что нового предлагается в данном методе.
Опытным путем нами было выявлено, что быстрые вдохи через нос осуществляются благодаря быстрому сокращению диафрагмальной мышцы, эти дыхательные движения развивают ее подвижность (лабильность), то есть мышца получает способность быстро переходить из одного состояния в другое (сокращение – расслабление).
В тренировке диафрагмальной мышцы тоже нет ничего принципиально нового. Без развития этой мышцы диафрагмального дыхания не получишь. Читаем дальше.
Нами опытным путем установлено также, что у детей один быстрый вдох через нос дает недостаточный объем вдыхаемого воздуха. Достаточный объем воздуха в легких создается, по нашей методике, благодаря осуществлению двух быстрых вдохов следующих один за другим без перерыва на выдох.
Так вот в чем собака зарыта? В двух коротких вдохах носом? Именно таким образом автор предлагает плавное увеличение объема легких? Вы спросите, а почему нельзя делать один глубокий вдох ртом? Потому, что это может вызвать гипервентиляцию легких, которая приводит к парадоксальному кислородному голоданию мозга с явлениями гипоксии. А вот это уж точно нашему ребенку не нужно.

Запомнили ноу-хау данного метода? Два быстрых вдоха через нос (без паузы) и один свободный выдох. Таким образом автор метода решает две задачи: увеличивает объем легких и тренирует диафрагмальную мышцу. Плюс обретается автоматизация грудобрюшного дыхания.

Далее автор метода рекомендует обратиться к уже известной нам парадоксальной дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой. Почему именно к ней? Потому, что в упражнениях, предлагаемых Стрельниковой, постоянно участвует голова. Не в смысле мыслительного процесса, что никогда не помешает, а в смысле изменения ее положения, что в свою очередь тренирует тонические шейно-лабиринтные рефлексы. Так уж мы устроены, что для того, чтобы повернуть голову нужно поработать и межреберными и косыми мышцами живота. Вот уж, воистину, живот командует головой.

Но не только "голову" автор «арендует» у парадоксальной гимнастики. Все остальные части тела тоже. Дело в том, что Стрельникова придумала, как с помощью своей гимнастики тренировать дыхательную мускулатуру. Она ставит грудную клетку в очень затруднительное положение: в момент вдоха сжимает ее или руками, или наклоном туловища. Отсюда и отличный результат.

Автор метода предлагает обратить внимание на зависимость речевого дыхания от интонационного характера речи. Действительно, почти всегда «планируем» вдох на интонационную паузу. Если предложение короткое, то там можно обойтись без «планирования». Если же оно длинное, то мы ищем логически завершенную фразу, и после нее делаем вдох. То есть, речевое дыхание пристраивается к интонационной и ритмической структуре речи. Замечательную фразу сказали по этому поводу на американском образовательном сайте компании Каплан: «во время речи ритм дыхания следует за ритмом мышления».

В последующих статьях мы подробно разберем упражнения данной методики Хатнюковой (Шишковой) Т. Г. Пока же мы нашли только одно «новенькое» . И это не мало. Особенно, если окажется действенным.

Так уж сложилось, что я давно перестал верить «на слово». Особенно в интернете. Уж как только авторы не расписывают свои достижения (я не говорю о Хатнюковой (Шишковой) Т. Г.), а на деле все сводится к тому, чтобы сделать себе имя на рынке оказания помощи страждущим. Время покажет, кто чего стоит.

Ключевые слова: дизартрия, речевое дыхание

Еще рекомендуем:
Основные представительства: Москва, Санкт-Петербург, Таганрог (Азовское море), Киев (Украина), Севастополь (Черное море), Вильнюс (Литва). Адреса, где лечат дизартрию и заикание. Центр Коррекции Речи проводит жесткий отбор специалистов среди врачей и логопедов.

Я могу дать телефон или адрес только в том случае, если человек сам разрешает давать свои данные. Очерк 1 о заикании. Вылечился. Одним из таких пациентов есть Александр Виноградов, который был у нас в конце 2005 года. Он пришел на лечение, имея только ту информацию, которую прочитал в объявлении газеты и также информацию, которая была дана по телефону.

Отчего же зависит темп речи? Только ли от врожденных факторов? Темп и скорость речи. Давайте разбираться. Для начала надо сказать, что темп речи зависит от скорости продуцирования речи. То есть от скорости, с которой мозг придумывает что сказать, дает команду артикуляционному аппарату, который и воспроизводит задуманное.

воскресенье, 25 января 2009 г.

Взрослая дизартрия

Взрослая дизартрия
Мы столько времени уделили причинам возникновения и коррекции дизартрии у детей, что невольно возникло чувство неловкости перед взрослыми. Как будто их беда не заслуживает столь пристального внимания. Конечно же, это не так. Просто с детьми все гораздо сложнее. Сложнее потому, что дети сталкиваются с этой проблемой, вообще не умея говорить. Не имея речевого навыка, не имея развитого речевого аппарата. Да и вообще, не умея говорить и понимать сказанное.

В этом плане с взрослыми проще. У взрослых дизартрия не разрушает восприятия речи на слух. Как человек слышал и понимал сказанное, так и после обретения дизартрии он все понимает. И читает так же, как читал раньше. И на его письменных способностях болезнь не отразилась. Изменилась речь.

Но давайте, поговорим обо всем по порядку. Для начала давайте ответим на вопрос: что может вызвать дизартрию у взрослого человека?
Ну, во-первых, это инсульт (нарушение кровообращения в головном мозге). Это самая распространенная причина дизартрии у взрослых.
Среди прочих причин можно назвать сосудистую недостаточность, воспаления и опухоли головного мозга, болезнями Альцгеймера (дегенеративным заболеванием центральной нервной системы), Паркинсона (хроническим прогрессирующим дегенеративным заболеванием центральной нервной системы), Хантингтона (генетическим заболеванием нервной системы). В этот список можно добавить рассеянный склероз и астенический бульбарный паралич.
Гораздо реже дизартрия возникает в результате травм головы, отравлений (свинцом или угарным газом) или передозировки приема лекарства. Закончат этот перечень инфекции и токсины, вызванные употреблением наркотиков и алкоголя. Как видим, в отличие от детей, дизартрия у взрослых может возникнуть и от «сознательных» актов.
Причины возникновения дизартрии мы обозначили, а дальше та же история, что и у детей. Речевой аппарат, как у ребенка, так и у взрослого человека требует слаженной одновременной работы ряда нейромышечных систем. И нарушение в любом звене системы (или взаимодействия систем) может привести к дизартрии.

Напомню, о каких системах идет речь.
  • Дыхательная система, которая состоит из носа, полости носа, носоглотки, гортани, трахеи и бронхов. Основная ее цель – это питание организма кислородом, выводом углекислого газа и голосообразование.
  • Артикуляционная система, которая состоит из гортани, голосовых складок, языка, твердого и мягкого нёба, зубов, губ и резонаторов. Основная цель артикуляционной системы (аппарата) – создание звуков речи, то есть речепроизводство.
  • Центральная нервная система, состоящая из головного и спинного мозга, которая с помощью периферийной нервной системы «организует» слаженную работу всего организма, и речь в том числе.
Легкие подают воздушную струю в трахею и гортань. Куда ж без воздуха. Воздух в гортани производит голос, который отражаясь в резонаторах, попадает в артикуляционный аппарат. А уж там за него берутся мягкое нёбо, язык, зубы, губы и челюсти. Что мы имеем на выходе? Гласные и согласные звуки, из которых творим слова и предложения. И на всем протяжении этой цепочки центральная нервная система отслеживает процесс и подает нужные команды.

Это идеальная картинка. А мы говорим о дизартрии. Дизартрия, это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Если дыхательная система находится в плохом состоянии, значит, голос может оказаться слишком тихим. Проблемы в гортани могут проявится в медленной, хриплой речи. Мягкое нёбо отвечает за то, чтобы голос был в «меру» носовым. А уж если речь неразборчива и нечетка – надо разбираться с языком, губами, челюстью и прочими «сотрудниками» артикуляционного аппарата.

Как же лечить дизартрию у взрослого человека?

Для того, чтобы усилить (натренировать) дыхательную систему довольно часто используют упражнения системы А.Н. Стрельниковой. Эту дыхательную систему еще называют парадоксальной. В чем ее парадоксальность? В том, что она идет в разрез с общепринятыми дыхательными гимнастиками. Мы привыкли к тому, что наклоняясь – делаем выдох. А распрямляясь – вдох. У Стрельниковой все наоборот: наклон, и резкий вдох; выпрямляясь – выдох. Но это в общих чертах. А конкретно это описано в ранних сообщениях.

Артикуляционная система тоже поддается тренировке. Мы уже описывали несколько комплексов артикуляционных упражнений, с помощью которых можно «научить» правильным действиям органы речеобразования. Конечно же, нужно делать массажи: при спастическом поражении мышц расслабляющие; при паретичном состоянии мышц наоборот, активизируем.

Центральная нервная система тоже «тренируется», как ни странно это звучит. Ее тренинги проходят одновременно с тренировками артикуляционной и дыхательной системы. Параллельно и незаметно глазу. То есть, выполняя артикуляционные и дыхательные упражнения автоматически «создаются» поврежденные нейронные связи.

В принципе, ничего нового, чем бы отличалось лечение взрослого человека, не найдено. Хотя? Время не стоит не месте, а бежит как спринтер от леопарда. И вместе с ним (временем) бежит и научная мысль. Это я клоню к тому, что в последние годы появились высокотехнологичные технические средства (это я про компьютеры) и высокоинтеллектуальное программное обеспечение к ним. И с помощью таких программ, как DART, вы можете провести коррекцию дизартрии в довольно короткое время.

Ключевые слова: дизартрия у взрослых

Еще рекомендуем:
Центр Коррекции Речи проводит жесткий отбор специалистов среди врачей и логопедов.
Для того, чтоб стать сертифицированным специалистом недостаточно прослушать семинар. Сертифицированные врачи и логопеды. Выдача сертификата производится только после 10 (десяти) практик эффективного лечения заикания, проведенных непосредственно в Центре под контролем автора метода, и ежегодном подтверждении данного сертификата.

Під час телефонної розмови на консультації мені часто доводиться навіть запитувати деяких пацієнтів про логічність їхніх запитань. Нарис про заїкання. Впевненість. Оскільки людина, у якої є сумніви, часто негативно налаштована.

А вот отчего голос стал хриплым – давайте разберемся. Хриплый голос. В обычном, здравом состоянии, голосовые связки представляют из себя две небольшие складочки. При вдохе и выдохе они раздвигаются, пропуская через себя воздух. А тот, в свою очередь, проходя, вызывает их вибрацию. Вот и возник звук, зависящий от формы складок.

Читатели «Дизартрия news»