четверг, 5 февраля 2009 г.

Об Александре Стрельниковой

Об Александре Стрельниковой
Сегодня мне хочется поговорить с вами о вере. Уточняю: не о религии, а о вере в то, что делаешь. О вере в то, что читаешь. О вере в выздоровление своего ребенка. И о вере самого ребенка в то, что он делает.

Не знаю как вы, но лично я очень скептически отношусь к печатному слову. Особенно в интернете. Недаром это огромное виртуальное пространство называют «большой мусорной свалкой». Но, если бы в интернете был только мусор, в него бы никто не заходил. Разве что подростки реализовывали бы свои фантазии в многочисленных форумах. Как отделить правду ото лжи – сказать очень трудно. Общего правила для такого просеивания не существует. Вот и ищешь возможности как-то донести до людей хоть каплю веры.

Уже много раз я сталкивался с именем А.Н.Стрельниковой и ее методикой. Я не буду сегодня в очередной раз приводить ее упражнения, которые приносят громадную помощь. Я постараюсь познакомить вас с самой Александрой Николаевной. В мире так устроено, что чем лучше знаешь человека, тем больше ему веришь. Или не веришь.
В интернете очень мало информации об этой талантливой женщине.

Впервые я о ней услышал в восьмидесятых годах прошлого столетия, когда учился в театральном институте. Педагог по сценической речи обучала нас парадоксальным упражнениям, дабы развить диафрагмальное дыхание. Так, как мы были тогда молодые студенты-режиссеры, то относились к этим занятиям чисто теоретически. Мол, это актерам необходимо иметь хороший, сильный голос. А мы и так как-нибудь перебьемся. Мне казалось, что этот метод довольно старый и «классический».

А относительно недавно я узнал, что это не совсем так. В тридцатых годах прошлого века у матери Александры Николаевны, педагога-вокалиста, ученицы великой певицы Полины Виардо, начала вызревать мысль о создании такой методики, с помощью которой можно было бы «создать» правильное дыхание. Естественно, это касалось воспитания будущих певцов. И случилось так, что ее родная дочь, начинающая певица, лишилась голоса. Как тогда казалось навсегда.

Уже тогда, Стрельникова-старшая, а звали ее тоже Александра, пришла к выводу, что проблемы певческого голоса (и непевческого тоже) можно объяснить несколькими общими причинами.
Во-первых, это дизритмия дыхательной системы, а говоря точнее, мускулатуры, которая и выполняет дыхательный процесс.
Во-вторых, это проблемы функции диафрагмы. А от диафрагмы зависит работа не только легких, но и сердца, и органов брюшной полости.
И, в-третьих, это проблема психоэмоционального состояния человека.
Рассуждения Стрельниковой-старшей шли по такому пути: если в дыхательном процессе участвуют мышцы, то почему бы их не тренировать, как и все остальные. То есть, мышцы нужно постоянно напрягать, и тогда они будут в хорошем работоспособном состоянии. И эту свою догадку она решила опробовать на потерявшей голос дочери. И, как вы уже догадались, ее старания увенчались успехом.

Певческий голос был возвращен Александре Николаевне, которая решила не возвращаться на сцену, а целиком посвятить себя вокально-педагогической деятельности. Дочь продолжила дело матери и развивала ту методику, которая вернула ей голос. Ведь мы всегда верим в то, через что сами прошли. В 1972 году А.Н.Стрельникова запатентовала методику, созданную ей и матерью. Патент был получен на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса" (авторское свидетельство № 411 865).

Ну и что? Вы думаете, что эту методику сразу взяли на вооружение? Напоминаю, что это был 1972 год. Традиционные лекари из Минздрава не просто проигнорировали это открытие, а наоборот, приняли его в штыки. Почему? Да потому, что они, в свое время, поназащищали докторские диссертации, в которых доказывали совершенно иное. Это я так думаю, исходя из жизненного опыта и прочитанных книг. Да, в принципе, и не важно, что послужило причиной неприятия методики. Важно то, что трудно сосчитать больных, которым эта методика могла помочь, но, увы. Чиновники от медицины решили иначе.

Но хорошее всегда найдет путь к людям. Тем более, что А.Стрельникова работала в театрах Москвы. И возвращала голоса не только певцам, но и драматическим артистам. Сейчас стало хорошим тоном публиковать отзывы людей, которым помогли те или иные клиники или целители. Если бы Александра Сергеевна могла (или хотела) придать гласности имена тех, кому она помогла, то мы бы увидели имена всеми любимых артистов Андрея Миронова, Аллы Пугачевой, Армена Джигарханяна, Софии Ротару, Ларисы Голубкиной, Ольги Воронец и еще тысячи людей, которым она помогла. Вы сами понимаете, что этот список очень велик. Но мог быть в несколько раз больше.

В дальнейшем практика показала, что данная методика оздаравливает (восстанавливает) не только голос, но и весь организм. Ведь дыхание – это основа здоровья. Ее упражнения помогают при приступах от удушья при бронхиальной астме, при болезни Паркинсона. Но вы же понимаете, что научные исследования о влиянии этой методики на организм человека не велись. Потому и неизвестно, где еще могут принести пользу упражнения А.Стрельниковой.

В сентябре 1989 года Александра Николаевна трагически погибла. Ей так и не удалось официально опубликовать свою методику и познакомить людей с ее чудодействием. Но среди артистического круга она жила. Напомню, что в 1983 году этому методу меня обучали в московском театральном вузе. Не официально, конечно.

Благодаря ученику и последователю, врачу Михаилу Щетинину методика не умерла, хотя официальная медицина, насколько мне известно, не приняла ее до сих пор. В 2000 году он сумел опубликовать книгу, знакомящую читателей с упражнениями этой методики и своими комплексами упражнений при различных заболеваниях.

Сейчас появилась масса «соавторов» и фальсификаторов, которые прикрываясь именем А.Стрельниковой, а зачастую выдают ее упражнения за свои, штампуют книги и брошюры. Будьте внимательны. Не раздавайте свою веру налево и направо. Особенно, в вопросах здоровья.

Ключевые слова: Стрельникова

Еще рекомендуем:
Установлено, что голос является зеркалом электроэнцефалограммы и «зажатый» голос влияет на эффективную работу мозга, в особенности на мобилизацию оперативной и долгосрочной памяти. Если у ребенка проблемы с речью. Берегитесь как чрезмерного интонирования (более 38 Гц), которое нарушает работу «интеллектуального» бета-ритма мозга, так и монотонного голоса, который активирует «частоту страха» — около 7 Гц.

Із усіх проблемних питань дуже частим є питання якості відтворення звуку. Нарис про заїкання 3. Налаштування. Часто телефонують пацієнти і запитують: „У нас слабкенький звук, ми не знаємо що робити, коли в навушниках чуємо запинання або незрозумілі шуми?”, „Що робити, коли затримка звуку за короткий час дуже виростає?” Такі запитання задаються саме від того, що погано налагоджений комп'ютер.

Cвоим голосом, благозвучным или крикливым, вы непроизвольно создаете вокруг себя приятную или тяжелую атмосферу. Музыка голоса. Смысл произносимых вами слов не оказывает на это почти никакого влияния. Его достаточно только для того, чтобы собеседник мог дать вам более или менее обдуманный ответ.

среда, 4 февраля 2009 г.

Будьте осторожны с логопедами

Будьте осторожны с логопедами
Мне показалось, что есть необходимость поговорить на тему, которая не касается методов лечения и всевозможных упражнениях, а о более бытовых, что ли, делах. Хотя, и бытовыми их назвать нельзя. Ладно, перестану ходить вокруг да около, а напишу прямо. Давайте поговорим о логопедах.

Странно? Я думаю, что для многих мам, которые сталкивались с логопедами, вопрос отнюдь не бытовой. Только что хотел попросить прощения перед хорошими специалистами, но воздержался. Во-первых, они такие блоги не читают, а во-вторых, это ведь не о них.
Что не о них? Давайте по порядку. Вашему ребенку исполнилось три года, а он до сих пор говорит так, что даже вы его с трудом понимаете. О чем это говорит? Да о том, что вы уже опоздали… задержались по каким-то причинам на несколько….

На днях я посмотрел американский документальный фильм о развитии ребенка. Фильм потрясающий. В очень доступной форме показан весь (это мне так показалось) процесс развития маленького человека. Там показана роль родителей, в развитии ребенка. В голове у вашего чада в самом раннем возрасте отсутствуют нейронные связи, с помощью которых он мог бы что-либо делать. Я имею в виду целенаправленные действия. Заранее прошу прощения у специалистов, но я излагаю так, как понимаю, и как меня должны понять мамы. Именно на этом уровне.

Так вот, как только ребенок совершает какое-либо действие, например, играет с висящей погремушкой, то в голове возникает несколько нейронных связей. И только со временем лишние связи исчезнут, останется только та, которая будет многократно повторена в действиях. Не знаю, доходчиво ли я вам объяснил, но смысл заключается в том, что чем больше вы будете заниматься ребенком, тем лучший результат получите. Вернее, он получит.

Так вот, к чему я клоню? Первый свой поход к логопеду я бы посоветовал сделать до рождения ребенка. Зачем? Затем, чтобы узнать, как надо формировать речевое развитие ребенка. Откуда молодая мама знает, как это нужно делать? Кто ее этому учил? Никто. Кто ей говорил, на что нужно обращать внимание в первые месяцы развития её малыша? Никто. И в книгах это не особо почитаешь.

Да и бабушки в один голос твердят: я вас научила без всяких специалистов, и внука «внучку» научим. Это хорошо, если у ребенка нет проблем со здоровьем. А если есть? Но только проявятся они не сразу. А вы, не зная, пропустите нужный для помощи момент? Все-таки сходите и поговорите с логопедом. Когда, в каком объеме ребенок должен уметь произносить те или иные слова. А если роды были тяжелыми, то этот поход становится просто необходим. При первой же возможности.

Но, как мы уже говорили вначале, ребенку исполнилось уже три года. Речь плохая. Что делать? Срочно к логопеду. Именно в медицинское учреждение, а не к детсадовскому или школьному логопеду. И вот здесь ваша задача найти такого логопеда, который вам понравится как человек. Ведь этот человек должен будет довольно долгое время общаться с вашим ребенком. И ему он должен понравиться. Ведь от контакта ребенка с логопедом зависит львиная доля успеха.

А найти хорошего логопеда непросто. Я наблюдал, как выходят от логопедов заплаканные мамы. Он им уже все объяснил. Рассказал и успокоил… мать-перемать. Вот такого логопеда подпускать к ребенку точно нельзя. Он его еще не видел, а уже вынес приговор. А себе приготовил «заработок» на длительное время. Не останавливайтесь на одном специалисте. Обратитесь к нескольким. Выберите лучшего, добрейшего, внимательнейшего. Того, с чьим приходом в дом будет входить радость, а не наказание. Запомните: если ваш малыш радуется приходу логопеда, то половина дела сделана.

Обстановка в доме тоже имеет большое значение. Если у ребенка речевые проблемы, то не вздумайте обвинять в этом мужа или его предков. Проблема (кроме заикания) отнюдь не в них. А в тяжелой беременности, или родовых травмах. Правда причиной могут быть еще инфекционные заболевания и т.д. Но только не гены.

Когда вы готовитесь к поиску логопеда, я вам советую обратиться к… интернету. Проведите определенный ликбез. Узнайте, какие есть логопедические диагнозы и, главное, их симптомы. Так вам проще будет разговаривать с логопедом. Если вы убедились, что нашли хорошего логопеда, можно показывать ему ребенка.

И еще. Логопед должен поставить диагноз после тщательного обследования, а не по внешним признакам. Мол, нечего и время зря тратить. Если дело обстоит именно так, значит, вы ошиблись в выборе специалиста.

Что входит в тщательное обследование? Это обследование у психоневролога, электроэнцефалограмма, возможная встреча с ЛОР-врачем и психологом. Эти специалисты помогут сделать точный диагноз, что, как вы понимаете, очень важно. От этого и будет зависеть, какими методами помочь вашему ребенку.

Если логопед, на основании глубокого обследования сделал вывод, что у ребенка задержка речевого развития, то имейте в виду, что ничего страшного в этом нет. То есть, такой диагноз излечим. Например, в детском саду. То есть, такой диагноз не приговор. Если логопед поставил диагноз общее недоразвитие речи, это сложнее. Но, опять таки, это поддается коррекции, только требует более длительного и систематического лечения.

Если дизартрия – то это тоже исправимо. Но не расслабляйтесь. Работать придется много. Нужно будет формировать те нейронные связи, о которых мы говорили выше. При хорошей совместной работе логопеда и вас через пару лет от дизартрии можно избавиться. Хотя, утверждать однозначно в таких случаях нельзя. Тем более обобщать.

Еще один путь решения этой детской проблемы это логопедические детские сады, как муниципальные, так и коммерческие. То есть, если у ребенка речевая проблема, то нужно с ней бороться на всех фронтах. Если вы заметили негативное отношение логопеда к вашему ребенку – немедленно прерывайте с ним всяческие отношения. В наше время есть выбор. Главное с любовью и надеждой на успех.

Ключевые слова: речевые проблемы, диагноз

Еще рекомендуем:
Все исторически сложившиеся методы коррекции речи имеют общий стержень — прямое или косвенное торможение активности коры головного мозга: начиная от медикаментозного и заканчивая гипнотическим. Невнятная речь. Несколько отдельно стоят логопедические методики.

Достаточно часто пациенты спрашивают, как мы можем вылечиться, если наша логопед сказала, что заикание не лечится. Очерки о заикании 2. Осознал. Мне таким пациентам приходится объяснять суть анатомических процессов в коре главного мозга, а также суть их физиологической работы. Но это только знания, а человеку еще нужен и собственный опыт.

Но допустим, что нам необходимо подготовить доклад на определенную тему. И мы его написали. Интонационная окраска речи. Вышли на трибуну и … провалили. Не потому, что он был плохо подготовлен. Просто мы его плохо причитали, неинтересно.

вторник, 3 февраля 2009 г.

Заключительные этапы развития речевого дыхания

Заключительные этапы развития речевого дыхания
Сегодня я хочу закончить описание методики по развитию речевого дыхания, предложенной Хатнюковой (Шишковой). На четвертом и пятом этапах автор предлагает обучение произнесению слогов на выдохе. То есть сначала идет обучение произнесению слогов, потом слов, фраз и т.д.

Я постараюсь коротко познакомить вас с этими упражнениями. Возможно, они вам пригодятся. Сначала упражнения четвертого этапа. В этих упражнениях речь уже не идет о специальных вдохах. Имеется в виду, что с вдыханием у нас все в порядке.

Упражнение № 1.
Ребенок делает вдох, а на выдохе «пропевает» слоги: «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», «мы». Первые звуки нужно периодически менять. Я имею в виду согласные. И гласные опробуйте все, какие вспомните.
Упражнение № 2.
Ребенок делает вдох, а на выдохе, как и в предыдущем упражнении «пропевает» слоги: «ми», «мэ», «ма», «мо», «му», «мы». Потом опять выполняется вдох, а вот на выдохе ребенок должен произнести двусложные слова из тренированных слогов. Например: мама, маша, миша, гена и т.д.
Только не забывайте показывать ребенку задания. Заодно, и свое дыхание поправьте.
Упражнение № 3.
Ребенок делает вдох, а на выдохе произносит фразу из двух слов, которые научился произносить в предыдущем упражнении. Например: мама Оля, тётя Зина и т.д.
Не забывайте дирижировать ребенку. Хотя бы на первых порах.
Упражнение № 4.
Теперь к сказанному ребенком нужно добавить еще одно слово. То есть предложение будет состоять из трех слов. Напоминаю, что вдох мы делаем один, а на выдохе произносим два, три, четыре слова. То есть мы удлиняем выдох. Только следите за тем, чтобы слова у вас состояли из двух слогов. Естественно, что букв может быть больше, чем четыре.
Упражнение № 5.
Это задание будет еще сложнее. Мы не будем увеличивать количество слов в предложении. Просто последнее слово нарисовано на картинке. Вы, как мы и договорились вначале, ведете активную дирижерскую и суфлерскую работу. В данном упражнении вы показываете ребенку картинку и называете, что на ней изображено. Еще лучше будет, если ребенок сам произнесет это слово.
Например, на картинке изображена «вишня». И ребенок произнес это слово. Теперь вы, именно вы проговариваете предложение. Например: маша ела… и показываете картинку. И ребенок должен сам произнести это слово в нужном месте.
После этого ребенок должен произнести все предложение самостоятельно.
Упражнение № 6.
Теперь автор метода предлагает перейти к стихотворениям. Нужно выбрать небольшое стихотворение, у которого не длинные строки. Автор предлагает взять для начала стихотворение Агнии Барто про Таню, которая громко плачет.
Вот мы и превратили стихотворение в отличный тренажер для тренировки речевого дыхания. После произнесения каждой строки ребенок должен сделать быстрый вдох. Чтобы ему было проще сориентироваться вы, как дирижер, покажете ему, когда это нужно сделать.
Упражнение № 7.
В принципе, это то же упражнение, что и предыдущее, только количество произносимых строк в нем увеличилось сначала до трех, а потом и до четырех. По окончанию каждой строки ребенок должен сделать быстрый вдох. Естественно, что вы будете дирижировать этим процессом. А для начала, покажете, чего ваш ребенок должен сделать.
Автор предлагает рисовать на доске определенные схемы, чтобы ребенку было легче понять задания. Но мне кажется, что вы и так справитесь.

Это были упражнения четвертого этапа. И мы сразу, без чаепития, познакомлю вас с упражнениями пятого, заключительного этапа. От четвертого он отличается тем, что теперь ребенку нужно будет произносить не стихотворения, а прозу. То есть, ребенок должен научиться делать вдохи в конце разных по длине предложений. Только небольших.

Упражнение № 1.
Возьмите в руку ручку. Составьте предложения, в которых фигурировала бы ручка. Например: Это ручка. Ручка маленькая и белая.
Произнесите эти предложения, делая вдох в конце каждого. Заострите внимание ребенка на вдохи, которые вы делаете. Затем произнесите предложения вместе с ребенком. Не забывайте дирижировать. А в конце ребенок должен сам произнести эти предложения вместе с дирижером.
Упражнение № 2.
Вся сложность этого упражнения сводится к тому, что мы прибавляем еще одну фразу к двум известным. В данном случае (я имею в виду ручку) можно сказать, что: Она пишет. Итого, у нас получится следующее: Это ручка. Ручка маленькая и белая. Она пишет. Выполнять упражнение нужно по той же схеме, что и предыдущее.
Вот, собственно, и все. Новая методика речевого дыхания описана. Нужно еще добавить, что длительность этапов определяется усвоением заданного речевого дыхания. Как только освоили один этап, так сразу же двигаемся по другому. Как понять, что ребенок освоил данную методику? Вернее научился речевому дыханию? Послушайте, как говорит ваш ребенок. Если он перед началом фразы делает вдох, а в конце выдох, то считайте, что все в порядке.

Ключевые слова: дизартрия, дыхательные упражнения

Еще рекомендуем:
И, конечно, обязательно нужно вспомнить про «главный миф» о заикании. Если у ребенка невнятная речь. Неправильно думать, что раз заикание усиливается при появлении эмоций во время общения, то нужно лечить «неправильную психологию общения». Любые естественные и даже минимальные эмоции могут вызвать срыв стабильности речи из-за хронически повышенного тонуса речевого центра.

Александр заикался периодически. Были периоды, когда в спокойном состоянии он несколько фраз мог сказать без заикания. Процесс лечения заикания. Вылечился. Но были такие моменты, когда ему очень тяжело было выговаривать любое слово в желанном предложении.

Еще одной качественной, индивидуальной характеристикой голоса является громкость. Не удивляйтесь, именно индивидуальной. Сила и громкость голоса. Слышу хор возражений, что каждый человек может говорить как тихо, так и громко. И никакая это не индивидуальная характеристика.

понедельник, 2 февраля 2009 г.

Тренировка длинного выдоха

Тренировка длинного выдоха
С вдохом, слава богу, покончили. Вдохнули в себя столько, что теперь еще долго будем выдыхать. Я, как и положено, все упражнения проверяю на себе. Так после последних комплексов меня так и тянет сделать «двойной короткий шумный вдох». Я и представить себе не могу, каким образом я бы задышал через три месяца. Надеюсь, вы понимаете, что это шутка.

Только не расслабляйтесь. Еще целую неделю вам придется делать этот «ноу-хаувный» вдох. Хотя, как следует из заглавия, тренировать нам придется выдох.

Упражнение № 1.
Исходное положение. Для выполнения этого упражнения ребенок должен стоять прямо. Голова чуть приподнята. Руки на поясе. Ноги на ширине плеч или чуть меньше.

Суть упражнения. Ребенок должен сделать два коротких шумных вдохов носом, а при выдыхании пропеть гласные звука. Начните со звука «А». Потом будем петь и другие гласные звуки: «О», «У», «И», «Э». Автор метода предлагает петь красиво. Но это понятие относительное. Главное, чтобы ребенок не кричал и не насиловал голос. И старался «петь» долго.

Выполнение упражнения. После первой недели два коротких шумных вдоха носом заменяем на один короткий быстрый вдох ртом. Для того, чтобы «красиво» объяснить ребенку, как это делается, разыграйте сценку удивления. Или испуга. Покажите ему, как это делается. Я уверен, что вашему ребенку это понравится. Только следите за тем, чтобы при вдохе не прозвучали посторонние звуки. Вдыхать нужно беззвучно!

А вот выдыхать будем «припеваючи». И петь не какие-то банальные стихи, а чистые звуки, перечисленные выше. По очереди. На одном выдохе одна буква.
Дирижируйте этому пению. Пусть ребенок при взмахе вашей руки сделает удивленный вдох, а при опускании пропоет выдох.
Упражнение № 2.
Исходное положение. Как нудно описывать исходное положение, когда оно то же, что и в предыдущем упражнении. Не буду.

Суть упражнения. Вот в описании всегда встречается что-нибудь новенькое. Вот и сейчас мы к предыдущему упражнению добавим руки. Они будут подниматься вместе с выполнением быстрого вдоха. То есть вместе с рукой «дирижера». А опускаться медленно, вместе с пропеванием гласного звука «А».

Выполнение упражнения. Покажите ребенку, чего вы от него хотите. Объясните ему, что он артист, который стоит на сцене. Вокруг много зрителей. Светят прожектора. Только не перестарайтесь. А то он начнет нервничать, а это нам абсолютно ни к чему.
Упражнение № 3.
Исходное положение. Я категорически отказываюсь описывать предыдущее исходное положение. Как будто не понятно, что ребенок как стоял, так и остается стоять с опущенными руками, немного расставленными ногами и приподнятым подбородком.

Суть упражнения. В этом упражнении задача ребенка усложняется. Вначале все, как и раньше: быстрый вдох через рот. А потом ребенок должен пропеть гласные звуки, меняя высоту голоса (выше - ниже) и его силу (то громче, то тише). Меняя не на одном выдохе, а при разных вдохах.

Выполнение упражнения. Естественно, вы остаетесь руководителем (дирижером) процесса. Перед выполнением упражнения объясните ребенку, от имени кого он будет издавать звуки. Или от имени паровоза (как предлагает автор). Или от имени автомобильного гудка. Или от имени коровы или теленка. Покажите ребенку, чего вы от него хотите. Сделайте упражнение вместе с ним.

Кстати, вы знаете какие звуки издает паровоз? Напоминаю – «У». И корова с теленком тоже «у»кают. А вот автомобиль «и»кает. Придумайте вместе с ребенком, кто издает звуки «А», «О», «Э».
Упражнение № 4.
Исходное положение. И чего я привязался к этому исходному положению? Пусть остается таким, как и во всех предыдущих упражнениях.

Суть упражнения. Ребенок должен сделать быстрый вдох ртом, а на выдохе ему придется пропеть не один звук, а целых три: «АОУ». И не только в этом заключается трудность. Дело в том, что это «трезвучие» придется петь с разными интонациями.

Выполнение упражнения. Какие же это интонации, спросите вы? Ответ будет краток: с такими, какие придумаете. Начните с вопросительной. Потом попробуйте обиженную. Короче, не буду лишать вас радости творческих открытий.
Только покажите ребенку, как это нужно проделать. Спойте разок-другой сами. А там и ребенок подключится. Не забывайте дирижировать процессом.
Упражнение № 5.
Исходное положение. Ну, слава богу. Автор методики разрешил произвольное исходное положение. Даже странно, как это? А можно стоя на голове? Или все же лучше на ногах?

Суть упражнения. Теперь понятно, почему произвольная стойка. Сейчас ребенок будет участвовать в побитии рекорда и занесения имени в книгу Гиннеса. То есть ребенок должен голосить. Как можно дольше держать звук на выдохе.

Выполнение упражнения. Я вас не напугал словом «голосить»? Напугал-таки. Простите. Но вы меня не правильно поняли. Орать не надо. Надо долго звучать. Надо сделать быстрый вдох ртом и на выдохе долго тянуть любой звук.
Объясните ребенку, что для того, чтобы голос звучал долго, нужен не сильный крик, а спокойное, я бы даже сказал тихое, пение. Наша задача научить ребенка длительному звучанию. Записывайте рекорды вашего ребенка и не забывайте вручать ему заслуженную награду.
Ключевые слова: дизартрия, дыхательные упражнения

Еще рекомендуем:
Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координаций). Невроз и заикание. Это определение было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского

Нещодавно до нас звернувся тато восьмирічного Олега, який заїкався. Нарис про заїкання 6. Дисципліна під час домашньої роботи. На занятті в центрі Олег себе поводив дуже старанно виконуючи всі мої вказівки при роботі з програмою. Йому все вдавалося досить легко.

Разговор пойдет о шепоте, уникальной речевой составляющей. Свист и шепот. Мы с вами уже как-то привыкли, что в нашей речи обязательно участвуют голосовые связки. Сидят они себе в гортани и вибрируют. И голос льется в поле ласковым дождем… .

воскресенье, 1 февраля 2009 г.

Упражнения третьего комплекса

Упражнения третьего комплекса
Ну и, наконец, третий комплекс упражнений «новой» методики формирования речевого дыхания у детей. Он состоит из тех же двойных коротких шумных вдохах, которые вы освоили еще в первом комплексе. Плюс к ним добавляются более сложные двигательные движения.

Цель данного комплекса сводится к тому, чтобы выполнять дыхательные упражнения через преодоление трудностей. Например, мы будем дышать, наклоняя туловище или обхватив грудную клетку руками. То есть через преодоление будем развивать грудобрюшной тип дыхания и увеличивать объем легких.

Автор, опять-таки рекомендует выполнять этот комплекс перед зеркалом, чтобы ребенок визуально мог контролировать свои движения. То есть, подключаем зрительные рецепторы. Я не знаю, нужно ли мне вам в очередной раз напомнить, чтобы вы придумали игру, в которую органично вписались бы эти упражнения.

Упражнение № 1.
Исходное положение. Упражнение выполняется в положении стоя. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень груди. Плечи разведены. Руки находятся немного на разных уровнях, чтобы при выполнении упражнения не ударялись одна о другую.

Суть упражнения. Упражнение сводится к тому, чтобы выполнять встречные движения согнутыми на уровне груди руками. То есть руки движутся навстречу друг другу, вплоть до касания руками плеч: правая рука обхватывает левое плечо, а левая рука – правое плечо. При этом грудная клетка сжимается. Достигнув максимально сведенного положения руки, без всяких пауз, возвращаются в исходное положение. А достигнув исходного положения, опять выполняют упражнение. То есть, упражнение состоит из двух встречных движений рук.
Автор не рекомендует расширять грудную клетку разведением рук широко в стороны. Особое внимание нужно уделять горизонтальному положению рук. Они должны находиться на уровне плеч. Не надо допускать их опускания.
Движения руками нужно выполнять в удобной для ребенка темпо-ритме.

Выполнение упражнения. Дело в том, что это упражнение похоже на движения, которые мы выполняем, когда замерзли. В этот момент мы обхватывает плечи руками. А когда мы решаем согреться активнее, то выполняем это движение, разгоняя, таким образом, кровь. Это я к чему? Это я к тому, как вам объяснять ребенку суть упражнения. Заодно и научите его согреваться.
Обязательно покажите ребенку, как нужно выполнять это упражнение. А потом поправляйте его, если он делает что-нибудь не так. Да, при выполнении упражнения у ребенка всегда одна рука будет сверху, а другая снизу. Не надо их менять. Пусть все остается так, как решил ребенок. Кисти рук должны быть расслаблены.
Покажите выполнение упражнения на ребенке. Акцентируйте его внимание на том, до какой степени должны руки сойтись, и до какой степени разойтись в стороны.
Упражнение № 2.
Исходное положение. Исходное положение ничуть не отличается от того, в котором находился ребенок в предыдущем упражнении.

Суть упражнения. Да и само упражнение отличается от предыдущего только тем, что в первое упражнение мы будем вводить наше «секретное» дыхание. Усвоенные нами короткие шумные вдохи мы будем делать следующим образом. Когда руки пошли навстречу друг другу, ребенок должен выполнить первый короткий шумный вдох. Потому руки быстро возвращаются в исходное положение и опять направляются навстречу друг другу. В этот момент ребенок должен произвести второй короткий шумный вдох. И только теперь, когда руки вернулись в исходное положение и замерли можно делать произвольный выдох. То есть сохраняется правило из предыдущих комплексов: два коротких вдоха на один произвольный выдох.

Выполнение упражнения. В принципе, я думаю, что с этим упражнением все понятно. Остается только придумать игровую форму. Автор предлагает ребенку «греться, одновременно нюхая воздух». И чего он должен вынюхивать? Может это голодный волк из мультфильма греется в зимнюю пору? И вынюхивает, где б чем поживиться? Вполне может быть. Помните это мультфильм, когда собаку выгнали из дома и ей помог волк. Там еще прозвучала коронная фраза: «Щас, спою!». Не мешало бы ребенку показать этот мультфильм. Так сказать, освежить память.
Упражнение № 3.
Исходное положение. Ребенок находится в положении стоя. Ноги находятся на ширине плеч, руки опущены вдоль тела и соединены. Рекомендуется в руки ребенку дать палочку, длиной около пятнадцати сантиметров.

Суть упражнения. Упражнение сводится к тому, чтобы ребенок выполнял движения, похожие на те, которые выполняют люди, когда ручным насосом накачивают колесо автомобиля. Объясните ребенку, что у него в руках не просто палка, а ручка насоса. И он должен выполнять ритмичные неглубокие наклоны вперед, с опущенными вниз руками. Ноги сгибать нельзя. А вся «прелесть» этого упражнения заключается в том, что наклоны нужно делать двойные: делаем один неглубокий наклон; немного распрямились и сразу же выполняем второй наклон. На счет «раз» делаем небольшой наклон и полувыпрямление. На счет «два» делаем еще один наклон и полное выпрямление. На сет «три» и «четыре» принимаем исходное положение.

Выполнение упражнения. В этом упражнении ничего особенного придумывать не надо. Само упражнение уже представляет из себя осмысленное движение (накачка колеса). Этакие пружинистые двойные наклоны вперед. Можно только «раскрасить» упражнение предлагаемыми обстоятельствами: куда вы ехали? Или на каком автомобиле?
Упражнение № 4.
Исходное положение. Как вы уже догадались, ребенок должен принять то положение, что и в предыдущем упражнении.

Суть упражнения. Суть проста. К предыдущему упражнению нужно добавить определенное дыхание. При первом наклоне делаем короткий шумный вдох. При втором наклоне делаем второй короткий шумный вдох. При принятии исходного положения произвольный выдох.

Выполнение упражнения. Вдохи нужно производить максимальной точке наклона. И придумайте, зачем нужно нюхать воздух, когда накачиваешь колесо.
Автор методики утверждает, что при выполнении всех трех комплексов упражнений ребенок обретет навык диафрагмального дыхания, увеличит объем легких и разовьет необходимые для такого дыхания мышцы.

Ключевые слова: дизартрия, диафрагмальное дыхание

Еще рекомендуем:
Заикание, или логоневроз, являясь многокомпонентным и одновременно многоуровневым психофизиологическим феноменом предполагает значительную роль психического фактора в своем возникновении и дальнейшем развитии. Связи депрессии с заикание. На это указывали еще первые исследователи проблемы заикания.

Лікарі нашого центру розуміють цю проблему і тому з деякого часу у нас проводяться безкоштовні первинні заняття для того, щоб людина була впевнена в тому, чи їй зможе допомогти програма, чи ні. Нарис про заїкання 5. Впевненість. Звичайно ж, наприкінці цього заняття можна придбати програму, але можна її і не купувати, а придбати пізніше.

Только пять процентов(!) людей от природы имеют красивый и приятный голос. Как сделать голос красивым. Но вы тоже можете поработать над своим голосом и сделать его более красивым. Приятный и красивый голос — это, как правило, нежный голос - не громкий и не тихий, не быстрый, не резкий, не слишком низкий.

Читатели «Дизартрия news»