среда, 25 февраля 2009 г.

Упражнения на развитие пространственного мышления

Упражнения на развитие пространственного мышления
Продолжим заниматься формированием пространственного мышления. В предыдущем сообщении я писал, что перечисленные тесты нужно не только для определения развития ребенка, но их можно использовать как упражнения для занятий с детьми.

В прошлый раз мы занимались понятиями «лево» и «право». Сегодня мы займемся другими направлениями ориентирования: «вверх» и «вниз», «сверху» и «снизу». А также познакомимся с предлогами, которые помогают ориентироваться в пространстве. Это предлоги: в, за, от, из, из-за, около, перед. Давайте без лишней демагогии приступим к упражнениям.

Упражнение № 1.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. Как вы уже усвоили ребенку упражнения нужно преподносить в игровой форме. Понятия «вверх» и «вниз» можно объяснить ребенку во время прогулки. Если вы гуляете зимой – то лучшим «тренажером» окажется снежная горка. Чтобы спустится «вниз» нужно сначала подняться «вверх». Летом это можно проделать на искусственной горке. Главное, чтобы ребенок не просто катался, а спрашивайте его: куда он сейчас направляется?
В домашних условиях в качестве тренажера можно использовать все: от детской пирамидки, до большого шкафа с множеством полок.
Главное превратить сие действие в интересную и познавательную игру.
Упражнение № 2.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. С понятиями «сверху» и «снизу» тоже не сложно придумать игру. В качестве реквизита используйте стопку книг или журналов, ту же детскую пирамидку с цветными кольцами и т.п. Или заготовьте лист чистой бумаги и несколько вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур (треугольники, кружки и квадраты). Размещайте их в разных частях белого листа и просите ребенка объяснить, какая фигура сверху, а какая снизу.
Потом попросите ребенка размещать цветные фигуры по вашей команде.
А еще сделайте три кружка: красный, желтый и зеленый. Этакий светофор. Вы не только сможете «отработать» понятия «сверху» и «снизу», но и дать урок правил дорожного движения.
Упражнение № 3.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве с помощью предлогов.
Выполнение упражнения. Возьмите любую детскую сказку. В каждой сказке обязательно встречаются понятия, указывающие на место действия. Или герой сказки, например, Красная Шапочка, направляется «из» дома к бабушке; «перед» ней возникает волк «из-за» кустов и т.д. Задавайте ребенку наводящие вопросы. Откуда вышла Красная Шапочка? Где живет волк? А где живет бабушка? В ответах ребенка должна звучать указанные предлоги.
Упражнение № 4.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве с помощью предлогов.
Выполнение упражнения. Покажите ребенку картинку и попросите его рассказать, что на ней нарисовано. Во время рассказа задавайте наводящие ориентировочные вопросы, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал предлоги «под», «над», «на».
Или поиграйте с ребенком в такую игру. Пусть ребенок находит загаданный предмет, по вашей инструкции. А в инструкции должны звучать перечисленные выше предлоги. Не забывайте подключать «цветные» словечки, чтобы ребенок заодно ориентировался и в цвете.
Упражнение № 5.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространстве.
Выполнение упражнения. Вы говорите ребенку фразу с предлогом, определяющим местоположение, а ребенок должен сказать фразу, с противоположным предлогом. Например, вы говорите: «кошка лежала под стулом». А ребенок должен поменять место кошки и сказать: «кошка лежала на стуле». Придумайте сами интересные и понятные фразы.
Упражнение № 6.
Цель упражнения. Развитие ориентирования ребенка в пространственном определении. Вставить нужный предлог.
Выполнение упражнения. Вам необходимо произнести предложение, умышленно пропустив предлог. А ребенок должен «вставить» пропущенный предлог в ваше предложение. Например, вы говорите: «Дедушка вышел …дома». Ребенок должен понять, что вы хотели сказать и добавить: «из дома». «Котенок залез …шляпу». «Дерево растет … окном».
Упражнение № 7.
Цель упражнения. Понять, что перепутано в предложении.
Выполнение упражнения. На стене лежит перина, на кровати же картина. Дед в печи, дрова на печи. Дальше подключайте свою фантазию.
Упражнение № 8.
Цель упражнения. Выполнение ваших инструкций и ответы на ваши вопросы.
Выполнение упражнения. Давайте ребенку задания. Например: «положи ложку в тарелку». И дальше задайте ему вопрос: Где лежит ложка? Или возьмите ключ и дайте ребенку задание положить ключ на полку, или в книгу, или за книгу, или под книгу. При выполнении действия спрашивайте ребенка, чтобы в ответах он указывал место расположения ключа с помощью предлогов.
Ключевые слова: дизартрия, упражнения

Еще рекомендуем:
Неправильно думать, что раз заикание усиливается при появлении эмоций во время общения, то нужно лечить «неправильную психологию общения». У ребенка проблема с речью? Любые естественные и даже минимальные эмоции могут вызвать срыв стабильности речи из-за хронически повышенного тонуса речевого центра.

Наприкінці першого заняття, як це у нас завжди відбувається, він свідомо заговорив без жодного спазму, абсолютно розуміючи, яким чином йому це вдається робити. Нарис про заїкання перший. Вилікувався. Придбавши програмний комплекс, він почав займатися щоденно по півтори години на добу, як говорилося в інструкції. Інколи він займався навіть трішки більше.

И все-таки, мог ли В.Лановой вылечить заикание украинскими песнями? Мог. Просто у него была легкая форма заикания. А украинские песни протяжные. Слоги в этих песнях длинные. И плюс все вышесказанное подарило нашему театру и кинематографу замечательного актера.

вторник, 24 февраля 2009 г.

Тестирование пространственного мышления

Тестирование пространственного мышления
Ну, что, дорогие мамы и папы, продолжим свое образование ради развития собственных детей? Вопрос чисто риторический: раз вы заходите в этот блог, значит вы в поиске нужной информации. Значит с вашим ребенком не все в порядке и его дальнейшая жизнь зависит от ваших знаний и вашего терпения, которого я вам и желаю.

Тема сегодняшнего разговора «развитие пространственного мышления у детей с дизартрией». В общих чертах мы уже обращались к этой теме, но теперь пришло время ознакомиться с ней подробнее. Зачем это нужно? Дело в том, что пространственное мышление является составной частью «действенного» развития ребенка. Через что ребенок познает мир? Через, в том числе, и предметы, которые он видит, и которых касается. И через манипуляцию ими.

Уже в грудном возрасте ребенок начинает «ориентировку» на местности. Где мама? Где грудь? А где моя погремушка? Мы не зря катаем ребенку мячик, чтобы он научился его ловить. Или подвешиваем к кроватке игрушки, чтобы он тянулся к ним и играл ими. Этим самым мы формируем нейронные связи, развиваем центральную нервную систему и кору головного мозга.

Развитие пространственного мышления формирует объемный мир маленького человека и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто: лево-право, прямо-криво и т.п. понятия. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его величина и еще много-много пространственных образов.

Хватит разглагольствовать, приступаем к практическим занятиям. Если вашему ребенку уже шесть лет, и ему скоро в школу, то для начала давайте хотя бы протестируем? Что он знает и понимает, а чему его надо срочно учить.

Тест № 1.
Цель этого тестирования понять, насколько глубоко и правильно ребенок ориентируется в понятии право и лево.
Задание. Попросите ребенка показать левую руку. Потом правую. Попросите ребенка взять предмет левой или правой рукой.
Выполнение. Ваша задача понять: хорошо ли ребенок ориентируется в определении правой и левой руки. Не подсказывайте ему и не показывайте. Просто пусть выполнит ваше задание.
Тест № 2.
Цель: проверить, как ребенок ориентируется в понятии левой и правой части тела. Заодно давайте проверим, как понимает ребенок понятия левой и правой стороны.
Задание. Ребенок должен выполнять ваши команды: повернуться налево; повернуться направо; постоять на левой ноге; постоять на правой ноге; поднять левую ногу; поднять правую ногу.
Выполнение. Данное задание очень напоминает игру в «военных». Вы командир. Ребенок подчиненный, солдат. Вы готовите его к военному параду. Команды отдавайте сначала в указанном выше порядке, а потом в произвольном.
Тест № 3.
Цель: проверить, как ребенок ориентируется в пространстве.
Задание. Ребенок должен назвать, что находится слева от него, что справа. Потом попросите его подойти к столу и положить на стол кубик справа от лежащей на столе книги, или слева. Немного усложните задание: пусть ребенок станет справа от вас, или слева. Пусть ребенок определит: где у вас левая рука, а где правая.
Выполнение. Не подгоняйте ребенка, пусть он немного подумает, прежде чем выполнить ваше задание. Именно в процессе «думания» ребенок развивает пространственное мышление.
Тест № 4.
Цель: определение частей тела.
Задание. Ребенок должен дотронуться до определенных парных частей вашего тела (руки, ноги, уши, щеки, глаза) а вы, в свою очередь называете ее. Например, ребенок дотронулся вашей левой руки. Вы говорите: Это моя правая рука. Ребенок должен понять: правильно ли вы говорите, или ошиблись.
Выполнение. Выполняйте это задание в игровой форме. Как будто он взрослый, а вы ребенок. И это он обучает вас правильному названию частей тела.
Тест № 5.
Цель: проверить правильность ориентации ребенка в отпечатках рук и ног.
Задание. По отпечаткам рук и ног на листе бумаги ребенок должен назвать, какой отпечаток правый, а какой левый.
Выполнение. Эту игру можно назвать «следопыт». Или «сыщик». Задание можно усложнить и сделать еще более интересным. Сделайте несколько отпечатков ног (отпечатков разной обуви ребенка и вашей), и он должен узнать, какой отпечаток соответствует какой обуви.
Тест № 6.
Цель: проверить умение ребенка сопоставить себя с изображением.
Задание. Определение правой и левой руки на картинке.
Выполнение. Сделайте подборку картин, где были бы изображены люди, которые держат в руках какие-либо предметы. Попросите ребенка определить, кто в какой руке держит тот, или иной предмет.
Тест № 7.
Цель: проверить пространственную ориентацию.
Задание. Ребенок должен определить, где у листа бумаги правая сторона, а где левая.
Выполнение. Заранее подготовьте книжку-раскраску, или изготовьте ее сами. Попросите ребенка раскрасить что-нибудь в левой стороне листа, или в правой определенным цветом. Или сами нарисуйте на листе бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и давайте команду раскрасить ту или иную фигуру определенным цветом.
Тест № 8.
Цель: проверить пространственную ориентацию.
Задание. Ребенок должен определить, правый или левый карман на предмете одежды.
Выполнение. Разложите на столе предметы одежды с карманами. Для усложнения задания предметы одежды нужно разложить в разном положении по отношению к ребенку.
После того, как ваш ребенок выполнит все перечисленные тесты вы сможете понять, в каком состоянии находится его пространственное мышление. Эти результаты подскажут вам, на что нужно обратить внимание в дальнейших занятиях с ребенком. Кстати, задания, которые выполнял ребенок, могут вам помочь в развитии пространственного мышления на начальном этапе.

Ключевые слова: дизартрия, тесты

Еще рекомендуем:
В основу методики коррекции положено очень важное наблюдение, сделанное учеными нашего Центра — у людей с низким голосом речевые спазмы не наблюдаются! Если невнятная речь. По крайней мере, среди тех трех тысяч человек, которые прошли через нас.

За даними Британської асоціації тих, хто заїкаються (British stammering association) до 10% жителів Європи стикаються з тими або іншими мовними проблемами, які частіше зустрічаються в дитячому віці. Почему я заикаюсь. Аналогічна ситуація спостерігається і в Росії. Причому заїкання у чоловіків зустрічається в три-чотири рази частіше, ніж у жінок, що пов'язане з особливостями взаємодії правої і лівої півкуль мозку.

Ну, картавость – это не болезнь. Исправление картавости. Во всяком случае, у многих специалистов язык не поворачивается назвать ее болезнью. Хотя именно в неповоротливости языка вся и загвоздка. И в дальнейшем, это сможет стать источником эмоционального дискомфорта ребенка.

Читатели «Дизартрия news»