вторник, 10 марта 2009 г.

Основные периоды развития речи у ребенка

Основные периоды развития речи у ребенка
Недавно ко мне обратилась молодая мама с просьбой дать хотя бы примерный «образец» развития речи ребенка от рождения до школы. Он ей необходим для того, чтобы отслеживать нормальное развитие ребенка и, в случае чего, заметить отклонения.

Прежде всего, хочу сразу сказать, что речь ребенка не возникает сама по себе. Она возникает только в процессе общения. То есть, если сидеть и ждать, когда ребенок заговорит – то дела вашего малыша будут плохи. Вы должны постоянно разговаривать с ним. На любые темы. Он должен слышать вашу речь, и именно она станет его первым, и самым главным учебником.

И еще. Если в речи мамы или папы имеются недостатки (заикание, картавость, дизартрия, быстрая речь и т.п.), то есть большие шансы у ребенка перенять эти недостатки. Ведь речь ребенка формируется на подражании. Поэтому сразу хочу посоветовать будущим мамам – сделайте все возможное, чтобы избавиться от речевого недостатка.

Ну, а теперь давайте перейдем к «образцу» развития речи. Я надеюсь, вы понимаете, что ниже написанное имеет приблизительный характер. Это обобщенный опыт исследования тысяч детей. Но каждый человек индивидуален. Поэтому, не стоит впадать в панику, если у вашего ребенка немного не те сроки развития, чем описанные ниже.

1. Период гуления и лепета.
Этот период начинается с конца первого месяца – начала второго месяца жизни ребенка и длится примерно до восьми месяцев.
Сначала появляется гуление, когда ребенок начинает издавать негромкие протяжные звуки или слоги: «а-гу-у», «га-а-а», «гу-у-у», «а-а-а», «у-у-у» и т.п. В основном преобладают гласные звуки.
В районе шести месяцев у ребенка начинает появляться лепет. Ребенок начинает издавать повторяющиеся слоги «та-та», «ба-ба», «ма-ма» и т.п. Ребенок как бы играется с голосовыми звуками. Все родители прислушиваются к этим звукам, пытаясь услышать «па-па» или «ма-ма». И правильно делают: нельзя пропускать эти секунды радости. А ведь ребенок в этот период действительно начинает давать названия предметам, с которыми общается. Ребенок начинает артикулировать. В его лепете «отрабатываются» почти все звуки алфавита, которые он услышал от вас. Возникает и интонационная составляющая, выражающаяся радостными и требовательными нотками.
2. Период усвоения первых слов и фраз.
Этот период длится от одного года да двух лет. Хочу немного расстроить мам и пап, но первыми словами ребенка являются не слова, определяющие объект или предмет (это я про вас), а глаголы, выражающие просьбу (требование). Чаще всего это слова «дай», «на» и т.п. Количество первых слов зависит от состояния психического развития, поэтому их количество может очень разница у разных детей.
К полутора годам первые слова начинают объединяться в двухсловные предложения, фразы. Естественно их нельзя назвать предложением в полном смысле этого слова. Их даже понять довольно сложно, если ты не в курсе ситуации. Мы не раз с этим встречались, что мамы и бабушки в каких-то неоформленных звуках находят верный смысл. Потому что они постоянно «настроены» на волну ребенка.
К двум годам количество слов в предложениях возрастает. Да и сам словесный запас ребенка значительно прибавил. Слова во фразах начинают разделяться на опорное слово и переменное.
3. Период усваивания грамматики языка.
Этот период длится примерно от двух до трех лет. Как мы уже заметили, количество слов во фразах ребенка возросло и продолжает возрастать. Предложение строится по линейному принципу: опорное слово и неглавные слова. Причем опорное слово ребенок размещает в конце. Слова в предложении приобретают грамматическую связь.
В этот период ребенок начинает осваивать изменение существительных, например, начинает использовать их единичное и множественное число. Но некоторые грамматические категории ему даются с трудом. К таким «трудностям» относится склонение существительных по падежам. Самое главное, что в этот период речь ребенка становится понятной независимо от ситуации, в которой она сказана.
Ребенок начинает мыслить вербально, то есть не только образно, но и словами. То есть появляется внутренняя речь. К трем годам ребенок усваивает систему родного языка.
4. Период контекстной фазы речи.
Этот период занимает около двух лет, примерно от трех до пяти. Чем особенным он примечателен? Тем, что ребенок учится произносить законченные фразы и целые отрывки устной речи, которые имеют общий смысл. А это необходимое звено для начала взаимодействия с собеседником.
И в этот период формируется словарь его языка. Ребенок начинает с помощью суффиксов и приставок изменять известные ему слова. То есть начинается инновационное творчество. И как всякое творчество приносит много эмоций, как у ребенка, так и у родителей. Эти явления говорят о том, что ваш малыш осваивает и усваивает элементы языка. Специалисты утверждают, что детское инновационное творчество появляется у всех детей. Правда у детей с речевыми отклонениями все происходит иначе и в другие возрастные периоды.
5. Период осваивания речевых норм языка.
Этот период можно выделить временными рамками от пяти до семи лет. В этот период ваш ребенок осваивает связную речь. Если говорить конкретнее, то он для того, чтобы высказать какую-то мысль начинает использовать не одно предложение, а несколько. Правда, эти предложения несовершенны, но этому совершенству некоторые учатся всю жизнь.
И важная отличительная черта речи, которая обретается в этот период, это то, что ребенок начинает излагать события в логичной последовательности. То есть, это говорит о том, что у ребенка начинает формироваться разговорное логическое мышление.
Ну, вот мы и расставили вехи в речевом развитии ребенка. Еще раз напомню, что эти вехи достаточно условны. У каждого ребенка имеются индивидуальные отклонения в ту, или иную сторону. Но при явном отставании от вышеобозначенного развития речи стоит обратиться к специалистам. И не надо ожидать, что ребенок потом наверстает отставание. Такое тоже случается, но в основном случается наоборот.

Ключевые слова: дизартрия, развитие речи

Еще рекомендуем:
Открытие произошло, как это часто бывает, случайно. Где прячется заикание. В свое время НИЦ биокибернетики, выполняя работы по заказу военных, разрабатывал методики программного устранения разрывов речи в реальном времени при технических неполадках. И вот оказалось, что данные методики также могут успешно применяться для устранения разрывов речи при заикании.

Коли людина спостерігає за собою з самого дитинства, то у кожного свого часу з'являється бажання, спроба і напрямок порівнювати себе з іншими. Характер людини. Під час порівняння виникають думки, слова і дії, які спрямовують людину на той шлях, який вона приймає своїм вольовим рішенням.

Это, если визг испуганный. Но есть визг и других оттенков. Вот, например, девчонки в начальных классах. Мальчишки очень любят подергать их за косички. В результате получаем школьный визг. Этот визг содержит в себе много психологических красок.

Читатели «Дизартрия news»