вторник, 14 мая 2013 г.

Лексика при ДЦП

Дизартрия news:Лексика при ДЦПУ детей с церебральным параличом присутствуют нарушения лексического порядка, то есть, усложнен процесс познания и употребления новых слов. С чем это связано? Да хотя бы с тем, что в результате ограниченности в движении они мало общаются с окружающим миром. А ведь именно активнее познание мира способствует формирования языка. А если такового нет? Тогда у ребенка формируется не только неполное представление о предметах и явлениях, но и, порой, ошибочное представление.

Это происходит не только потому, что ребенок ограничен в общении с окружающим миром. Дело в том, что у детей с ДЦП нарушено развитие аналитического и ассоциативного центров. Отсюда и дополнительные трудности в формировании комплексных ассоциаций. В результате всего этого у ребенка не складывается полного, объемного представления о предмете. Ему трудно связывать предмет с его основными качествами, например с формой предмета. Таким детям с большим трудом удается соотнести плоские фигуры с объемными.

Отсюда и названия окружающих предметов ребенок запоминает очень плохо. В нормальной ситуации у каждого слова складывается свой «двигательный образ». Мы только представили предмет, а в артикуляционном аппарате уже ждет «заготовка» этого слова, что открыть и куда направить. А у больного ребенка этих заготовок практически нет, не заготовлены они. Для того, чтобы из создать необходимо научить ребенка находить сходное в разном, и наоборот, разное в сходном. Нужно его научить отличать схожие предметы. Каким образом научить? Только в результате систематических практических действий.

Ведь к чему сводится весь процесс воспитания и обучения ребенка? К созданию и закреплению нервных связей между головным мозгом и конкретными действиями мышц. Мышц, которые производят действия, как всего организма, так и речевого аппарата в частности. И процесс обучения всех детей происходит в игровой форме. Игра, это самое природное занятие детей. Только игра должна быть не спонтанной, а целенаправленной. Когда ребенок предоставлен сам себе он тоже играет, но он в этот момент, в лучшем случае, закрепляет узнанные ранее навыки. А в обычной ситуации (имеются в виду дети, больные ДЦП), он играет в то, что его не напрягает. То есть, не учится. И здесь большая миссия именно родителей. Играть в «правильные» игры должны вы вместе с ребенком. И делать это ежедневно, без перерывов на выходные и праздники.

И все игры должны быть направлены на то, чтобы у ребенка формировалось представление об окружающей среде, явлениях и предметах. Именно такие игры будут являться предпосылкой для развития словарного запаса ребенка. Ребенка нужно учить всему: смотреть, слушать, наблюдать, ощущать предметы и явления. Ему нужно объяснять, зачем эти предметы нужны человеку, как они созданы. То есть, чем больше информации о предмете или явлении будет иметь ребенок, тем осмысленнее он будет пользоваться словами, объясняющими этот предмет. Это создает у детей обобщенный способ умственной деятельности.

Давайте поговорим о детях дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольников нужно научить понимать и словесно произносить название предмета и действия, связанные с этим предметом. Например, лампа – светит, телефон – звонит и т.п. Ребенок должен научиться отличать и называть части предметов. Например: у машины колеса, у ботинок – шнурки, и т.п.

В младшем школьном возрасте требования усложняются. Нужно не только знать и называть предметы домашнего обихода, но и научиться словесно объяснять свойства этих предметов. Например: вода – жидкая, мокрая, небо – голубое, солнце греет и т.п. В более старшем школьном возрасте ребенок должен не только понимать и активно использовать слова, обозначающие названия окружающих предметов, но и ориентировать в пространстве эти предметы. Сказано сложновато, а вот по сути все просто. Ребенок должен освоить понятия далеко и близко, вперед и назад. Следующая цель в занятиях это временное ориентирование. Это такие понятия, как утро, день, вечер, сначала и потом.

То, что я описываю в настоящей статье, делают все мамы и, иногда, папы. Именно так, хотя зачастую и не отдавая себе отчет, идет обучение детей не только больных, но и абсолютно здоровых. Только в нашем случае необходимо больше прикладывать сил и стараний. Делать все это целенаправленно и скурпулезно.

Я сегодня по дороге в магазин наблюдал, как молодая мама разговаривает со своим малышом. Она задает ему вопросы о некоторых встреченных им предметах и, вместе с ребенком отвечает на них. При этом не забывает хвалить довольного малыша. После похвалы он готов продолжать общение. Он готов взойти на новую высоту познания мира. Он почувствовал себя чуточку взрослее. На самом деле так и есть. Каждую минуту наши дети растут. И от нас зависит качество этого роста.

Ключевые слова: дизартрия, лексика, ДЦП

Читатели «Дизартрия news»